За что можно уволить чиновника: 13 черных меток в декларациях о доходах
Министерство труда и социальной защиты России утвердило методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Документ призван обеспечить единообразный подход к назначению дисциплинарных взысканий в случаях несоблюдения государственными служащими антикоррупционных ограничений и запретов.
Рекомендации содержат примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия. Разработчики рекомендаций указывают, что увольнение чиновника целесообразно, если он, к примеру, скрыл от декларирования доходы или имущество, источники происхождения которых не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам; указал в декларациях цену сделок по приобретению земельных участков или транспортных средств существенно ниже рыночной, чтобы создать видимость соответствия расходов своим доходам, пытался утаить наличие банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из получаемых доходов. Всего таких ситуаций специалисты Минтруда насчитали тринадцать.
Особо отмечается, что при определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Перечень таких обстоятельств также содержится в документе.
По мнению главного редактора «Вестника антикоррупционной экспертизы» Александра Коробкина, который много лет занимается мониторингом ошибок в декларациях, появление рекомендаций позволит регламентировать правоприменительную практику привлечения госслужащих к ответственности за нарушения, и, с одной стороны, избежать ситуаций, когда за сокрытие миллионных доходов или зарубежной недвижимости чиновнику объявляют замечание, а с другой стороны предотвратить случаи увольнения за неуказание 10 рублей дохода по вкладу в Сбербанке, открытому еще в советское время.
«Нужно отметить, что реально документ начнет работать в следующем декларационном периоде – весной 2016 года, когда начнется массовая проверка деклараций чиновников за 2015 год. Такой запас времени позволит кадровым службам внимательно изучить рекомендации Минтруда, доработать ведомственные памятки и пособия, при необходимости провести обучение специалистов подразделений, занимающихся проверкой справок о доходах и расходах. Четкая систематизация возможных нарушений и применяемых за них мер ответственности будет способствовать повышению эффективности декларационной кампании как меры профилактики коррупции», – считает Коробкин.
Мы публикуем полностью приведенный в методических рекомендациях перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия:
- Не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
- Не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.
- Служащим указаны недостоверные сведения о доходах (величина ошибки более 20 % от размера общего дохода служащего и членов его семьи в год).
- Сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода. При этом сокрытие факта приобретения имущества может осуществляться, например, путем: а) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки и одновременного не указания сведений о приобретенном имуществе в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки;
б) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки, при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки.
- Сокрыт банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года не может быть объяснено исходя из доходов служащего.
- Представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе:
а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.). Особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;
б) о получении доходов от продажи имущества по цене, существенно выше рыночной, если покупателем является организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
в) о получении кредитов, займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка приносящих доход ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;
д) о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.
- Представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов, например:
а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;
б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;
в) для лиц, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»:
о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами;
о наличии счета (счетов) в иностранном(ых) банке(банках).
- Представление недостоверных сведений с целью сокрытия факта наличия у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей объектов недвижимого имущества в целях получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
- Сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации.
- Значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.
- Значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);
- Существенное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал);
- Указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего.
Сергей Шаров
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале