Конституционный суд заставил адвокатов соблюдать тайну следствия
В соответствии с судебным заключением, несанкционированное разглашение данных предварительного расследования не может рассматриваться как законное средство защиты прав подозреваемого, так как ставит под угрозу нарушения права и законные интересы других участников уголовного судопроизводства.
Конституционный суд РФ не нашел нарушений в действиях следствия, которое обязывает адвоката не раскрывать тайну предварительного расследования, сообщает газета «Коммерсант».
Соответствующее решение судья КС РФ вынес в ответ на жалобу украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного на 20 лет колонии по обвинению в подготовке терактов в Крыму. Ранее он обратился с заявлением, в котором указал, что правило, предусматривающее, что защитник не вправе разглашать данные предварительного расследования, не соответствует нормам кодекса о праве на справедливое судебное разбирательство.
Кроме того, он указал, что данное положение противоречит Конституции, которая гарантирует, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанностью государства.
Однако КС решил, что право на свободу информации может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изложив общие подходы, КС посчитал жалобы «не подлежащими дальнейшему рассмотрению». Та же позиция, вероятнее всего, будет повторена и по другим аналогичным жалобам, включая заявление Георгия Антонова, адвоката экс-главы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Дениса Сугробова и его заместителя Бориса Колесникова.
В конце апреля решением мирового суда Антонов был признан виновным в «разглашении тайны предварительного расследования» и приговорен к штрафу в размере 65 тыс рублей. Однако сразу после этого он был освобожден от наказания и судимости в связи с объявленной амнистией. Но даже такое решение суда юриста категорически не устроило. Он обжаловал вынесенное решение, однако в августе Замоскворецкий районный суд Москвы признал его законным.
Адвокат Антонова Павел Лапшов выразил уверенность в том, что приговор его подзащитному связан с продолжающимся преследованием офицеров ГУЭБиПК и людей, вставших на их защиту.
Считается, что во время пресс-конференции Антонов, дававший подписку о неразглашении тайны следствия, рассказал журналистам некоторые подробности громкого дела о скандале в ведомстве, обеспечивавшем противодействие коррупции. Адвокат пояснил, сколько полицейских было задержано и какие обвинения им предъявлялись.
При этом ряд адвокатов и журналистов подтвердили, что информация, озвученная бывшим защитником Сугробова, была распространена в СМИ еще до того, как её озвучил Антонов.
Коллеги Георгия Антонова также высказали предположение, что адвокат подвергся преследованию из-за своего стремления выяснить обстоятельства смерти заместителя бывшего главы ГУЭБиПК генерала Бориса Колесникова.
Напомним, что генерал Колесников погиб при загадочных обстоятельствах, якобы выпрыгнув с балкона здания Следственного комитета в Техническом переулке, где осуществлялся его допрос. Относительно случившегося журналисты, эксперты и официальные лица выдвигали разные версии. Так, супруга генерала высказывала убеждение о том, что Колесникова убили, а адвокат Антонов говорил о доведении его подзащитного до самоубийства. Данные версии были частично основаны на том, что незадолго до трагедии высокопоставленный полицейский, находясь в СИЗО Лефортово, получил черепно-мозговую травму. Руководство Следственного комитета, проведя проверку обстоятельств гибели Бориса Колесникова, пришло к выводу, что это было самоубийство.
Колесников вместе с другими его экс-коллегами являлся фигурантом громкого дела о превышении полномочий сотрудниками ГУЭБиПК. Всего обвиняемыми по нему проходит 12 человек, 9 из них — бывшие полицейские, которые по долгу службы должны были осуществлять противодействие коррупции. Им инкриминируется «провокация взятки», а также «превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий». Организатором этих действий, как утверждает следствие, является бывший руководитель ГУЭБиПК МВД РФ Денис Сугробов. На данный момент он находится в СИЗО. Теперь экс-главе некогда самого успешного антикоррупционного ведомства грозит до 20 лет лишения свободы.
При этом, по мнению самих обвиняемых, они действительно эффективно осуществляли противодействие коррупции, а в результате сами стали жертвами провокаций со стороны тех, чьи громкие аферы они раскрывали и пресекали.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале