Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Алексей Орлов: «Коррупция — норма жизни в сознании предпринимателей и населения»

Новый герой проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором» — глава республики Калмыкия Алексей Орлов. Алексей Маратович четко и подробно рассказал ПАСМИ, как реализуется антикоррупционная политика в регионе, в чем состоит сложность искоренения коррупции в бизнес-среде, как повышается уровень антикоррупционной грамотности населения и чиновников. Алексей Орлов описал, как регион помогает добросовестным бизнесменам работать в условиях кризиса. О программах для предпринимателей, о тесном взаимодействии общества и власти и о том, как подготовить человека, исполняющего свои обязанности без подкупа и волокиты, читайте в интервью ПАСМИ.

ПАСМИ: Назовите ключевые проблемы в реализации антикоррупционной политики в регионе. С чем они связаны, какие пути решения этих проблем существуют?

Алексей Орлов
Алексей Орлов

Алексей Орлов: В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин обозначил принципиальную задачу — борьба с коррупцией, указав, что от эффективности антикоррупционной работы в значительной степени зависит доверие граждан к государственным структурам.

Антикоррупционная политика Республики Калмыкия представляет собой целенаправленную деятельность по предупреждению и противодействию коррупции в целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Проводимая в Республике Калмыкия антикоррупционная политика осуществляется в рамках Закона Республики Калмыкия от 27 июня 2008 г. № 18-IV-З «О противодействии коррупции в Республике Калмыкия» и Плана мероприятий по противодействию коррупции в Республике Калмыкия на 2015 год.

Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции успешно реализуются на всех уровнях власти, включая и муниципалитеты. Каких-либо затруднений мы в этом направлении не испытываем.

Однако, немало еще предстоит предпринять для налаживания механизма взаимодействия между правоохранительными и иными государственными органами с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;совершенствования системы и структуры государственных органов и механизмов общественного контроля за их деятельностью; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности.

Необходимая нормативно-правовая основа для этого создана, и уже сейчас использование ее потенциала приносит ожидаемые положительные результаты.

Вместе с тем, одной из ключевых проблем продолжает оставаться низкий уровень антикоррупционной грамотности населения. В настоящее время рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании целой системы антикоррупционного воспитания.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий. Огромную помощь в данном направлении мы получаем от образовательных организаций, реализующих как программы среднего общего, так и высшего образования в республике.

В целях преодоления этого негативного явления служащие аппаратов государственных и муниципальных органов регулярно проходят курсы повышения квалификации по вопросам реализации законодательства в сфере противодействия коррупции, антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов о системе государственных и муниципальных закупок и т.п. Создана открытая система доступа граждан и институтов гражданского общества к деятельности государственных органов республики — Электронное правительство, Общественные приемные, Общественные и экспертные советы.

ПАСМИ: Какие достижения региональной антикоррупционной политики последних лет Вы могли бы отметить? Чья заслуга в этих успехах?

Заседание Комиссии Республики Калмыкия по противодействию коррупции
Заседание Комиссии Республики Калмыкия по противодействию коррупции

Алексей Орлов: С момента принятия в 2008 году Закона РК «О противодействии коррупции в Республике Калмыкия» в республике функционирует и продолжает формироваться правовая и организационная основы противодействия коррупции. Для координации работы по противодействию коррупции создана специальная Комиссия под моим председательством. На местном уровне созданы комиссии по противодействию коррупции во всех районных муниципальных образованиях и городе Элисте.

В 2013 г. утверждена государственная программа «Развитие эффективного государственного управления в Республике Калмыкия на 2013-2017 годы», в состав которой входит подпрограмма противодействия коррупции в республике. В результате реализации программы создана комплексная система противодействия коррупции, обеспечена прозрачность деятельности органов власти, организовано антикоррупционное просвещение и другие направления. В прошлом году уже реализован ряд основополагающих мероприятий программы. Проведены мониторинги общественного мнения, «круглые столы», межведомственные проверки деятельности ведомств и структур в «проблемных» сферах, как я уже отмечал, регулярно проводится обучение государственных гражданских и муниципальных служащих на семинарах и курсах.

Также одним из инструментов противодействия коррупции является повышение качества предоставления и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. По состоянию на сентябрь 2015 года в регионе действует 11 многофункциональных центров (в том числе два в столице республики) и 24 территориально обособленных структурных подразделений (офисов) по предоставлению государственных и муниципальных услуг. При этом доля граждан Республики Калмыкия, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, составила 78,48 %.

Проводимая антикоррупционная политика в регионе имеет свои результаты:

  1. внедрена антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов;
  2. в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления созданы комиссиы по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
  3. созданы механизмы декларирования государственными и гражданскими служащими своих доходов;
  4. введена процедура оценки регулирующего воздействия;
  5. усовершенствована система государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательства в соответствии с ФЗ-294;
  6. ограничены по частоте проведения плановые проверки (ФЗ-294);

В целом, как показали результаты мониторинга общественного мнения, антикоррупционная политика в республике способствует сдерживанию коррупционных проявлений, повышению уровня доверия населения к деятельности органов государственной власти, сокращению случаев проявления бытовой коррупции.

И здесь важно понимать, что достижения и успехи в реализации антикоррупционной политики напрямую зависят не только от квалификации, компетентности и уровня сформированности антикоррупционного мировоззрения государственных и муниципальных служащих, но и степени участия граждан и институтов гражданского общества в этом процессе.

ПАСМИ: Как осуществляется борьба с коррупцией в регионе? Как организовано взаимодействие с правоохранительными органами? Есть ли проблемы в этом взаимодействии?

Рабочая встреча с начальником СУ СКР по Республики Калмыкия Денисом Мининым
Рабочая встреча с начальником СУ СКР по Республики Калмыкия Денисом Мининым
Рабочая встреча с Начальником УФСБ по РК Павлом Булкиным
Рабочая встреча с Начальником УФСБ по РК Павлом Булкиным

Прежде всего, отмечу, что борьба с коррупцией в контексте выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений, является прерогативой правоохранительных органов. Однако каждый орган государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляет определенные функции, направленные на профилактику коррупции и минимизацию либо ликвидацию ее негативных последствий.

Указом Главы Республики Калмыкия от 15 сентября 2008 года «О Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в республике Калмыкия» создана соответствующая межведомственная комиссия, в состав которой входят руководители всех правоохранительных органов региона. В рамках работы комиссии поднимаются и обсуждаются на самом высоком уровне актуальные вопросы в сфере противодействия коррупции в республике, требующие коллегиального решения, вырабатываются конкретные меры и рекомендации по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями и преступлениями, правовому просвещению населения, которые внедряются в работу государственных органов и учреждений.

Таким образом, механизм взаимодействия с правоохранительными органами отлажен и предполагает не только межведомственное взаимодействие, но и активный диалог с населением республики.

ПАСМИ: Как налажены взаимоотношения с федеральным центром? Между региональными и федеральными чиновниками достигнуто взаимопонимание?

Алексей Орлов: Все поручения федерального центра, начиная с поручений полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе В.В.Устинова, исполняются в срок. Главный федеральный инспектор по Республике Калмыкия аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе А.В. Беляев входит в состав республиканской Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции. В составе Комиссии также представлены руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В разработке региональной антикоррупционной политики участвуют руководители различных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

ПАСМИ: Как организовано взаимодействие чиновников и бизнеса? Какие проблемы есть в этой сфере?

Алексей Орлов: В 2012 году Законом Республики Калмыкия в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов предпринимателей, их признания и соблюдения органами государственной власти Республики Калмыкия учреждена должность Уполномоченного по правам предпринимателей, который в своей деятельности выступает на стороне предпринимателей в конфликтах с представителями власти;

Сложности в этой сфере заключаются в первоначальных действиях, то есть в выявлении признаков коррупции.

Во-первых, необходимо установить наличие надлежащих субъектов деяния (должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации); установить связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; установить наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц).

Во-вторых, нужно установить факт конфликта интересов по следующим признакам:

-навязывание предпринимателям платных услуг или фактическое вымогательство у них взяток с участием организаций и лиц, аффилированных с должностными лицами;

-лоббирование должностными лицами включения в законодательство требований о получении платных государственных услуг, которые оказываются аффилированными с ведомствами компаниями;

-непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (что является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы).

К основным причинам распространения коррупции в сфере малого бизнеса можно отнести принуждение бизнеса к коррупционным действиям чиновниками (вымогательство); высокую эффективность коррупционных действий по сравнению с законными путями решения проблем; укоренённость коррупции как «нормы жизни» в сознании предпринимателей и населения; убеждённость части предпринимателей в том, что нормы закона в принципе не позволяют вести нормальную предпринимательскую деятельность, и чтобы выжить, бизнес вынужден вступать в коррупционные связи с чиновниками

Главной нашей задачей является выявление причин и условий распространения коррупции в сфере малого бизнеса, а также выработка системной антикоррупционной политики и профилактики коррупционности бизнеса.

Необходимо чтобы со стороны чиновников и недобросовестных лидеров предпринимательских сообществ идея борьбы с коррупцией не была профанирована.

Основная стратегическая цель — выстраивание принципиально новых партнерских взаимоотношений между властью и бизнес-сообществом.

Кроме того, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также иным заинтересованным лицам при личных обращениях доводится до сведения возможность подачи ими анонимных сообщений о фактах коррупции в деятельности государственных гражданских служащих.

ПАСМИ: Какие меры принимаются для создания благоприятных условий для развития бизнеса в регионе?

калмыкияАлексей Орлов: По состоянию на 1 января 2015 года в экономике республики осуществляют деятельность 11 000 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них более 9 000 индивидуальных предпринимателей, около 1000 микропредприятий, 177 малых предприятий.

Суммарная численность занятых на микро-, малых и средних предприятиях составляет 10 837 человек. В 2014 году численность работников микро- и малых предприятий выросла на 1,5% и на 3,5% соответственно. В свою очередь, оборот микро- и малых предприятий увеличился на 21% и на 11,2%.

Государственная финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2014-2018 годы» государственной программы «Экономическое развитие и улучшение инвестиционного климата в Республике Калмыкия».

В условиях влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры на экономику страны, в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Калмыкия, разработан План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Калмыкия в 2015 году и на 2016-2017 годы.

проверка бизнесаПлан состоит из комплекса мер, направленных на активизацию экономического роста, поддержку отраслей экономики, содействие развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение социальной стабильности.

Во исполнение Плана принят Закон Республики Калмыкия по установлению налоговой ставки в размере 0 процентов для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощённую или патентную систему налогообложения, в том числе для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного образования.

В настоящее время Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принят закон (Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 232-ФЗ), вносящий изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части снижения налоговых ставок законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, предусматривающий разработку следующих законопроектов, направленных на:

— снижение ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности с 15% до 7,5%;

— снижение ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» с 6% до 1%;

— снижение максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода с 1 млн. рублей до 500 тысяч рублей.

Данные методы стимулирования развития малого и среднего предпринимательства направлены на максимальное вовлечение заинтересованных лиц и на снижение фискальной нагрузки.

Для всех слоев населения республики, в том числе и для предпринимателей созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. В этой связи сокращается время обращения, а также исключается непосредственный контакт предпринимателей с чиновниками при получении государственных или муниципальных услуг, что в свою очередь снижает коррупционные риски.

ПАСМИ: Уже сейчас Управлением Президента по вопросам противодействия коррупции формируется Национальный План противодействия коррупции на 2016-2017 гг. Что, на ваш взгляд, необходимо, в первую очередь, внести в План для успешной реализации антикоррупционной политики?

Алексей Орлов: Одной из животрепещущих проблем является контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Контролирующий орган должен быть независим от региональной или местной власти. В этой связи более удачным видится расширение возможностей общественного контроля за расходованием бюджетных средств путем беспрепятственного допуска его субъектов к участию в таких проверках, проводимых в том числе и по их инициативе.

В рамках решения проблемы «дачи взятки», необходимо формировать антикоррупционное мировоззрение, начиная со школьной скамьи. Уже сейчас в ряде регионов, в том числе и в Калмыкии введены в школах курсы уроков по антикоррупционной тематике для старшеклассников. Просвещать граждан о коррупции, наносимом ею вреде государству необходимо с раннего возраста, не дожидаясь того момента, когда дети вырастут и станут частью коррупционной системы, давая и беря взятки. Хотелось бы, чтобы эти важные аспекты были отражены в новом Плане и были обязательны для всех субъектов Российской Федерации.

ПАСМИ: Как проходит взаимодействие власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции?

DSC_0006Алексей Орлов: Гражданское общество является важнейшим союзником государства в борьбе с коррупцией. Без эффективного взаимодействия с неправительственными организациями, с гражданским обществом коррупцию не победить. Для этого необходимо объединить усилия правительственные, бизнеса и других представителей гражданского общества. К числу основных направлений борьбы с коррупцией следует отнести разумную экономическую политику, упрощение налогового законодательства, анализ причин теневой экономики, эффективную правовую и судебную систему, рациональное регулирование отношений с учетом конституционных принципов и норм, повышение авторитета и ответственности судебной власти за надлежащие выполнение принципов и норм, зафиксированных конституцией, о правовом демократическом социальном государстве, развитие альтернативных способов разрешения споров и т. д.

Непосредственное и действенное участие граждан и институтов гражданского общества в процессе предупреждения и противодействия коррупции призван обеспечивать механизм общественного антикоррупционного контроля, то есть подотчетность органов государственной и муниципальной власти и должностных лиц гражданам, предполагающую: во-первых, право граждан получать отчет посредством необходимой информации о деятельности власти; во-вторых, право граждан принимать меры, то есть налагать санкции в случае, если информация или объяснения будут сочтены неудовлетворительными.

В свете рекомендаций, отраженных в Указе Президента РФ от 15.07.2015 года, администрацией Главы в настоящее время ведется активная работа по их исполнению. В частности, предполагается расширить представительство Комиссии по координации работы по противодействию коррупции путем включения в ее состав членов научных и образовательных организаций, а также общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, средств массовой информации.

Хочу отметить, что уже сейчас мы тесно взаимодействуем с региональными отделениями таких общественных организаций как «Ассоциация юристов России» и «Национальной комитет общественного контроля».

Налажен диалог со средствами массовой информации, деятельность которых направлена как на освещение фактов коррупции в целях формирования негативного отношения к данному явлению, так и просветительскую работу. Ведется планомерное взаимодействие по выделению грантов некоммерческим организациям на реализацию проектов, приоритетными направлениями которых являются правовое и антикоррупционное просвещение и оказание квалифицированной юридической помощи населению.

Беседовала Ольга Дружинина

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале