Борьба с коррупцией при уничтожении санкционных продуктов будет поручена Генпрокуратуре
Противодействие коррупции при уничтожении санкционных продуктов может быть поручено Генпрокуратуре РФ: в Госдуме предложили главному надзорному органу РФ взять под контроль данную процедуру из-за повышенных коррупционных рисков.
С соответствующим предложением выступил первый зампред конституционного комитета Госдумы Александр Агеев, пишут «Известия». Письмо с просьбой усилить контроль за данной процедурой депутат направил премьер-министру России Дмитрию Медведеву.
По мнению парламентария, доступ к большим объемам конфискованной продукции создает значительные коррупционные риски, при том, что способы утилизации жестко не регламентированы. В своем письме депутат подчеркивает, что ежедневно на границе задерживают и уничтожают сотни тонн запрещённой продукции при недостаточном контроле надзорных служб и таможни. Агеев полагает, что к контролю необходимо привлечь Генпрокуратуру, поскольку главной функцией ведомства является обеспечение соблюдения законности.
Уничтожение санкционных продуктов началось в России 6 августа, после подписания соответствующего указа президентом РФ Владимиров Путиным. Всего за два дня было уничтожено более 348 тонн овощей, фруктов, сыров. Россельхознадзор пообещал уничтожать продукты каждый день, и делать это «любым доступным способом».
Однако после первых дней утилизации запрещенных продуктов стали появляться сообщения о том, что не все попадает под пресс или в печь. Так, местные СМИ сообщали, что жители Смоленска мешками выносили с полигона у села Высокий Холм санкционные фрукты и овощи, контрабанда которых должна была быть полностью уничтожена.
По данным региональных изданий, полигон завален санкционными помидорами и персиками, которые пользуются особым спросом у местных жителей. По словам жителей, найти нетронутые помидоры невозможно, практически все томаты уничтожены, однако персики «вполне пригодны для употребления». Один из местных жителей отметил, что из санкционных персиков «получается отличная самогонка».
Отметим, что в принятом постановлении правительства описаны правила уничтожения продовольственной контрабанды под контролем трех ведомств — ФТС, Россельхознадзора и Роспотребнадзора. В документе говорится, что процесс должен происходить в присутствии не менее двух незаинтересованных лиц и фиксироваться на фото, видео или киносъемку с датой и временем их проведения. Продукцию незамедлительно уничтожают любым доступным способом после составления протокола о ее изъятии. По факту утилизации составляется акт, в котором указывают вид и количество запрещенной к ввозу продукции, дату, место, время и способ ее уничтожения, а также сведения о незаинтересованных лицах — свидетелях утилизации. Однако в постановлении не определены должностные лица, ответственные за принятие решения об уничтожении, а также выбирающие тот или иной доступный способ приведения продукции в нетоварный вид, в связи с чем противодействие коррупции, по мнению ряда политиков и общественников, во время данной процедуры нуждается в дополнительном контроле. На данный момент предполагается, что сами ведомства должны утвердить ответственных за изъятие и уничтожение санкционных товаров.
Член Общественной палаты и борец с контрабандной продукцией Павел Сычев также как и депутат Агеев уверен, что привлечение Генпрокуратуры к данному процессу не станет лишним. По его мнению, ни съемка, ни документы, фиксирующие процесс, не могут быть гарантией того, что какая-то часть изъятого товара не избежит законной участи, а потому противодействие коррупции во время уничтожения санкционных товаров нуждается в дополнительной поддержке.
Тем временем многие россияне выступили против уничтожения еды как такового — соответствующую петицию подписали почти 300 тысяч человек. Авторы инициативы просят Госдуму в ускоренном порядке принять закон о безвозмездной передаче особо нуждающимся категориям населения продуктов и товаров народного потребления, подлежащих уничтожению.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале