Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Лидер «Яблока» Сергей Митрохин: «Антикоррупционной политики у нас нет»

10.06.2015 / 12:21 Новости

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин считает, что борьба с коррупцией используется как инструмент укрепления коррупции. Оппозиционный политик рассказал в эксклюзивном интервью ПАСМИ, как, по его мнению, на деле можно усилить антикоррупционную политику, почему депутаты превратились в «безмолвных статистов», как предотвратить хищения в гособоронзаказе и какие расследования проводит антикоррупционный центр партии.

Сергей Митрохин
Сергей Митрохин

ПАСМИ: На Ваш взгляд, каких результатов достигла действующая власть в реализации антикоррупционной политики? Какие промахи в этой работе Вы видите?

Сергей Митрохин: Никакой антикоррупционной политики у нас нет, а есть только коррупционная. В РФ нет базовых институтов противодействия коррупции — самостоятельного парламента, независимого суда.

Сама политическая система выстроена так, чтобы правящая элита, состоящая из чиновников и олигархов, присваивала себе максимально большую часть национального дохода. В этой системе парламент и суд – это всего лишь обслуга паразитической элиты.

«Борьба с коррупцией» используется в этой системе как инструмент ее укрепления. Избирательность в применении закона — гарантия личной лояльности начальству. Каждый чиновник и крупный бизнесмен знает, что обвинения в коррупции – это, в первую очередь, месть за нелояльность.

Иногда, правда, «антикоррупционные» шоу предпринимаются для показухи и выгораживания крупных воров путем показательной порки мелких.

Характерный пример – нашумевшее дело «Оборонсервиса». Сначала цифра украденного была занижена в 10 раз до 550 млн., потом главный фигурант экс-министр Сердюков вышел из-под угрозы уголовного преследования еще до суда; количество обвиняемых было всего семеро, что с трудом сопоставляется с размахом воровства. В итоге Евгения Васильева получила всего 5 лет (сообщники по 3-4 года) с реальной перспективой попасть под УДО в ближайшие месяцы, так как половину срока Васильева уже отсидела под домашним арестом. А ведь дело «Оборонсервиса» преподносилось как главное антикоррупционное расследование государства за последние годы!

Посмотрим на официальную статистику. Всего за 2013 год в нашей стране за получение взяток было осуждено 1570 человек, самые большие сроки – от 8 до 10 лет заключения – получили только 8 осужденных. Для сравнения: в Китае за 2013 год за коррупционные преступления были осуждены 70 тысяч человек, из них – 31 тысяча чиновников. 680 обвинительных приговоров коснулись высшего руководящего состава, более 10% из которых осуждены более чем на 5 лет. Вот и вся разница.

ПАСМИ: Вы не раз цитировали слова военного прокурора о том, что в оборонзаказе каждый пятый рубль расхищается. Как можно предотвратить хищения в гособорзаказе? Какие механизмы борьбы с коррупцией в этом секторе Вы могли бы предложить?

Сергей Митрохин: Механизмы простые: парламентский контроль, неотвратимость наказания. В США Пентагон реально обосновывает свои заявки в комитете Конгресса, который затем контролирует закупки. У нас же депутаты – безмолвные статисты, которые ни во что не вмешиваются.

Если движение огромных сумм закрыто от любого контроля, торжествует система откатов и распилов. Вот показательный пример – раскрытая нами схема распила на закупках навигационного оборудования для армии. Минобороны закупало устаревшие спутниковые навигаторы «Грот-М» — пудовые бруски металла, в разы дороже и в разы менее эффективны иностранных аналогов. Думаете, последовала какая-либо реакция на наше расследование? Ничего подобного! Только глухие отписки.

То же самое в атомной и космической отраслях. В атмосфере строжайшей секретности Росатом за счет РФ выделяет астрономические суммы на АЭС за рубежом (только что одной только Венгрии пообещали 10 млрд евро!). Это, дескать, госинвестиции. Когда-нибудь Кириенко отчитался о доходах, которые вернулись в бюджет РФ от этих «инвестиций»? Нет. Только новые взносы вводим для малого бизнеса, чтобы покрыть дефицит Пенсионного фонда. Может, если не строить АЭС за границей, то и не будет проблем с дефицитом?

А в Роскосмосе? Там на воровство только летательные аппараты реагируют – своим падением после запуска.

ПАСМИ: В партии «Яблоко» есть свой Антикоррупционный центр. Расскажите, пожалуйста, как он работает, имеют ли возможность граждане обратиться к вам с заявлением о коррупции.

Сергей Митрохин: Антикоррупционный центр был создан для выявления системной коррупции в государственных торгах. В законодательстве есть немало лазеек, которыми пользуются чиновники при составлении документации закупок. В результате мы получаем и ограничение конкуренции, и завышенную стоимость работ и товаров, и откаты. Нам удалось достаточно системно эти нарушения выявлять: около 200 дел мы выиграли в Федеральной антимонопольной службе. Только по официальным данным в Москве – по информации главы столичного Департамента по конкурентной политике Геннадия Дегтева – Антикоррупционный центр «ЯБЛОКА» не допустил неэффективной растраты более 800 млн бюджетных рублей.

Деятельность Антикоррупционного центра не ограничивается работой с госзакупками, хотя это основное направление. Граждане могут обратиться к нам со сведениями о коррупции – мы не раз на основе их сообщений проводили расследования. Хотя, надо понимать, что мы не заменяем собой следственные органы. К нам можно обращаться со сведениями о коррупции чиновников или государственных организаций, когда есть уверенность, что следственные органы по разным причинам заниматься этим не станут. По вопросам бытовой коррупции лучше обращаться в органы полиции, хотя и здесь мы можем помочь: в «ЯБЛОКЕ» работает отдел по обращениям граждан.

ПАСМИ: Вы проводите собственные независимые расследования, последним из громких стало раскрытие информации о стоимости аренды ЦУМа. Как вы считаете, аукцион не состоялся из-за активного внимания прессы к этому вопросу? У организаторов не получилось продать здание без шума или же были другие, объективные причины?

ЦУМСергей Митрохин: Случай с ЦУМом – яркий пример «льготной» коррупции. Никто ее не видел, пока не была опубликована информация о продаже арендуемых площадей. После этого ею заинтересовался наш Антикоррупционный центр.

Но сколько таких льгот, приносящих кому-то миллиардные доходы, рассеяно по разным другим организациям, включая монополии типа Газпрома, Роснефти и т.п.? А для того, чтобы «сыпать» этими льготами, сидит армия чиновников и депутатов, легализующих эти поблажки нормативными актами, естественно, не без пользы для себя.

Вообще большая часть коррупции в нашей стране не является нарушением закона, а вполне законна. Большинство необоснованных льгот устанавливается законами либо подзаконными актами.

Да, общественное внимание – главный фактор, когда чиновники отступают. Как огня они боятся публичного внимания к своим делам. Опасаясь коррупционных скандалов, власти идут на попятную.

Что касается механизма раскрытия информации и реакции чиновников на это, расскажу один случай. Несколько лет назад мы на нашем сайте просто перепечатали информацию, которая и так была в открытом доступе, о доходах федеральных чиновников. Просто перепечатали, без анализа и каких-либо оценок. Так в нашу пресс-службу стали поступать звонки с категорическим требованием убрать эту информацию. Один из чиновников звонит нам до сих пор: видимо, очень стесняется своих доходов.

ПАСМИ: Какие темы сейчас находятся в работе Антикоррупционного центра?

Сергей Митрохин: У нас в разработке несколько дел: еще о коррупции в Министерстве обороны, отмена закона и актов о национализации имущества в Крыму, подготовка законопроекта об ограничении закупок бюджетных учреждений и унитарных предприятий, продажа ЦУМа, универмага «Елисеевский» и другого крупного имущества в Москве с торгов и другие.

ПАСМИ: Вы много говорили о процветании коррупции при Собянине. Знаете ли Вы о ситуации с арендаторами и собственниками объектов на ВДНХ, которых новая администрация пытается убрать с территории выставки вопреки всем требованиям закона? Можете ли Вы оказать поддержку этим предпринимателям?

митрохин 1Сергей Митрохин: Да, при нынешнем мэре города появилась мода на брутальные действия чиновников в отношении субъектов малого бизнеса. Вспомним, как безжалостно были уничтожены торговые палатки, а после, когда предприниматели привели свои торговые точки в соответствие с новым регламентом, их закрыли и во второй раз. Правила игры меняются по несколько раз и без предупреждения. В партии работает фракция предпринимателей, мы стараемся защищать их интересы, проводим митинги, пишем обращения в органы власти.

Мы, конечно, постараемся помочь предпринимателям на ВДНХ, чей бизнес уничтожают, сделаем все, что в наших силах.

ПАСМИ: Если члены партии «Яблоко» войдут в следующий состав Государственной Думы, введение каких мер борьбы с коррупцией они будут лоббировать в первую очередь?

Сергей Митрохин: Мы сразу же внесем инициативу по ратификации 20 статьи ООН по противодействию коррупции (о незаконном обогащении чиновников) – без этого любые дальнейшие шаги не продуктивны. Можно, не дожидаясь ратификации, внести аналогичную статью в наш УК. Правда, при этом не будет международного контроля за исполнением, но лучше хоть так, чем никак.

Есть и другие необходимые меры, даже в рамках нынешней политической и экономической системы их можно и нужно предпринять: создание специального независимого ни от кого органа с крайне широкими полномочиями и высокими зарплатами служащих для расследования коррупционных случаев (по примеру Сингапура, Гонконга, Китая). Введение института «провокации взятки» — без уголовного преследования, но с неизбежной санкцией увольнения попавшегося чиновника (эта давнишняя идея «ЯБЛОКА» сейчас обсуждается в силовых структурах); введение практики постоянной ротации кадров на всех уровнях через каждые несколько лет (по примеру Китая). Введение обязательства для правоохранительных органов тщательно проверять любые публикации о коррупции в СМИ, в том числе сообщения в блогах и социальных сетях, восстановление института парламентского расследования. Но главное, мы будем политически менять эту систему, шаг за шагом вводить практику общественного контроля, отделять бизнес от власти.

Ну а дальше – затыкание коррупционных «дыр» в нашем законодательстве. Им нет числа. Одни законы помогают устанавливать льготы для крупного бизнеса, другие защищают от внешнего контроля монополии, третьи позволяют бесконтрольно раздавать под «точечную застройку» земельные участки, четвертые – уходить от тендеров при госзакупках. И это далеко не все!

Мы знаем про все эти «дыры» по практике нашей работы в ГД и региональных парламентах, а также благодаря работе нашего Антикоррупционного центра.

Затыкание каждой из этих дыр – колоссальная экономия для всех уровней нашей бюджетной системы.

Беседовала Ольга Дружинина

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале