Сообщить о коррупции Рубрики
Подписывайтесь на наш Telegram

ТОП 5

Пьяная драка охранников Медведева с полицией обернулась сроком — не для них 75140 «Газпром» взялся за активы пенсионерки-миллиардерши, «разбогатевшей» за его счет 49958 Сыну Золотова и матери Кабаевой оказалась не по карману аренда VIP-резиденций в Сочи 36253 Шойгу подставляют замы, а Медведева — телохранители — расследования месяца 24114 Дети Шестуна спрашивают Путина, за что их лишили отца, обобрали и очернили 23762

Алексей Орлов: «Коррупция — норма жизни в сознании предпринимателей и населения»

Новый герой проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором» — глава республики Калмыкия Алексей Орлов. Алексей Маратович четко и подробно рассказал ПАСМИ, как реализуется антикоррупционная политика в регионе, в чем состоит сложность искоренения коррупции в бизнес-среде, как повышается уровень антикоррупционной грамотности населения и чиновников. Алексей Орлов описал, как регион помогает добросовестным бизнесменам работать в условиях кризиса. О программах для предпринимателей, о тесном взаимодействии общества и власти и о том, как подготовить человека, исполняющего свои обязанности без подкупа и волокиты, читайте в интервью ПАСМИ.

ПАСМИ: Назовите ключевые проблемы в реализации антикоррупционной политики в регионе. С чем они связаны, какие пути решения этих проблем существуют?

Алексей Орлов
Алексей Орлов

Алексей Орлов: В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин обозначил принципиальную задачу — борьба с коррупцией, указав, что от эффективности антикоррупционной работы в значительной степени зависит доверие граждан к государственным структурам.

Антикоррупционная политика Республики Калмыкия представляет собой целенаправленную деятельность по предупреждению и противодействию коррупции в целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Проводимая в Республике Калмыкия антикоррупционная политика осуществляется в рамках Закона Республики Калмыкия от 27 июня 2008 г. № 18-IV-З «О противодействии коррупции в Республике Калмыкия» и Плана мероприятий по противодействию коррупции в Республике Калмыкия на 2015 год.

Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции успешно реализуются на всех уровнях власти, включая и муниципалитеты. Каких-либо затруднений мы в этом направлении не испытываем.

Однако, немало еще предстоит предпринять для налаживания механизма взаимодействия между правоохранительными и иными государственными органами с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;совершенствования системы и структуры государственных органов и механизмов общественного контроля за их деятельностью; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности.

Необходимая нормативно-правовая основа для этого создана, и уже сейчас использование ее потенциала приносит ожидаемые положительные результаты.

Вместе с тем, одной из ключевых проблем продолжает оставаться низкий уровень антикоррупционной грамотности населения. В настоящее время рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании целой системы антикоррупционного воспитания.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий. Огромную помощь в данном направлении мы получаем от образовательных организаций, реализующих как программы среднего общего, так и высшего образования в республике.

В целях преодоления этого негативного явления служащие аппаратов государственных и муниципальных органов регулярно проходят курсы повышения квалификации по вопросам реализации законодательства в сфере противодействия коррупции, антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов о системе государственных и муниципальных закупок и т.п. Создана открытая система доступа граждан и институтов гражданского общества к деятельности государственных органов республики — Электронное правительство, Общественные приемные, Общественные и экспертные советы.

ПАСМИ: Какие достижения региональной антикоррупционной политики последних лет Вы могли бы отметить? Чья заслуга в этих успехах?

Заседание Комиссии Республики Калмыкия по противодействию коррупции
Заседание Комиссии Республики Калмыкия по противодействию коррупции

Алексей Орлов: С момента принятия в 2008 году Закона РК «О противодействии коррупции в Республике Калмыкия» в республике функционирует и продолжает формироваться правовая и организационная основы противодействия коррупции. Для координации работы по противодействию коррупции создана специальная Комиссия под моим председательством. На местном уровне созданы комиссии по противодействию коррупции во всех районных муниципальных образованиях и городе Элисте.

В 2013 г. утверждена государственная программа «Развитие эффективного государственного управления в Республике Калмыкия на 2013-2017 годы», в состав которой входит подпрограмма противодействия коррупции в республике. В результате реализации программы создана комплексная система противодействия коррупции, обеспечена прозрачность деятельности органов власти, организовано антикоррупционное просвещение и другие направления. В прошлом году уже реализован ряд основополагающих мероприятий программы. Проведены мониторинги общественного мнения, «круглые столы», межведомственные проверки деятельности ведомств и структур в «проблемных» сферах, как я уже отмечал, регулярно проводится обучение государственных гражданских и муниципальных служащих на семинарах и курсах.

Также одним из инструментов противодействия коррупции является повышение качества предоставления и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. По состоянию на сентябрь 2015 года в регионе действует 11 многофункциональных центров (в том числе два в столице республики) и 24 территориально обособленных структурных подразделений (офисов) по предоставлению государственных и муниципальных услуг. При этом доля граждан Республики Калмыкия, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, составила 78,48 %.

Проводимая антикоррупционная политика в регионе имеет свои результаты:

  1. внедрена антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов;
  2. в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления созданы комиссиы по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
  3. созданы механизмы декларирования государственными и гражданскими служащими своих доходов;
  4. введена процедура оценки регулирующего воздействия;
  5. усовершенствована система государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательства в соответствии с ФЗ-294;
  6. ограничены по частоте проведения плановые проверки (ФЗ-294);

В целом, как показали результаты мониторинга общественного мнения, антикоррупционная политика в республике способствует сдерживанию коррупционных проявлений, повышению уровня доверия населения к деятельности органов государственной власти, сокращению случаев проявления бытовой коррупции.

И здесь важно понимать, что достижения и успехи в реализации антикоррупционной политики напрямую зависят не только от квалификации, компетентности и уровня сформированности антикоррупционного мировоззрения государственных и муниципальных служащих, но и степени участия граждан и институтов гражданского общества в этом процессе.

ПАСМИ: Как осуществляется борьба с коррупцией в регионе? Как организовано взаимодействие с правоохранительными органами? Есть ли проблемы в этом взаимодействии?

Рабочая встреча с начальником СУ СКР по Республики Калмыкия Денисом Мининым
Рабочая встреча с начальником СУ СКР по Республики Калмыкия Денисом Мининым
Рабочая встреча с Начальником УФСБ по РК Павлом Булкиным
Рабочая встреча с Начальником УФСБ по РК Павлом Булкиным

Прежде всего, отмечу, что борьба с коррупцией в контексте выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений, является прерогативой правоохранительных органов. Однако каждый орган государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляет определенные функции, направленные на профилактику коррупции и минимизацию либо ликвидацию ее негативных последствий.

Указом Главы Республики Калмыкия от 15 сентября 2008 года «О Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в республике Калмыкия» создана соответствующая межведомственная комиссия, в состав которой входят руководители всех правоохранительных органов региона. В рамках работы комиссии поднимаются и обсуждаются на самом высоком уровне актуальные вопросы в сфере противодействия коррупции в республике, требующие коллегиального решения, вырабатываются конкретные меры и рекомендации по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями и преступлениями, правовому просвещению населения, которые внедряются в работу государственных органов и учреждений.

Таким образом, механизм взаимодействия с правоохранительными органами отлажен и предполагает не только межведомственное взаимодействие, но и активный диалог с населением республики.

ПАСМИ: Как налажены взаимоотношения с федеральным центром? Между региональными и федеральными чиновниками достигнуто взаимопонимание?

Алексей Орлов: Все поручения федерального центра, начиная с поручений полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе В.В.Устинова, исполняются в срок. Главный федеральный инспектор по Республике Калмыкия аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе А.В. Беляев входит в состав республиканской Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции. В составе Комиссии также представлены руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В разработке региональной антикоррупционной политики участвуют руководители различных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

ПАСМИ: Как организовано взаимодействие чиновников и бизнеса? Какие проблемы есть в этой сфере?

Алексей Орлов: В 2012 году Законом Республики Калмыкия в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов предпринимателей, их признания и соблюдения органами государственной власти Республики Калмыкия учреждена должность Уполномоченного по правам предпринимателей, который в своей деятельности выступает на стороне предпринимателей в конфликтах с представителями власти;

Сложности в этой сфере заключаются в первоначальных действиях, то есть в выявлении признаков коррупции.

Во-первых, необходимо установить наличие надлежащих субъектов деяния (должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации); установить связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; установить наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц).

Во-вторых, нужно установить факт конфликта интересов по следующим признакам:

-навязывание предпринимателям платных услуг или фактическое вымогательство у них взяток с участием организаций и лиц, аффилированных с должностными лицами;

-лоббирование должностными лицами включения в законодательство требований о получении платных государственных услуг, которые оказываются аффилированными с ведомствами компаниями;

-непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (что является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы).

К основным причинам распространения коррупции в сфере малого бизнеса можно отнести принуждение бизнеса к коррупционным действиям чиновниками (вымогательство); высокую эффективность коррупционных действий по сравнению с законными путями решения проблем; укоренённость коррупции как «нормы жизни» в сознании предпринимателей и населения; убеждённость части предпринимателей в том, что нормы закона в принципе не позволяют вести нормальную предпринимательскую деятельность, и чтобы выжить, бизнес вынужден вступать в коррупционные связи с чиновниками

Главной нашей задачей является выявление причин и условий распространения коррупции в сфере малого бизнеса, а также выработка системной антикоррупционной политики и профилактики коррупционности бизнеса.

Необходимо чтобы со стороны чиновников и недобросовестных лидеров предпринимательских сообществ идея борьбы с коррупцией не была профанирована.

Основная стратегическая цель — выстраивание принципиально новых партнерских взаимоотношений между властью и бизнес-сообществом.

Кроме того, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также иным заинтересованным лицам при личных обращениях доводится до сведения возможность подачи ими анонимных сообщений о фактах коррупции в деятельности государственных гражданских служащих.

ПАСМИ: Какие меры принимаются для создания благоприятных условий для развития бизнеса в регионе?

калмыкияАлексей Орлов: По состоянию на 1 января 2015 года в экономике республики осуществляют деятельность 11 000 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них более 9 000 индивидуальных предпринимателей, около 1000 микропредприятий, 177 малых предприятий.

Суммарная численность занятых на микро-, малых и средних предприятиях составляет 10 837 человек. В 2014 году численность работников микро- и малых предприятий выросла на 1,5% и на 3,5% соответственно. В свою очередь, оборот микро- и малых предприятий увеличился на 21% и на 11,2%.

Государственная финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2014-2018 годы» государственной программы «Экономическое развитие и улучшение инвестиционного климата в Республике Калмыкия».

В условиях влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры на экономику страны, в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Калмыкия, разработан План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Калмыкия в 2015 году и на 2016-2017 годы.

проверка бизнесаПлан состоит из комплекса мер, направленных на активизацию экономического роста, поддержку отраслей экономики, содействие развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение социальной стабильности.

Во исполнение Плана принят Закон Республики Калмыкия по установлению налоговой ставки в размере 0 процентов для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощённую или патентную систему налогообложения, в том числе для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного образования.

В настоящее время Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принят закон (Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 232-ФЗ), вносящий изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части снижения налоговых ставок законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, предусматривающий разработку следующих законопроектов, направленных на:

— снижение ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности с 15% до 7,5%;

— снижение ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» с 6% до 1%;

— снижение максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода с 1 млн. рублей до 500 тысяч рублей.

Данные методы стимулирования развития малого и среднего предпринимательства направлены на максимальное вовлечение заинтересованных лиц и на снижение фискальной нагрузки.

Для всех слоев населения республики, в том числе и для предпринимателей созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. В этой связи сокращается время обращения, а также исключается непосредственный контакт предпринимателей с чиновниками при получении государственных или муниципальных услуг, что в свою очередь снижает коррупционные риски.

ПАСМИ: Уже сейчас Управлением Президента по вопросам противодействия коррупции формируется Национальный План противодействия коррупции на 2016-2017 гг. Что, на ваш взгляд, необходимо, в первую очередь, внести в План для успешной реализации антикоррупционной политики?

Алексей Орлов: Одной из животрепещущих проблем является контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Контролирующий орган должен быть независим от региональной или местной власти. В этой связи более удачным видится расширение возможностей общественного контроля за расходованием бюджетных средств путем беспрепятственного допуска его субъектов к участию в таких проверках, проводимых в том числе и по их инициативе.

В рамках решения проблемы «дачи взятки», необходимо формировать антикоррупционное мировоззрение, начиная со школьной скамьи. Уже сейчас в ряде регионов, в том числе и в Калмыкии введены в школах курсы уроков по антикоррупционной тематике для старшеклассников. Просвещать граждан о коррупции, наносимом ею вреде государству необходимо с раннего возраста, не дожидаясь того момента, когда дети вырастут и станут частью коррупционной системы, давая и беря взятки. Хотелось бы, чтобы эти важные аспекты были отражены в новом Плане и были обязательны для всех субъектов Российской Федерации.

ПАСМИ: Как проходит взаимодействие власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции?

DSC_0006Алексей Орлов: Гражданское общество является важнейшим союзником государства в борьбе с коррупцией. Без эффективного взаимодействия с неправительственными организациями, с гражданским обществом коррупцию не победить. Для этого необходимо объединить усилия правительственные, бизнеса и других представителей гражданского общества. К числу основных направлений борьбы с коррупцией следует отнести разумную экономическую политику, упрощение налогового законодательства, анализ причин теневой экономики, эффективную правовую и судебную систему, рациональное регулирование отношений с учетом конституционных принципов и норм, повышение авторитета и ответственности судебной власти за надлежащие выполнение принципов и норм, зафиксированных конституцией, о правовом демократическом социальном государстве, развитие альтернативных способов разрешения споров и т. д.

Непосредственное и действенное участие граждан и институтов гражданского общества в процессе предупреждения и противодействия коррупции призван обеспечивать механизм общественного антикоррупционного контроля, то есть подотчетность органов государственной и муниципальной власти и должностных лиц гражданам, предполагающую: во-первых, право граждан получать отчет посредством необходимой информации о деятельности власти; во-вторых, право граждан принимать меры, то есть налагать санкции в случае, если информация или объяснения будут сочтены неудовлетворительными.

В свете рекомендаций, отраженных в Указе Президента РФ от 15.07.2015 года, администрацией Главы в настоящее время ведется активная работа по их исполнению. В частности, предполагается расширить представительство Комиссии по координации работы по противодействию коррупции путем включения в ее состав членов научных и образовательных организаций, а также общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, средств массовой информации.

Хочу отметить, что уже сейчас мы тесно взаимодействуем с региональными отделениями таких общественных организаций как «Ассоциация юристов России» и «Национальной комитет общественного контроля».

Налажен диалог со средствами массовой информации, деятельность которых направлена как на освещение фактов коррупции в целях формирования негативного отношения к данному явлению, так и просветительскую работу. Ведется планомерное взаимодействие по выделению грантов некоммерческим организациям на реализацию проектов, приоритетными направлениями которых являются правовое и антикоррупционное просвещение и оказание квалифицированной юридической помощи населению.

Беседовала Ольга Дружинина

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

ТОП 5

Пьяная драка охранников Медведева с полицией обернулась сроком — не для них 75140 «Газпром» взялся за активы пенсионерки-миллиардерши, «разбогатевшей» за его счет 49958 Сыну Золотова и матери Кабаевой оказалась не по карману аренда VIP-резиденций в Сочи 36253 Шойгу подставляют замы, а Медведева — телохранители — расследования месяца 24114 Дети Шестуна спрашивают Путина, за что их лишили отца, обобрали и очернили 23762
Глава Росалкоголя - преступление без наказания

Заявителя по делу экс-главы Росалкоголя Чуяна обвиняют в миллиардных махинациях

Запутанные схемы и сложные отношения российских водочных королей

Десять лет коррупции Игоря Чуяна: ошибка Путина и провал ФСБ

Топ расследований ушедшего года — дело Росалкоголя

Когда глава Росалкоголя пресечет нелегальные доходы Чуяна, разыскиваемого СКР

Рынок паленого алкоголя остается под контролем обвиняемого в коррупции экс-главы РАР

Депутат Бифов хочет вернуть себе титул «водочного короля»

Парламентарий пытается лоббировать назначение «нужных» людей на ключевые должности алкогольной сферы

Читать все материалы

Бизнес как ОПГ, неуплата налогов — как терроризм

Правозащитники рассказали о злоупотреблениях банков и силовиков в отношении бизнеса в Москве

Борьба с коррупцией — оценивает общество

«Левада-центр»: россияне не считают аресты высокопоставленных чиновников борьбой с коррупцией

Репутацию Шойгу подкосила коррупция в Минобороны

Анализ общественного мнения показывает, что глава военного ведомства теряет былую популярность

Общество требует чистки рядов силовых ведомств России

Подавляющее большинство уверено, что правоохранительные структуры поражены коррупцией

Иностранный агент vs кремлевский проект — кто кого?

Сравниваем уровень одобрения антикоррупционной деятельности ОНФ и «Трансперенси Интернешнл»

Читать все материалы

Минприроды провалило пункт нацпроекта «Экология» за 120 млн рублей

Работающую программу по сбору информации о загрязнении окружающей среды не хотят официально запускать

Глава “Рособоронэкспорта” перещеголял зама Шойгу по цене поместья на Рублевке

Участок земли стоимостью 1,4 млрд рублей нашли у родственницы Александра Михеева

Сыну Золотова и матери Кабаевой оказалась не по карману аренда VIP-резиденций в Сочи

Сдающая апартаменты компания судится с администрацией города из-за ставок на земельные участки

Коррупционные скандалы в Минобороны

Замглавы НИИ Минобороны стал фигурантом дела о невыполненных исследованиях на 181 млн рублей

Зам Шойгу не боится контролеров и Путина

О чем умолчал в интервью Тимур Иванов

Высокопоставленный военно-морской офицер получил срок за коррупционную аферу

Ротенберги, Пригожин — кто еще осваивает миллионы на любимом объекте Шойгу

Собранных правдами и неправдами 2,3 млрд рублей на храм в парке «Патриот» уже мало — задействуют бюджетные деньги

Читать все материалы

Богатое наследство и родство с прокурором — секреты миллиардов губернатора Усса

Красноярский штаб Навального подсчитал активы семьи главы региона

Миллиард взял — контракт не исполнил: как осваивает Крым Евгений Пригожин

Связанная с “поваром Путина” фирма вне конкурса получила контракты на реконструкцию коммунальной инфраструктуры полуострова

Федеральная Служба Бортникова — чем прославился главный чекист России

Пытки, фабрикация дел, силовые войны — 11 лет главы всесильной спецслужбы