Защита прав предпринимателей России от коррупционных практик
В офисе бизнес-омбудсмена РФ в рамках совместного проекта Европейского Союза и Совета Европы «Защита прав предпринимателей в РФ от коррупционных практик» прошёл семинар, где совместно с зарубежными экспертами обсуждались структура, практика и проблемы регулирующих и надзорных органов государства.
— Нам нужно собрать все лучшие практики, весь зарубежный опыт, и выжать из этого все то, что нам нужно, — отметил общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по вопросам защиты прав предпринимателей Михаил Розенфельд.
— Что касается Евросоюза, мы используем не лучшие практики, а надлежащие практики, — парировал представляющий Департамент по противодействию преступности Совета Европы Гийом Парент, впрочем, отметив, что из-за разной специфики устройства государств не всегда практика одной страны подходит другой.
Между тем, нормативно-правовые документы (и законодательство в целом) являются основой взаимодействия между бизнесом, правительством и гражданским обществом, но и в Европе система инспекций и контрольных мероприятий не идеальна и очень затратная, так считает эксперт Совета Европы Джузеппа Оттимофиоре. Она отметила, что одним из позитивных решений было введение единого контролирующего органа, в котором соединены различные департаменты, такая система, говорит она, позволяет объединить процедуры, систематизировать санкции, а также улучшает обмен информацией.
Дополнительно Джузеппа обратила внимание и на независимость органов и четкое разделение полномочий. Например, в Великобритании Управление по охране труда (национальный орган) занимается проверками предприятий повышенного риска, а местные органы (локальные/ районные) – предприятиями пониженного риска.
— Таким образом, они не дублируют свои функции. Если этому разделению обязанностей четко следовать, то систему можно считать идеальной, — заключила эксперт.
Если посмотреть на российскую практику, то у нас отсутствует четкое разделение ответственности между центральными и региональными органами контроля, более того зачастую и различные федеральные надзорные органы имеют параллельные функции, что в конечном итоге приводит дублированию проверок, а это ведет к неэффективному использованию ресурсов (материальных и кадровых).
Зарубежные эксперты отметили, что зачастую государства — члены ЕС, проводя реформы, считали первоочередной задачей институциональную реформу, в рамках которой пытались уменьшить число ведомств с параллельными функциями и четко определить сферы полномочий каждого из них.
В рамках проделанного анализа надзорных деятельности европейских государств были приведены и примеры отрицательной практики. Например, непрозрачность системы проверок – то есть, не ясны структура, подходы, законодательство, ответственность. Еще один пример — отсутствие всеобщего (общественного) блага как основной цели проверки предпринимателя, собственно, в этом и заключается профессионализм того же инспектора и понимание им той самой цели.
— Инспектор должен понимать, что главная задача – не оштрафовать предпринимателя, а устранить нарушение, проблему, — заключила Джузеппа.
— Как раз это и является одной из проблем в отношениях между бизнесом и госорганами. В России показатель эффективности контролера – это количество проверок и штрафов, — отметил господин Розенфельд, добавив, что большой коррупционной составляющей в отношениях бизнеса и чиновников является приостановка деятельности предприятия на срок до трех месяцев, — Проще сразу закрыть предприятие, — пояснил он.
Между тем, был отмечен и позитивный опыт на постсоветском пространстве. Например, Литва в 2009 году после глобального финансового кризиса и смены власти начала внедрять новый подход к проверкам предприятий и бизнесменов. Первые реформы системы контроля путем изменения законодательства были проведены в рамках интеграции в Европейский союз. Новая правовая база, в частности, запрещала приостановку работы субъекта экономики в первый год его деятельности, отменяла «палочную» систему инспекций и штрафы в случае несущественных нарушений правовых норм. Основная реформа длилась около трех лет, но сейчас ее темпы заметно снизились, отмечают эксперты.
Тем временем, в России, отметил Михаил Розенфельд, идет разработка нового законопроекта, который, как ожидается, усовершенствовав регулирование контрольно-надзорных органов, будет способствовать позитивному развитию бизнеса в стране. Джузеппа, в контексте данного заявления и параллельно резюмируя свой доклад, отметила, что в этой работе стоит учесть несколько основных факторов – это координация деятельности контролирующих органов, их образование (профессиональное), огласка их деятельности и, конечно, благо общества, как конечная цель проверок.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале