Владимир Владимиров: «Ставрополье всегда будет житницей России»
Глава Ставрополья Владимир Владимиров – гость проекта ПАСМИ «Интервью с губернатором». Владимир Владимирович рассказал, как реализуется противодействие коррупции в регионе, как идет импортозамещение, а также о том, что в Минеральных водах можно будет отдыхать круглый год. Почему Владимиров не боится полиграфа и кому в регионе за рубль дают полтора, читайте в материале ПАСМИ.
ПАСМИ: Назовите ключевые проблемы в реализации антикоррупционной политики в регионе? С чем они связаны, какие пути решения этих проблем существуют?
Владимир Владимиров: На сегодняшний день все основные меры по предупреждению коррупционных правонарушений в Ставропольском крае, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, реализуются в полном объеме, каких-либо значимых проблем в данной сфере не возникало. Тем не менее в целях повышения эффективности всей антикоррупционной работы предстоит еще многое сделать: добиться принятия и качественного исполнения планов по противодействию коррупции во всех государственных, муниципальных учреждениях и организациях; обеспечить создание в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях комиссий по противодействию коррупции; организовать скоординированную работу государственных органов, органов местного самоуправления края с институтами гражданского общества и с жителями края, так как победить коррупцию можно, только создав в обществе атмосферу нетерпимости к любым формам ее проявления.
ПАСМИ: Какие достижения региональной антикоррупционной политики последних лет Вы могли бы отметить? Чья заслуга в этих успехах?
Владимир Владимиров: В связи с особой значимостью работы в области противодействия коррупции в 2014 году, по решению Губернатора Ставропольского края, повышен статус органа, координирующего деятельность в сфере противодействия коррупции. Теперь это Межведомственный совет при Губернаторе Ставропольского края по противодействию коррупции, в состав которого, помимо руководителей органов государственной власти Ставропольского края, правоохранительных органов, вошли представители общественных организаций, общественных объединений и средств массовой информации.
В крае создана и функционирует система ежегодного антикоррупционного мониторинга, направленного на оценку эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции. Действующая рейтинговая система оценки деятельности органов исполнительной власти края в сфере противодействия коррупции включает в себя 54 показателя.
ПАСМИ: Как налажены взаимоотношения с федеральным центром? Между региональными и федеральными чиновниками достигнуто взаимопонимание?
Владимир Владимиров: В настоящее время между Правительством Ставропольского края и федеральным центром налажено конструктивное взаимодействие. Новый этап совместной работы начался после перемен, произошедших в управленческой сфере в 2014 году. Напомню, в Северо-Кавказском федеральном округе сменился полномочный представитель Президента, им стал Сергей Меликов. Александр Хлопонин занял пост вице-премьера, курирующего развитие СКФО. Было создано Министерство по делам Северного Кавказа, которое возглавил Лев Кузнецов. Для Ставрополья эти перемены ознаменовали появление новых механизмов и возможностей для развития региона.
Так, Министерство по делам Северного Кавказа, используя свои административные возможности на федеральном уровне, способствует реализации в крае социально-значимых проектов в сфере АПК. Специалисты ведомства сформировали перечень «якорных» проектов СКФО, куда вошло и Ставрополье.
При отборе учитывались направления приоритетные в новых экономических условиях. Например, такие как развитие овощеводства в защищённом грунте, мясного и молочного животноводства, овцеводства и другие.
Отдельное направление совместной работы связано с эколого-курортным регионом Кавказские Минеральные Воды. Напомню, в прошлом году вышло постановление Совета Федерации о мерах по развитию этой территории. Его реализация предполагает оказание финансовой помощи субъектам СКФО, на которых расположена инфраструктура Кавминвод.
Краевыми министерствами и ведомствами вместе с органами местного самоуправления уже сформирован свод предложений в «дорожную карту» по популяризации Кавминвод в качестве круглогодичного курорта. Сроки её реализации – до 2017 года.
Кроме того, примером нашего конструктивного взаимодействия с Министерством по делам Северного Кавказа и «Росимуществом» является работа над проектом федерального закона о Кавминводах и статусом Кисловодского парка. Мы активно сотрудничаем с ведомством в русле этой деятельности, привлекая представителей экспертного сообщества и общественности. Рассчитываю, что результатом нашего взаимодействия станет выверенный и эффективный закон, предусматривающий как природоохранную составляющую, направленную на защиту уникальной бальнеологической базы, так и повышение инвестиционной привлекательности курортного региона.
Безусловно, нас волнует привлечение средств из федерального бюджета для реализации импортозамещающих проектов. В крае уже организовано производство новых видов молочной продукции, расширился ассортимент сыров. Планируется строительство молочного завода на территории Кочубеевского района производительностью 100-150 тонн в сутки. К 2017 году прогнозируется увеличение объёмов производства животного масла – в 1,5 раза, и сыров – примерно на треть. С учётом новых производств, выпуск мяса и субпродуктов в 2017 году вырастет на 20 процентов. Предполагается дальнейшее развитие производства макаронных, кондитерских изделий и муки. Будем наращивать мощности по хранению и первичной переработке сельхозпродукции.
По всем этим направлениям очень важна поддержка федерального центра.
Отмечу, что край вошёл во все федеральные программы в сфере АПК, что позволит привлечь дополнительные средства из бюджета страны. Кроме того, для получения федеральной поддержки заявлено 9 «импортозамещающих» инвестпроектов общей стоимостью около 30 миллиардов рублей. Их профиль – животноводство, семеноводство и тепличное овощеводство. Мы будем добиваться того, чтобы эти планы были реализованы в короткие сроки – чтобы Ставрополье раскрыло максимум своих возможностей как житница России.
ПАСМИ: Сейчас многие высокопоставленные чиновники проходят исследование на полиграфе. Вы готовы пройти детектор лжи и проверить своих заместителей?
Владимир Владимиров: Я был в числе первых руководителей российских регионов, которого проверили на полиграфе, пройдя антикоррупционную проверку на детекторе лжи в программе «Центральное телевидение» с Вадимом Такменевым» на телеканале НТВ в декабре 2014 года.
В апреле 2015 года психофизиологические исследования, в том числе с использованием средства «Полиграф», в Ставропольском крае прошли все мои заместители, практически все руководители органов исполнительной власти и их заместители, а также большая часть глав администраций районов и городов края.
ПАСМИ: Внедрена ли в регионе система комплексного поощрения чиновников, добросовестно и эффективно исполняющих свои обязанности?
Владимир Владимиров: В целях повышения эффективности и результативности выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, соблюдению установленных ограничений и запретов в крае принят Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ставропольского края. Во всех органах местного самоуправления муниципальных образований края также приняты соответствующие кодексы для муниципальных служащих.
Названные кодексы конкретизирует общепринятые этические нормы применительно к задачам государственной гражданской и муниципальной службы и содержат обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие служебное поведение сотрудников. Кроме того, кодексы выступают инструментами общественного контроля и определяют профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения служащих, за несоблюдение которого служащие подлежат привлечению к ответственности.
Надлежащее (добросовестное) служебное поведение служащих поощряется мерами материального и морального стимулирования, проводятся ежегодные профессиональные конкурсы «Лучший государственный гражданский служащий Ставропольского края» и «Лучший муниципальный служащий».
Мерой стимулирующего и поощрительного характера служат общие и специальные показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, установленные для руководителей органов исполнительной власти. Схожие показатели утверждены и для всех гражданских служащих.
ПАСМИ: Как организовано в регионе взаимодействие чиновников и бизнеса? Какие проблемы в этой сфере есть?
Владимир Владимиров: В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти и органами местного самоуправления края в Ставропольском крае с 2013 года действует институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный).
Антикоррупционное взаимодействие чиновников и бизнеса в Ставропольском крае осуществляется, в том числе через сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), посредством которых сокращается или вовсе исключается личное общение предпринимателей с чиновниками при получении государственных или муниципальных услуг. Кроме того, на базе МФЦ осуществляется информирование субъектов предпринимательства о возможности получения мер господдержки.
В составы конкурсных комиссий по отбору субъектов предпринимательства для предоставления мер господдержки входят представители предпринимательских сообществ, а также представители правоохранительных органов.
На каждую государственную и муниципальную услугу разрабатываются соответствующие административные регламенты, содержащие все процедуры и сроки предоставления той или иной услуги, за нарушение которых для чиновников предусмотрена административная ответственность.
В целях решения социальных задач путем содействия организации инвестиционного процесса и развития инновационной деятельности на территории Ставропольского края создано государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края», на базе которой функционирует Центр коллективного пользования, предоставляющий на льготной основе высокотехнологичное оборудование для проведения научных и практических исследований по направлениям: медицина, биотехнологии и электроника.
Для обеспечения поддержки инновационных производственных проектов создана некоммерческая организация «Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края», структурными подразделениями которой являются центр инжиниринга и центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, деятельность которых направлена на доведение опытных образцов до коммерческой стадии.
На территории Ставропольского края реализован комплекс мер, позволяющих упростить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным ресурсам.
ПАСМИ: Какие меры принимаются для создания благоприятных условий для развития бизнеса в регионе?
Владимир Владимиров: В крае функционирует развитая инфраструктура поддержки. Общий объём финансовой помощи, оказанной в её рамках, по прошлому году составил около 300 миллионов рублей.
В 2014 году в её структуре появились новые элементы – в инновационной и социальной сфере. Это центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства; центр инжиниринга и центр инноваций социальной сферы.
С 2013 года в крае действует институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. При нём функционирует общественная приёмная и организована работа Экспертного совета.
Особый акцент и драйвер роста в условиях новых экономических реалий – территориально-кластерное управление. Оно реализуется посредством создания индустриальных региональных парков, которые добавляют привлекательности краю в глазах инвесторов и создают выгодные условия для предпринимателей.
На сегодня в крае создано 11 парков. Их общая площадь составляет порядка 2 тысяч гектаров, из которых резиденты уже осваивают 44% территории. Активно развиваются два индустриально-промышленных парка – в городах Невинномысск и Будённовск. Здесь реализуются как крупные бизнес-проекты, так и проекты в сфере малого и среднего предпринимательства.
С учётом задач, которые поставило перед нами введение Россией ответных санкций на продовольственном рынке, аграрная специфика Ставрополья, конечно же, существенно влияет на структуру развития предпринимательства и фермерства.
Малые формы хозяйствования в АПК вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение края, производя около 40% объёма всей сельхозпродукции.
Например, в минувшем году в фермерских и личных хозяйствах региона выращено более 76% картофеля, 67% плодов и половина овощей открытого грунта. В животноводстве фермеры и индивидуальные предприниматели производят до 80% молока и более 50% яиц.
На вовлечение личных хозяйств в легальную экономику и решение вопросов занятости – нацелены программы по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. (На каждый рубль собственных средств привлекается 1,5 рубля средств государственной поддержки).
В 2014 году по данным направлениям было создано 52 новых производства и более 200 рабочих мест. Всего, по итогам трёх лет в рамках программных мероприятий, свой бизнес в крае создан 188 фермерами.
Для индивидуальных предпринимателей, начинающих бизнес в производственной, социальной и научной сферах установлена налоговая ставка в размере ноль процентов. Она будет действовать при применении упрощённой и патентной систем налогообложения.
Налоговые каникулы распространяются на предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего закона. Срок действия «нулевой» налоговой ставки продлится в течение двух лет. При этом налоговые каникулы не распространяются на предпринимателей, занятых в сфере торговли.
Такая мера поддержки малого и среднего бизнеса принимается нами в рамках выполнения поручений Президента, данных на заседании Госсовета России. Тем самым мы делаем шаг навстречу тем, кто начинает свой бизнес в нынешних экономических реалиях.
Напомню, что глава государства обозначил главные целевые показатели развития малого и среднего бизнеса: это увеличение занятости в данной сфере и рост доли предпринимательства в объёме ВВП страны до 40-50 процентов.
Надо отметить, что число предпринимателей на Ставрополье в прошлом году выросло, всего в эту деятельность вовлечено порядка 200 тысяч человек. Оборот продукции в этой сфере составляет одну треть в объёме ВРП Ставропольского края, то есть больше, чем в среднем по России. Но необходимо стремиться к увеличению доли.
В 2015 году на поддержку субъектов предпринимательства планируется направить около 400 миллионов рублей бюджетных средств. При этом особое внимание направлено на развитие экспортного потенциала предприятий Ставропольского края и возможности замещения импорта продукцией их производства.
Прорабатываются механизмы стимулирования процессов с помощью финансово-правового регулирования. В первую очередь, они направлены на использование налоговых стимулов, в том числе предоставление налоговых льгот, снижение налоговых ставок; увеличение выделяемых бюджетных средств в форме субсидий; развитие государственного воздействия через размещение госзаказов.
Также в целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса одной из первоочередных задач является обеспечение доступности финансовых ресурсов в современных непростых условиях.
ПАСМИ: Уже сейчас Управлением Президента по вопросам противодействия коррупции формируется Национальный План противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Что, на Ваш взгляд, необходимо, в первую очередь, внести в План для успешной реализации антикоррупционной политики?
Владимир Владимиров: Для успешной реализации антикоррупционной политики, в первую очередь, в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, необходимо урегулировать возникающие на практике вопросы межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и правоохранительными органами в сфере организации противодействия коррупции в органах власти.
Кроме того, практика правоприменения норм федерального законодательства о противодействии коррупции указывает на необходимость дополнительного правового регулирования некоторых вопросов.
Так в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для руководителей государственных и муниципальных учреждений установлена только обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Было бы целесообразно установить для данной категории лиц ограничения, запреты, обязанности и требования к служебному поведению по аналогии с теми, которые установлены законодательством для государственных гражданских и муниципальных служащих.
В настоящее время Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрена возможность увольнения лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является. Однако образование комиссий, рассматривающих вопросы по урегулированию конфликта интересов в отношении данной категории должностных лиц, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Субъектам Российской Федерации полномочия по данному вопросу также не предоставлены.
Аналогичная ситуация складывается в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений. Учредитель (орган государственной власти или орган местного самоуправления) не уполномочен создавать комиссии по рассмотрению вопросов о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в отношении руководителей подведомственных учреждений.
Перечисленные вопросы, на мой взгляд, должны в первостепенном порядке найти отражение в проекте Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы.
Беседовала Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале