Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Вольная борьба с коррупцией

В последние годы в России была запущена целая серия новых инфраструктурных мегапроектов – достаточно вспомнить хотя бы подготовку к Олимпиаде-2014 в Сочи. Эти проекты требуют расходования значительных бюджетных средств. А еще в силу своей масштабности они привлекают особое внимание первых лиц государства. Поэтому если что-то идет не так, чиновники и правоохранительные органы наперегонки бросаются искать виноватых. И зачастую желание отчитаться перед начальством затмевает даже здравый смысл, не говоря уже о букве закона. Характерный пример такой «охоты на ведьм» — история со строительством Приморского океанариума.

Слово и дело

океанариум 1Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум» на острове Русский должен стать одним из крупнейших подобных объектов в мире. Его площадь превысит 30 тысяч квадратных метров. В нем смогут разместиться 15-18 тысяч особей, 500-600 видов живых организмов, обитающих в разных морях и океанах планеты, а также в реке Амур, озерах Байкал и Ханка.

Первоначально океанариум планировалось открыть к саммиту АТЭС-2012, позже дату перенесли на сентябрь 2013 года. А потом еще раз перенесли – на 2014 год. А потом еще…

Понятно, что такое поведение строителей столь грандиозного объекта не могло остаться незамеченным. Гром грянул в ноябре 2014 года, после приезда на объект Президента РФ Владимира Путина, который собственными глазами увидел, что океанариум еще не готов к скорой сдаче. Глава государства посещал стройку и до этого, причем вместе с высокопоставленными зарубежными гостями, которым рассказывал об амбициозном российском проекте. Словом, у Владимира Путина были особые причины возмутиться затягиванием сроков сдачи проекта.

На совещании в Приморье с ответственными лицами 14 ноября 2014 года глава государства потребовал сдать океанариум через полгода. А уже на следующий день, 15 ноября, было возбуждено уголовное дело о хищении 2 млрд рублей при строительстве объекта. Сразу после этого был арестован директор «Дирекции по строительству в ДФО» Андрей Поплавский, а вскоре под стражу был заключен и Олег Шишов — генеральный директор ООО «НПО «Мостовик», осуществлявшего строительство океанариума.

По версии следствия, с марта 2010 года по сентябрь 2014 года сотрудники ООО «НПО «Мостовик», несмотря на произведенное авансирование строительно-монтажных работ по строительству «Научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» во Владивостоке, в установленный срок работы не выполнили, а путем обмана похитили выделенные средства на сумму 1 млрд 982 млн рублей. Правда, затем эта сумма следствием была снижена до 1,1 млрд рублей.

Кто виноват?

Андрей Поплавский
Андрей Поплавский

Андрея Поплавского, бывшего руководителя дирекции по строительству в ДФО УДП РФ, осуществлявшей контроль за строительством Приморского океанариума, обвинили тогда в присвоении и растрате. По версии следствия, Андрей Поплавский и Олег Шишов организовали преступную схему, в результате реализации которой были растрачены деньги.

Старший следователь ГСУ СК РФ при председателе СК РФ Рустам Габдуллин обвинил экс-руководителя «Дирекции по строительству в ДФО» по двум эпизодам присвоения и растраты. Следствие сочло, что Поплавский искусственно завысил смету на 10%, и эти деньги были выведены через компанию Шишова. Однако следствие не смогло объяснить, каким образом Поплавскому удалось завысить стоимость работ, назначенную Управлением делами Президента РФ, проверенную КРУ УДП РФ и утвержденную Главгосэкспертизой. Более того в Арбитражном суде было доказано, что Поплавскому удалось сэкономить почти два миллиарда рублей. Однако эти факты следствием не были приняты во внимание.

Олег Шишов признал свою причастность к хищениям 1,9 млрд рублей при строительстве океанариума и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием. Он и дал показания против Андрея Поплавского. При этом представитель Следственного комитета Владимир Маркин объявил, что Поплавский причастен к хищению почти 2 млрд рублей, однако Следственный комитет на протяжении семи месяцев не предъявлял Поплавскому обвинение и в итоге обвинил совершенно в другом преступлении.

Олег Шишов
Олег Шишов

Такая переменчивость позиции следствия не помешала правоохранительным органам твердо придерживаться другой линии – исключительно жесткой позиции по отношению к обвиняемому Андрею Поплавскому. Несмотря на ходатайство его адвоката Александра Карабанова о том, что у Андрея Поплавского обострились тяжелые хронические заболевания, требующие срочной квалифицированной медицинской помощи, 5 ноября судья Московского городского суда Андрей Расновский удовлетворил требование следователя Рустама Габдуллина оставить Поплавского в СИЗО-1 города Москвы до 13 марта 2016 года. Судья свое решение объяснил тем, что Поплавский, находясь на свободе, «может оказать воздействие на свидетелей». Но судья почему-то не учел, что Поплавский не является общественно опасным преступником и за время пребывания под стражей он дважды перенес инсульт, в результате чего его левая рука практически парализована.

У Андрея Поплавского имеется гипертоническая болезнь третьей степени четвертой стадии риска, которая относится к тяжелым заболеваниям, и, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 года № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», лица, страдающие данным заболеванием, не должны содержаться под стражей. Само ФКУ «СИЗО-1» ФСИН России также подтверждает данный диагноз Поплавского, но в лечебном учреждении при СИЗО-1 нет ни соответствующей аппаратуры для диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, ни квалифицированных кадров. Кроме того, у Андрея Поплавского тяжело больная мать 1927 года рождения. Тем не менее, судья не изменил меру пресечения для Поплавского на домашний арест.

Что касается самой сути обвинений, то Андрей Поплавский свою вину категорически отрицает. «Меня обвиняют в том, что я похитил какие-то деньги, — заявил он на суде. — Но на момент моего ареста на счете ФГУП «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе» было более 4,5 млрд рублей, и еще около 2 млрд рублей были на счету в казначействе. Почему-то следствие не хочет этого видеть. Меня обвиняют в том, что я вел себя как хозяин и заставлял людей работать. Но если бы я так не поступил, то строительство океанариума не сдвинулось бы с мертвой точки. Мы построили уникальный объект. На момент моего ареста строительство объекта было практически полностью завершено. Путем уторговывания стоимости выполненных работ с партнерами я экономил более 2 млрд рублей. Я в уголовном деле против меня не вижу никаких доказательств, которые свидетельствовали бы о каком-то преступлении. Я не вижу причин для продления срока моего пребывания в заключении».

Кроме того Андрей Поплавский жаловался на то, что в его уголовном деле слишком много документов, которые не имеют к делу никакого отношения. Но выход нашелся: Поплавского ограничили в ознакомлении с материалами дела!

«Меня еще удивляет то, что показания свидетелей меняются на 720 градусов, — продолжил Поплавский. — А в ходе следствия часто говорят, что у меня за границей есть какая-то недвижимость, не показывая при этом никаких доказательств. Зачем вокруг моего дела создавать такую ауру? Ведь у меня за рубежом нет никакой недвижимости. А за границу я уезжал раз в год для лечения».

Александр Карабанов
Александр Карабанов

Он также отметил, что следствие категорически отказывается проводить независимую финансово-экономическую экспертизу проекта по строительству Приморского океанариума, которая может многое прояснить в этом деле.

«СК не может признать свою процессуальную ошибку. Первоначально, пытаясь выслужиться перед президентом и выполняя бездумно его поручения — выявить и наказать виновных в хищениях, всем без разбора избрали меру пресечения в виде ареста, в том числе и Поплавскому, которого забрали в СИЗО прямо из реанимации. А сейчас арест продлевают уже вынужденно, «на автомате», — прокомментировал ситуацию ПАСМИ адвокат Андрея Поплавского Александр Карабанов.

Между тем, новое руководство Дирекции и новый генподрядчик уже засветились в коррупционных скандалов, после которых громкой реакции Следственного комитета почему-то не последовало.

Замы руководителя нового подрядчика ФГУП «Ремонтно-строительное управление» УДП РФ, пришедшие из «Мостовика», оказались задержаны за коммерческий подкуп. А денег, как видно из публикаций на сайте госзакупок, с лихвой хватает не только на завершение строительства объекта (напомним, что под руководством Поплавского было выполнено 94% всего объема строительства объекта), но и на покупку дорогих иномарок, аренду квартир для сотрудников и улучшение материально-технической базы погрузо-разгрузочного комплекса Дирекции, ранее принадлежащего Министерству обороны РФ.

Что делать

Владимир Путин
Владимир Путин

В таком контексте не удивительно, что Поплавский даже написал открытое письмо президенту России Владимиру Путину, в котором попросил главу государства взять расследование дела о хищениях при строительстве Приморского океанариума под личный контроль.

Не удивительно, что глава государства на письмо не ответил – руководитель страны не может читать все, что ему пишут, на это есть аппарат.

Также не удивительно, что аппарат ведет себя таким образом, чтобы лишний раз не нервировать главу государства. Например, первый заместитель Управляющего делами Президента РФ Николай Аброськин, докладывая о ходе строительства Владимиру Путину, посетившему океанариум 4 сентября, на вопрос президента, во сколько в итоге все это обойдется, назвал цифру 20 млрд рублей. Именно эта сумма была утверждена в качестве лимита ассигнований на строительство объекта.

Сейчас океанариум введен в эксплуатацию, значит, средств на его достройку было достаточно, и все они освоены до единой копейки. Но если Поплавский похитил и растратил из бюджета стройки более миллиарда рублей, то на какие средства достраивался объект Управления делами Президента, если достоверно известно, что дополнительные деньги из бюджета не выделялись.

Вводя объект в эксплуатацию, управляющий делами президента РФ Александр Колпаков поблагодарил Андрея Антоновича Поплавского за его вклад в строительство океанариума. То, что произошло с Поплавским, Колпаков считает недоразумением.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале