Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Губернатор Сергей Ерощенко и двухходовые схемы «распила»

Глава Иркутской области Сергей Ерощенко и его команда разработали простейшую схему «осваивания» бюджетных средств: все заказы без конкуренции получает государственная компания и передает аффилированным субподрядчикам по той же цене, не только не получая выгоды, но и неся убытки. Ущерб бюджету может составлять сотни миллионов рублей. Субподрядчики существенно экономят на качестве работ, в результате чего область несет двойные потери. Вопрос только в одном, куда смотрит прокурор Иркутской области Игорь Мельников, находящийся в занимаемой должности с 2007 года?

Сергей Ерощенко
Сергей Ерощенко

В мае 2015 года Президент России Владимир Путин принял досрочную самоотставку губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко и назначил его исполняющим обязанности до выборов в сентябре. Глава государства заметил, что Ерощенко находится на посту губернатора три года, и у него есть возможность быть губернатором еще два. В ответ Ерощенко отметил наличие проблем с инфраструктурой в социальной сфере и выразил желание работать дольше и реализовать намеченные планы.

Необходимо признать, что Ерощенко ввел в заблуждение Владимира Путина. Вместо расплывчатого «проблемы в социальной сфере» он должен был рассказать об уголовных делах против команды Ерощенко, о злоупотреблениях команды Ерощенко, о митингах против отмены прямых выборов мэра Иркутска (в области даже создано движение против отмены выборов мэра), о митингах за отставку Ерощенко, о бюджетных деньгах, полученных фирмами, контролируемыми детьми Ерощенко или связанными с ними, о гигантских выплатах по кредитам из бюджета области. Так что, какие именно планы собирается реализовать Ерощенко в свой очередной срок, большой вопрос.

Обогащение субподрядчиков за счет бюджета

Кирилл Топоров
Кирилл Торопов

16 октября 2014 года был арестован министр промышленности и лесного комплекса Кирилл Торопов. По версии следствия, Торопов получил от застройщика автодороги Бодайбо-Таксимо ООО «Профильная компания «Сибирь» откат в размере 15% от суммы контракта. По его поручению субподрядчику было выплачено 60 млн рублей за невыполненные работы. Общая стоимость строительства составила 822 млн рублей.

Этот заказ компания «Сибирь» получила от ОКГУ «Дирекция автодорог» в период, когда Торопов являлся в ней заместителем руководителя и председателем конкурсной комиссии. Именно Торопов подписал протокол о признании победителем ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (ДСИО), государственного предприятия, учрежденного Минимущества Иркутской области. Затем Торопов стал министром, а ОАО «ДСИО», вместо выполнения контракта своими силами, передало капремонт на субподряд по той же цене.

Именно такую схему компания «ДСИО» использует при получении государственных заказов. Являясь по сути искусственным монополистом, «ДСИО» получает все крупные заказы на строительство дорог в области, а в дальнейшем отдает их субподрядчикам по той же цене без получения какой-либо выгоды.

Напротив, госпредприятие повсеместно тратит бюджетные деньги, расходуя трудовые ресурсы на подготовку документации на торги, денежные средства на банковские гарантии, платит проценты за переводы денежных средств, и даже не пытается возместить свои финансовые потери в сотни миллионов рублей, фактически за свой счет обслуживая субподрядчиков.

Такие действия генерального директора ОАО «ДСИО» Радика Фаразутдинова содержат в себе признаки сразу нескольких уголовных статей (злоупотребление полномочиями, мошенничество, устранение конкуренции, халатность). Не говоря уже о возникающей перед глазами у любого нормального человека красной бегущей строки: КОРРУПЦИЯ! КОРРУПЦИЯ! КОРРУПЦИЯ!

Эта схема заработала с приходом Ерощенко на должность губернатора. Сравните: до начала срока Ерощенко в контрактной системе зарегистрировано 135 контрактов с «ДСИО» на общую сумму 3,5 млрд рублей.

Зато с мая 2012 года (дата назначения Ерощенко губернатором) «ДСИО» получила 605 контрактов на общую сумму 16,6 млрд рублей (более 10% от общей суммы всех госзаказов в Иркутской области за 2012-2015).

Важный факт: практически все контракты свыше 60 млн рублей ОАО «ДСИО» получило без конкуренции в результате закупки у единственного поставщика или в результате действий конкурсной комиссии, ограничившей доступ других участников к торгам. Такая вот «граница честности». В свою очередь, все государственные подряды ОАО «ДСИО» отдало субподрядчикам без конкуренции – по процедуре закупки у единственного поставщика.

Типичная картина конкуренции на торгах с участием ОАО «ДСИО»:

Заказ на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Красноярово – Небель на участке км 100 – п. Небель (II и III пусковой комплекс) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области
Заказ на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Красноярово – Небель на участке км 100 – п. Небель (II и III пусковой комплекс) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области

Только благодаря отсутствию конкуренции на торгах с участием «ДСИО» и, как следствие, заключению контракта по начальной цене бюджет Иркутской области за 2014 год потерял минимум 5,72% от начальной цены (среднее снижение цены в Иркутской области по данным контрактной системы), 6,78% за 2013 год и 8,15% за 2012. Участники торгов иногда обжалуют такие действия комиссий, жалобы признаются обоснованными, но контракт все равно заключается с ДСИО. Учитывая, что ОАО «ДСИО» получило без конкуренции около 16 млрд рублей, потери бюджета Иркутской области могут быть колоссальными.

Субподрядчики – друзья и коллеги, а прокурор кто?

ПАСМИ выяснило любопытный факт: в результате вышеописанной нехитрой схемы главными получателями этих бюджетных средств стали фирмы-субподрядчики, не затратившие на получение подрядов ни рубля и экономящие на качестве строительства.

Отдавая субподряды компаниям друзей и знакомых, руководство «ДСИО» не слишком следило за качеством их выполнения. К тому же явно прослеживается аффилированность этих фирм губернатору и другим высокопоставленным чиновникам области (подробно читайте в справке ПАСМИ).

Так в апреле 2015 года, сразу после начала работ по ремонту Байкальского тракта, журналисты обнаружили, что субподрядчик ООО «ЗБС ММК-162» добывает песок и гравий для строительства бесплатно — прямо в природоохранной зоне, без лицензии на пользование недрами. Западно-Байкальская межрайонная прокуратура оперативно отреагировала и пресекла незаконную добычу, конфисковав технику. Однако вскоре техника была возвращена, добыча была продолжена, а 27 марта 2015г. в сети опубликовано видеообращение анонимного работника Прокуратуры к Путину, в котором сообщается, что руководство Прокуратуры запрещает сотрудникам расследовать это дело, что команда о запрете всех проверочных мероприятий была отдана первым заместителем прокурора Иркутской области Ворониным А.Б., а «откаты» получены первым заместителем губернатора Иркутской области Николаем Слободчиковым.

Природе нанесен ущерб на 150 млн рублей (добыто 109 248 куб. метров породы). Уголовное дело по факту хищения государственного имущества и нанесения ущерба природе так и не было возбуждено. Возникает резонный вопрос – почему расследование не было проведено и кто может «попросить» первого заместителя прокурора области прекратить проверочные мероприятия?

Итак, общая картина такова: ОАО «ДСИО» под руководством Фаразутдинова получило около 16 млрд рублей по госзаказам ОКГУ «Дирекция автодорог», комитета по благоустройству администрации Иркутска, а также заказам администраций практически всех муниципальных образований на территории Иркутской области. Самые дорогие заказы ОАО «ДСИО» по той же цене без конкуренции отдает аффилированным субподрядчикам, которые ведут работы с серьезными нарушениями законодательства, а после этого высших должностных лиц, принимающих решения о распределении денег, арестовывают по обвинениям в коррупции. Кроме министра Торопова коррупция привела за решетку первого замминистра экономического развития Иркутской области Юлию Румянцеву, зампредседателя комитета городского благоустройства администрации Иркутска Павла Русецкого, а также повлекла ряд увольнений.

Радик Фаразутдинов
Радик Фаразутдинов

Примечательно, что вплоть до ареста Торопова, губернатор Ерощенко был очень доволен работой и арестованного министра, и беглого министра строительства и дорожного хозяйства Михаила Литвина, друга Торопова, и Радика Фаразутдинова, сбежавшего с должности гендиректора ОАО «ДСИО». Губернатор даже вручал им почетные грамоты.

Хорошо поработали, молодцы!

Было бы наивно полагать, что губернатор Ерощенко не знал о схеме с получением и распределением госзаказов, которую из раза в раз проворачивают чиновники. К тому же, явный ущерб бюджету, который был нанесен в результате реализации такой схемы, наверняка прослеживался в отчетах губернатору. Всех, кто участвовал в проведении торгов без конкуренции и дальнейшем убыточном распределении заказов субподрядчикам, назначал лично Ерощенко.

Схема наверняка продолжила бы функционировать, если бы цепь случайностей не привела к аресту министра Торопова. Первоначально московское управление ФСБ начало расследование исчезновения большого количества взрывчатых веществ, закупленных фирмой из Дагестана для обеспечения строительства дороги Бодайбо-Таксимо, но не использованных при строительстве. В процессе расследования и всплыли факты злоупотреблений и коррупция.

В качестве штриха к личности Торопова – в СМИ размещена видеозапись, где нетрезвый Торопов избивает пожилого человека в аэропорту Иркутска.

В таких условиях совершенно не удивительно, что Фаразутдинов написал заявление по собственному желанию. С тех пор генеральные директора в ОАО «ДСИО» меняются каждые три месяца. Видимо, никому не хочется отвечать за деятельность предшественника.

 

СПРАВКА ПАСМИ

ПАСМИ выявило субподрядчиков, которые получали от ОАО «ДСИО» крупнейшие субподряды на строительство. Репутация каждой из этих фирм оказалась запятнана каким-либо скандалом, связанным с выполнением работ.

— ООО «Байкал-строймонтаж» (получило субподряд на капремонт автодороги Бодайбо – Кропоткин, 271 млн рублей): гендиректор — тридцатилетний Заур Мутаев (по неподтверждённым данным, друг арестованного министра Кирилла Торопова).

По отзывам работников на сайтах с черными списками работодателей, эта фирма постоянно допускает серьезные нарушения строительных норм, нарушает трудовое законодательство, в том числе не платит зарплату работникам в течение длительного времени, за что предусмотрена уголовная ответственность. При этом отзывы касаются именно капремонта автодороги Бодайбо – Кропоткин. По данным реестра арбитражных дел, фирма также не платит контрагентам за оказанные услуги и имеет отрицательную деловую репутацию.

— ООО «ЗБС ММК-162» (получило субподряд на строительство автомобильной дороги «Тайшет – Чуна – Братск», а также иные субподряды – всего 7 контрактов на 3,6 млрд рублей): владельцы братья Курбайловы (Заур и Сиявуш). Другая их фирма, ООО Байкальский тракт также получила 411 млн рублей от ФКУ «Упрдор Прибайкалье», учрежденного Минтрансом России. Не будем поднимать вопрос, что за такие цены все дороги в России можно покрывать тонким слоем золота.

— ООО «Линкор» (получило субподряд на капитальный ремонт автомобильной дороги Братск-Усть-Илимск, всего получило 3 заказа на 600 млн рублей): совладелец — Кузьмин Александр Сергеевич. Также фирма работала с ФКУ «Упрдор Прибайкалье», как и предыдущий субподрядчик ООО «ЗБС ММК-162». Примечательный факт: заместителем начальника отдела по ремонту и содержанию дорог ФКУ является гражданин Кузьмин Василий Сергеевич. Родственную связь между владельцем ООО «Линкор» и сотрудником ФКУ доподлинно установить не удалось, но ПАСМИ направит запрос в правоохранительные органы и ФКУ.

— ООО «Профильная компания Сибирь» (получило субподряд на реконструкцию автомобильной дороги Таксимо-Бодайбо и другие субподряды – всего 4 контракта на 1,2 млрд): руководитель и учредитель — Столяров Александр Викторович. Именно эта фирма, по версии следствия, необоснованно получила 60 млн за невыполненные работы и заплатила арестованному министру Кириллу Торопову 15% отката.

Прокурор Иркутской области Игорь Мельников
Прокурор Иркутской области Игорь Мельников

— ООО «ИркутскДорСтрой» (получило субподряды по 3 контрактам на 349 млн рублей): Владельцы: Хачатрян В.Б., Королев Д.Б. и Станкевич Вадим Эдвардович, по данным СМИ являющийся другом генерального директора ОАО «ДСИО» Радика Фаразутдинова и Николаева А.Ф., сейчас уже бывшего директора ОКГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» – главного госзаказчика ДСИО. Именно по госзаказам Дирекции автодорог ОАО «ДСИО» получило большую часть бюджетных средств, которые затем перечислила субподрядчикам.

ОКГУ «Дирекция автодорог» сейчас находится в процессе ликвидации. У ПАСМИ имеется подозрение, что ликвидация затеяна лишь для уничтожения документов о государственных торгах.

Кроме того, Николаев А.Ф., будучи председателем комитета городского благоустройства Администрации Иркутска, выделил 5,8 млрд рублей в адрес МУП «Иркутскавтодор», которое тогда возглавлял Фаразутдинов. В то время многие СМИ обвиняли Николаева, Фаразутдинова и мэра Кондрашева в хищении бюджетных средств посредством передачи государственных заказов на субподряды с последующим невыполнением работ или выполнением некачественных работ. В дальнейшем учредитель МУП «Иркутскавтодор» (Комитет городского благоустройства Иркутска) стал одним из главных благодетелей ОАО «ДСИО», которое снова возглавил Фаразутдинов. Таким образом, примитивная схема перешла на следующий, областной уровень.

— ООО «Бином» (получило субподряд по 8 контрактам на 27 млн): учредителем является Салахиев Дмитрий Раисович, деловой партнер сына Ерощенко (АО СК Истлэнд, чьим директором является Владимир Ерощенко и Салахиев вместе учредили ООО УК Гринлэнд).

Это лишь часть результатов расследования, проведенного журналистами ПАСМИ. О других коррупционных схемах команды губернатора Сергея Ерощенко, читайте в наших следующих материалах.

Андрей Рязанов

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале