Александр Левинталь: «Награда — большой стимул в работе»
Врио губернатора Еврейской автономной области Александр Левинталь рассказал ПАСМИ, как реализуется антикоррупционная политика в регионе. Александр Борисович недавно был назначен на должность исполняющего обязанности главы региона, но уже успел изучить ситуацию и понять основные проблемы, стоящие на пути противодействия коррупции. Левинталь один из немногих губернаторов, кто назвал конкретные имена героев субъекта, тех, кто честно трудится на государственной службе. Как борются с коррупцией в ЕАО и почему каждого взяточника там знают в лицо, читайте в эксклюзивном интервью ПАСМИ.
— Назовите ключевые проблемы в реализации антикоррупционной политики в регионе. С чем они связаны, какие пути решения этих проблем существуют?
— В Еврейской автономной области антикоррупционная политика поддерживается государственной программой «Правопорядок и безопасность дорожного движения на 2014-2018 годы», в которой есть подпрограмма «Противодействие коррупции». В прошлом году на ее реализацию было выделено немногим более 110 тысяч рублей, а в этом году 116 тысяч. Деньги, конечно, недостаточные. Мы понимаем, что для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, необходимы, например, аудио- и видеоматериалы, печатная продукция. Информационные материалы антикоррупционной направленности должны распространяться через трансляционные сети, на радио, телевидении. Такие формы работы с населением тоже используются, но, как известно, борьба с коррупцией эффективна не только тогда, когда приобретает публичность. Бесспорно, воспитание антикоррупционного поведения происходит в коллективе. Этому уделяем особое внимание. Руководители и специалисты должны четко представлять себе, как они обязаны себя вести, что делать для того, чтобы не нарушать законы, чтобы их поведение и поступки не расценивались как недостойные, коррупционные. Самым сильным воспитательным моментом, например, является то, что территория у нас маленькая, и практически каждый житель на виду, как в одной большой семье. Информация о неблаговидном поведении распространяется неимоверно быстро. Человек, дискредитировавший себя, замешанный в каком-то коррупционном скандале, не может не знать, что о нем думают соседи по подъезду, друзья, сослуживцы. Это непростое испытание. Оно тяжелое и в другом смысле: если в результате следственных действий было доказано, что человек невиновен, не так-то просто восстановить свое доброе имя. Учитывая прежнюю негативную информацию, и работодатели могут относиться к появлению такого специалиста в коллективе с подозрением. Поэтому наша задача – заниматься профилактикой коррупции, чтобы у людей было четкое понимание того, что еще кроме противоправных действий расценивается как коррупционные поступки. Более 68 процентов участников проведенного в 2014 году социологического опроса об эффективности принимаемых в Еврейской автономной области антикоррупционных мер назвали коррупцию и взяточничество в числе наиболее актуальных проблем региона. Затем следуют преступность и безработица. Как видите, факты коррупции очень волнуют людей, они считают это злом, с которым в первую очередь нужно бороться. Больше половины респондентов понимают значение термина «коррупция» как получение или дача взятки (75,1%). Еще 18,9% считают, что коррупция — это хищение бюджетных средств. По мнению абсолютного большинства респондентов, взяткой считаются денежные средства, на втором месте находится предоставление какой-либо услуги. Удивительно то, что основные причины, оказывающие влияние на проявление коррупционных действий, участники опроса буквально сформулировали так: «решение вопроса подобным образом будет дешевле» или «так проще и быстрее решить какой-либо вопрос». О чем это говорит? О том, что в обществе пока не сложилось нетерпимое отношение к коррупции.
— В этой связи какие достижения региональной антикоррупционной политики последних лет Вы могли бы отметить?
— Мой ответ — это продолжение уже начатой мысли о воспитании нетерпимого отношения к коррупции. В этом смысле достижением считаю то, что в Еврейской автономной области антикоррупционное просвещение начинается с общеобразовательных учреждений. Основную роль в нем играет формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся. Поэтому проводятся встречи с представителями правоохранительных органов, тематические уроки, беседы, организуются элективные курсы, факультативы, круглые столы, специальные модули и внеклассные мероприятия антикоррупционной направленности, устраиваются даже конкурсы карикатур. На презентациях по антикоррупционной тематике можно также, например, оставить информацию о коррупции в учебном заведении. Об этом же говорят с родителями на собраниях. Таким образом, формируется отрицательное отношение к коррупции, восприятие ее в качестве противоправного явления. Антикоррупционная пропаганда ведется и среди населения. Распространяются памятки, применяются различные формы популяризации антикоррупционных стандартов поведения. Поведение государственных служащих также регламентировано принятыми нормативными правовыми актами субъекта федерации.
— Как осуществляется борьба с коррупцией в Еврейской автономной области? Как организовано взаимодействие с правоохранительными органами и есть ли в этом проблемы?
— Надо сказать, что борьба с коррупцией – это прерогатива правоохранительных органов. В полномочиях органов государственной власти — профилактика коррупционных правонарушений. Персональную ответственность за состояние антикоррупционной работы несут руководители органов исполнительной власти, формируемых областным правительством, структурных подразделений аппарата губернатора и правительства области. Деятельность государственных органов власти региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления координируется Советом при губернаторе. Что касается профилактики коррупционных правонарушений среди государственных служащих, эта работа имеет постоянный характер. Для госслужащих проводятся семинары, совещания на темы правового просвещения, обучение и консультирование по вопросам противодействия коррупции. Это помогает формировать правовую культуру, способствует добросовестному выполнению госслужащими своих обязанностей и требований к служебному поведению. Для тех, кто впервые поступает на государственную гражданскую службу, есть вводный тренинг, на котором в том числе разъясняются основные обязанности, запреты, ограничения, требования к служебному поведению и меры ответственности в случае их несоблюдения. Рассказывается о том, что представляет собой конфликт интересов, когда он возникает и что нужно делать для того, чтобы его не допустить. В период ежегодного предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера особое внимание уделяется выявлению эмитентов акций и иных ценных бумаг, находящихся в собственности государственного гражданского служащего и членов его семьи. Такое же пристальное внимание – к выполнению иной оплачиваемой работы. При увольнении с государственной гражданской службы гражданину выдается уведомление (памятка) о том, какие законодательные нормы он должен соблюдать. Информацию антикоррупционной направленности дают и специальные информационные стенды в зданиях органов государственной власти, а также официальный портал органов государственной власти ЕАО, содержащие информацию по теме. Отвечая на вторую часть вашего вопроса, скажу, что, насколько мне известно, проблем взаимодействия с правоохранительными органами у нас нет. Как я уже сказал, существует Совет при губернаторе по противодействию коррупции, где мы обмениваемся информацией, рассматриваем возникающие проблемы. Взаимодействуем и в рамках Координационного совещания по обеспечению правопорядка в ЕАО, которое также возглавляется высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта федерации. Еще есть областная комиссия по профилактике правонарушений и преступлений, возглавляемая вице-губернатором области. В состав коллегиальных и рабочих органов, координирующих вопросы государственной политики в сфере противодействия коррупции, входят представители Управления МВД РФ по ЕАО, следственного управления СК РФ по ЕАО, УФСБ РФ по ЕАО, прокуратуры, органов государственной власти области. Межведомственная работа по противодействию коррупции в рамках Координационного совещания ведется в соответствии с ежегодно разрабатываемым комплексным планом. К сожалению, серьезной проблемой межведомственного взаимодействия является то, что в органы внутренних дел не поступает информация о склонении должностных лиц к коррупционным проявлениям. С другой стороны, нет механизма запросов о проведении правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий в отношении граждан, поступающих на государственную или муниципальную службу.
— Как налажены взаимоотношения с федеральным центром? Между региональными и федеральными чиновниками достигнуто взаимопонимание?
— С уверенностью скажу «да», такое взаимопонимание есть. Вертикаль власти работает. Поручения Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов власти исполняются в срок. Современные формы такого взаимодействия способствуют оперативности в принятии решений по актуальным вопросам повестки дня. Проводятся совещания, круглые столы, лекционные занятия с использованием дистанционных технологий, в формате видеосвязи. В Москве работает наше представительство при Правительстве РФ, представляющее интересы области в федеральных органах власти. В выработке единой региональной политики участвуют руководители различных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Они входят в состав областных советов, комиссий и других коллегиальных органов.
— Сейчас многие высокопоставленные чиновники проходят исследования на полиграфе. Вы готовы пройти детектор лжи и проверить своих заместителей?
— Лично мне бояться нечего, а в отношении заместителей скажу, что я хоть и родился здесь, но долго жил в другом регионе, то есть для сегодняшней команды управленцев человек новый, если начну с проверки полиграфом, вряд ли таким образом установится доверие. Известно о некоторых коррупционных преступлениях в регионе, которые были выявлены еще до моего прихода сюда, есть и выявленные недавно, по ним ведутся расследования, чем завершатся, покажет следствие. Хочу сказать, что я не поддерживаю миф о суперэффективности полиграфа. Известно, что сама процедура оказывает психологическое давление на тестируемых. Как правило, всегда задаются вопросы личного плана. На них не каждый человек желал бы ответить, стремясь оградить свой внутренний мир от чужого вмешательства, допускать в который он никого не обязан. Полиграф зафиксирует это как нечестный ответ. Понимаю, когда это необходимо при расследовании тяжелых криминальных преступлений, представляющих собой угрозу обществу и жизни людей. Или в том случае, если вас оклеветали, обвинили в совершении преступления, которое вы не совершали. Тогда проверка на полиграфе нередко единственный шанс доказать свою невиновность. Но принуждение к тестированию по прихоти руководителя, а еще и с целью рекламы, типа, смотрите, какие мы все честные, не очень понимаю зачем. Тем более, как уже сказал, результат по разным обстоятельствам может быть и необъективным.
— Внедрена ли в регионе система комплексного поощрения чиновников, добросовестно и эффективно исполняющих свои обязанности? Кто герои региона, какие должности занимают, как награждены?
— Конечно, система поощрения госслужащих за безупречную службу у нас есть. Если рассматривать ее снизу верх, скажем, от первого поощрения до высоких государственных наград, для выполнения этой задачи создана специальная нормативная база субъекта федерации. Приняты и действуют закон области «О наградах Еврейской автономной области», постановления губернатора, регулирующие реализацию законодательства о наградах, порядок награждения Благодарностью, Благодарственным письмом и Приветственным адресом. Лица, замещающие государственные должности, и государственные гражданские служащие, последовательно награжденные рядом областных наград, могут быть рекомендованы к награждению наградами Российской Федерации. Существует и другая мера поощрения за добросовестный труд — отличившемуся государственному служащему досрочно может быть присвоен очередной классный чин либо он может повышаться на один класс выше в пределах группы должностей, выплачивается премия по итогам работы за квартал. Государственными наградами Российской Федерации награждены: орденом Почета вице-губернатор Геннадий Антонов, знаком отличия «За безупречную службу» заместитель председателя правительства — руководитель аппарата губернатора и правительства области Владимир Михайлов, начальник управления по вопросам местного самоуправления аппарата губернатора и правительства области Мария Авдеева. Государственные награды — почетные звания «Заслуженный работник культуры», «Заслуженный строитель» и другие имеют люди, многие годы проработавшие в органах исполнительной власти. Только за последний год 4 государственных гражданских служащих Еврейской автономной области за добросовестное исполнение должностных обязанностей награждены нагрудным знаком «Отличник государственной службы Еврейской автономной области». Ряд руководителей, в том числе ранее работавших в правительстве области, получили одну из высоких наград субъекта федерации – знак «За заслуги перед Еврейской автономной областью». Мы намерены совершенствовать эту систему поощрения, считаю, что своевременно полученная награда является для человека большим стимулом в работе.
— Как организовано взаимодействие чиновников и бизнеса? Какие проблемы есть в этой сфере?
— Прежде всего, мы обеспечиваем доступ бизнеса к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года. На официальном портале органов государственной власти размещается информация о состоянии экономики региона, есть специальные разделы, в том числе о государственных программах по поддержке предпринимательства, статистические данные, нормативные правовые акты. В электронной форме принимаются обращения граждан, их можно отправить на портал. Но основная форма общения власти и бизнеса — личные встречи. В течение шести лет в области регулярно организуются выездные круглые столы по вопросам взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, местного самоуправления и предпринимательских структур. Как правило, в таких встречах участвуют предприниматели, работающие на территориях муниципальных образований, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, реализующих контрольные функции. Обсуждаются изменения в законодательстве, правоприменительная практика контрольных мероприятий, вопросы профилактики нарушений законодательства и иные вопросы ведения предпринимательской деятельности. Надо сказать, что власть активно взаимодействует с бизнесом и в рамках обязательной процедуры оценки регулирующего воздействия при подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих сферу предпринимательской и инвестиционной деятельности. Названные проекты проходят общественную экспертизу на предмет выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, которые могут потребовать необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета ЕАО. У нас есть опыт привлечения к участию в работе различных коллегиальных органов представителей предпринимательских сообществ, бизнесменов с активной жизненной позицией. Таким образом мы используем опыт предпринимателей, учитываем их интересы, открыто прорабатываем решения, принимаемые на уровне государственных органов власти. Они получаются совместными и обоснованными. Так действуют областной координационный совет по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, советы по улучшению инвестиционного климата в Еврейской автономной области и по содействию развитию конкуренции. Последний создан при губернаторе области. И еще ряд коллегиальных органов: межотраслевой совет потребителей при комитете тарифов и цен правительства области, экспертная группа по реализации регионального стандарта по улучшению инвестиционного климата, рабочая группа по вопросам реализации дорожной карты улучшения инвестиционного климата в Еврейской автономной области и другие. Могу добавить, что за три месяца в должности временно исполняющего обязанности губернатора я уже побывал на многих предприятиях различных форм собственности, общался с руководителями, это очень полезное общение.
— Какие меры принимаются для создания благоприятных условий для развития бизнеса в регионе?
— У нас сформированы и действуют институты, обеспечивающие защищенность бизнеса, разработана необходимая нормативная правовая база, работают механизмы поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности. Есть институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области. Утверждены Инвестиционная стратегия региона на период до 2025 года и Инвестиционная декларация. Сформирована и действует нормативная правовая база по защите прав предпринимателей и поддержке инвестиционной деятельности. Как уже говорил, действует Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области, которые затрагивают вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности. Есть и порядок проведения экспертизы НПА по вопросам предпринимательской и инвестиционной деятельности. Также уже упоминал, что действует областной Совет по улучшению инвестиционного климата. Распоряжением губернатора утвержден регламент сопровождения по принципу «одного окна» инвестиционных проектов, работающих на территории области или планирующихся к реализации. Действующий канал прямой связи с руководством области есть на специализированном интернет-портале «Интерактивная инвестиционная карта-схема Еврейской автономной области». Адрес в сети Интернeт httр://invest.eao.ru/. Также могу сказать, что меры, направленные на эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, подключению к электроэнергии объектов экономики, эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса, поддержку малого и среднего предпринимательства, доступность ресурсов и качества инфраструктуры для бизнеса содержатся в дорожной карте улучшения инвестиционного климата. Она разработана в соответствии с Национальным рейтингом инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, проводимого в рамках реализации Положений Послания Президента России от 4 декабря 2014 года. В области ведется мониторинг дорожных карт национальной предпринимательской инициативы. Знаете, на что обратили внимание при разработке дорожной карты улучшения инвестиционного климата? Одним из приоритетных направлений сделали повышение квалификации муниципальных служащих. Также в этом году средства подпрограммы государственной программы развития малого и среднего бизнеса области, реализуемой в области с 2014 по 2018 годы, направим на краткосрочное обучение субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам осуществления предпринимательской деятельности. Мероприятия аналогичных муниципальных программ направлены на поддержку предприятий производственной сферы, а также предоставление грантов начинающим предпринимателям на открытие собственного дела.
— Уже сейчас Управлением Президента формируется Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Что, на ваш взгляд, необходимо в первую очередь внести в него для успешной реализации антикоррупционной политики?
— Думаю, что важнейшим условием противодействия коррупции является взаимодействие с институтами гражданского общества, некоммерческими организациями и субъектами предпринимательства. Их объединение и совместные усилия способствуют снижению возможностей для проявления коррупции, так как мероприятия и программы разрабатываются с учетом исключения условий для удовлетворения чьих-то корыстных интересов. Считаю, что в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 -2017 годы должны быть отражены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие такого взаимодействия. С коррупцией нужно бороться по всем направлениям.
Беседовала Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале