Вячеслав Шпорт: «В борьбе с коррупцией выживет сильнейший»
Новый участник проекта Первого Антикоррупционного СМИ «Интервью с губернатором» — губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. В рамках проекта главы регионов рассказывают Первому Антикоррупционному СМИ, как реализуется антикоррупционная политика в субъектах, как организовано противодействие коррупции и с какими проблемами сталкиваются высокопоставленные чиновники. Губернатор Хабаровского края объяснил ПАСМИ, почему в регионе не все понимают значение слова «коррупция», почему общественники не спешат вступать в бой со взяточниками и кто в итоге может победить коррупцию.
ПАСМИ: Вячеслав Иванович, как вы считаете, можно ли победить коррупцию?
Вячеслав Шпорт: Можно. Если, конечно, реагировать на каждое её проявление как можно более оперативно. И сразу же перестраивать законодательную базу с учётом настоящего момента. При этом как можно шире освещать факты коррупции во всех её проявлениях. Воспитывать честь и достоинство у подрастающего поколения. Обучать население, разъяснять людям, что такое коррупция. Ведь многие даже не понимают значения этого слова.
Приведу такой пример. 9 декабря, в Международный день борьбы с коррупцией, впервые в крае мы решили провести беспрецедентную масштабную акцию, направленную на антикоррупционное просвещение. И не только в СМИ и на улицах Хабаровска, но и прямо в стенах правительства.
Для этого одновременно в каждом министерстве, в каждом управлении, в каждом районе и муниципалитете включили телефоны доверия. Оповестили население о том, что можно задавать вопросы и сообщать о фактах коррупции в единый день, с 9.00 до 19.00. И что вы думаете? Ни одного звонка.
Было, правда, два сообщения от граждан о том, что у одного машину на арестплощадку отправили, а у другой гражданки отопление отключили. В дальнейшем оказалось, что за неуплату. Разобрались, конечно, с этими вопросами. Но о чём это говорит? О том, что людей надо просвещать.
ПАСМИ: Какие методы противодействия коррупции работают в Вашем регионе?
Вячеслав Шпорт: Давайте с вами сразу оговорим, что речь пойдёт не о борьбе, а о профилактике коррупции. Потому что борьба – это прерогатива силовых структур, прокуратуры. Наше дело даже не противодействие коррупции, а ее профилактика, иначе мы превысим свои полномочия. Так вот профилактика как раз и заключается в том, чтобы обучать, разъяснять госслужащим, руководителям предприятий и обывателям, в чём заключается коррупция.
Многие думают, что коррупция — это когда чиновник сидит в своём кабинете и складывает деньги в мешок. Но и те, кто несут взятки — взяткодатели — тоже коррупционеры. Факт дачи взятки является очень серьёзным, уголовно наказуемым преступлением. А люди этого или не знают, или не понимают. Они продолжают платить за больничные листы в поликлиниках, гаишникам — на дорогах. Да что там! Куда ни ткнись, везде стараются дать «на лапу», чтобы решить насущные проблемы. Потом удивляются: откуда у нас столько взяточников?
Конечно, их столько развелось, что и за десять лет не управишься. Но за прошедшие пять лет в этом плане мы продвинулись заметно. Допустим, если в начале 2009 года в крае никто и понятия не имел, что такое многофункциональные центры по предоставлению госуслуг в режиме «одного окна», то сейчас у МФЦ в Хабаровском крае появилось двадцать филиалов, включая отдалённые северные районы.
В целом они оказывают населению 413 госуслуг, и в прошлом году ими воспользовались более 100 тыс человек. Ещё 164 тыс получили консультации, а заявки подали полмиллиона человек. Вот это как раз и есть один из мощных инструментов противодействия коррупции. Люди решают пользоваться госуслугами, минуя чиновничьи кабинеты, что исключает взятки и прочие неприятности.
Кроме того, у нас не только на правительственном сайте, но и на сайтах каждого министерства есть раздел «противодействие коррупции». Во всех ведомствах работают телефоны доверия и электронные почтовые ящики для приёма сообщений. Тут мы во всеоружии.
ПАСМИ: Вячеслав Иванович, кому в краевом правительстве поручено заниматься вопросами противодействия коррупции?
Вячеслав Шпорт: При губернаторе есть коллегиальный орган – совет по противодействию коррупции, в состав которого входят не только представители исполнительной и законодательной власти, силовых структур, судов и прокуратуры, но и профсоюзов, предпринимателей, общественности. Аналогичные советы работают при главах районов и городских округов.
К работе совета, который заседает раз в квартал, в обязательном порядке привлекаются контрольно-счётная и общественная палаты. В этом году в совете начал свою работу представитель Дальневосточной торгово-промышленной палаты, который займётся мониторингом в негосударственной сфере. Пока они только начинают выстраивать свою работу. Но мы надеемся на их неоценимую помощь.
ПАСМИ: В крае есть общественные организации, которые занимаются противодействием коррупции?
Вячеслав Шпорт: Таких организаций в крае пока нет. Хотя в западных регионах страны их предостаточно. По всей видимости, наши общественники смотрят на своих коллег в центральных областях и думают, что организаций всё больше, а коррупции меньше не становится. И не спешат создавать свои институты. Мы даже рассматривали вопрос о поддержке инициатив по созданию таких общественных организаций. За три года – тишина.
ПАСМИ: Учёные края в этом плане вам помогают?
Вячеслав Шпорт: Безусловно, они занимаются воспитательными вопросами со студентами. Но чего-то оригинального для нас пока не придумали. В совет входит председатель совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской Автономной области, другие учёные, но чисто номинально. Получаем от них рекомендации теоретического плана.
ПАСМИ: Как обеспечивается профилактика коррупции в Хабаровском крае?
Вячеслав Шпорт: У нас есть закон «О предупреждении коррупции в Хабаровском крае», государственная программа «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хабаровском крае» до 2020 года. В рамках этой программы предусмотрены 26 системных мероприятий в разделе «Профилактика коррупционных правонарушений».
Руководит этим процессом отдел развития инновационных технологий безопасности и противодействия коррупции Главного управления по вопросам безопасности губернатора и правительства Хабаровского края. В кадровом подразделении правительства края есть сектор по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Они шерстят министерства, комитеты, управления, отделы. Чтобы каждый чиновник, начиная свой день с восьми утра, хорошо знал и помнил о своих обязанностях, к примеру, вовремя предоставлять декларацию о доходах и о том, что всё тайное когда-то становится явным.
Выезжают с проверками в районы. Нынешней осенью были в Аванском и Оборском лесничествах, изучали обстановку, как там противодействуют коррупции. Заслушивают на заседаниях руководителей госучреждений, проводят семинары, «круглые столы», социологические опросы. С этого года приглашаем на разговор всех руководителей предприятий, независимо от формы собственности, если они попадают в наше поле зрения. Собственно, для этого мы и привлекли к своей работе Торгово-промышленную палату.
Сначала мы пытались сделать управление по аналогии с Управлением Президента РФ. Но это упирается в дополнительные бюджетные расходы. Так что пока решили на этом ограничиться. Хотя в Ульяновской области, например, есть целый аппарат Уполномоченного по противодействию коррупции. Он занимается антикоррупционной экспертизой, теоретическими вопросами. Как это удаётся – судить не нам.
ПАСМИ: Вячеслав Иванович, что касается изучения общественного мнения, в крае есть своя методика проведения опросов населения?
Вячеслав Шпорт: В том-то и дело, что единой методики даже в России пока нет. Так что в каждом районе у нас методика своя. Со своей стороны мы, конечно, тоже инициируем проведение опросов на базе Комитета по печати и массовым коммуникациям. На мой взгляд, неплохой опрос на тему коррупции недавно провели в районе имени Полины Осипенко.
ПАСМИ: И каковы результаты?
Вячеслав Шпорт: Результаты удивительные. На вопрос «Все ли чиновники берут взятки?» 90 процентов респондентов ответили «да». А на вопрос «Приходилось ли вам, либо вашим родственникам когда-нибудь давать взятки?» 90 процентов опрошенных ответили «нет». Вот и думайте. Но если серьёзно, то по оценкам специалистов и с учётом ряда показателей эффективность всех наших усилий достаточно высока.
За 2013 год и десять месяцев 2014 года в финансово-бюджетной сфере прокуратурой края выявлено нарушений на общую сумму 1,5 млрд рублей. В том числе, по неэффективному использованию бюджетных средств на 160 млн рублей. По результатам проверок устранено финансовых нарушений на полмиллиарда рублей. В прошлом году в крае наметилась тенденция к сокращению уголовных дел коррупционной направленности по сравнению с предыдущим годом.
Возможно, на эти результаты повлияла и Всемирная паутина. Сегодня только ленивый не выкладывает в Интернете малейшее поползновение на свои гражданские права. Однако факты взяточничества в крае увеличились вдвое, и, в основном, в сфере здравоохранения. Это тревожный симптом. На втором месте в этой статистике у нас идут сотрудники правоохранительных органов.
ПАСМИ: Какие коррупционные преступления чаще всего встречаются в крае?
Вячеслав Шпорт: По данным краевой прокуратуры, коррупция связана, прежде всего, с государственными и муниципальными заказами на поставки товаров. Здесь самая большая доля нарушений – пятая часть. В прошлом году в крае их было зарегистрировано 478, возбуждено два уголовных дела.
Основными нарушениями со стороны должностных лиц продолжают оставаться несоблюдение обязанностей предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Недавно по утрате доверия отстранили от должности замглавы Верхне-Буреинского района, не задекларировавшего участок, который он брал у администрации в аренду.
ПАСМИ: Какие отрасли наиболее коррумпированы в Хабаровском крае?
Вячеслав Шпорт: Это лесозаготовка и строительство. В отличие от других регионов страны, где «серый» список всё-таки возглавляет ЖКХ. А строительство – это та отрасль, которая держит первенство по коррупции не только у нас в крае, но и в других регионах страны, да и за рубежом тоже. Дальше идёт торговля и производство. Но поскольку мы живём и трудимся в лесном крае, то у нас на первом месте традиционно стоит лесозаготовка.
ПАСМИ: Вячеслав Иванович, какие меры предпринимает правительство Хабаровского края для благоприятного развития бизнеса?
Вячеслав Шпорт: Этих мер очень много, потому что мы хорошо понимаем, что от того, как будет чувствовать себя бизнес сегодня, зависит развитие края в будущем. Поэтому уже сейчас необходимо сделать всё, чтобы бизнес не уходил из региона, а оставался и работал, чувствуя заботу со стороны властей и осознавая реальные перспективы для себя. Более того, с текущего года мы вплотную приступили к реализации краевой стратегии по улучшению инвестиционного климата. Думаю, все меры поддержки предпринимателей перечислять здесь не имеет смысла. Остановлюсь лишь на основных моментах.
В Хабаровском крае мы приняли закон о двухлетних налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей. Но это для новичков. А наше бизнес-сообщество предлагает пойти дальше и предоставить налоговые каникулы хотя бы на год для всех предпринимателей, без исключения. Тогда они обещают ничего не просить у правительства и сами решать свои финансовые проблемы. Тут надо хорошо всё обдумать и просчитать.
Для производственного бизнеса в крае установлена льготная ставка — восемь процентов по упрощенной системе налогообложения. Здесь ещё один момент. Наказания и штрафы за нарушения в предпринимательской деятельности должны быть пропорциональны степени этих нарушений. Необходим мораторий на неналоговые платежи.
Вот хорошо, что более-менее разрешился вопрос по госконтрактам. Ведь многие предприниматели в прошлом году выиграли тендеры по одним ценам, а курс доллара вырос вдвое. В декабре началась паника. Предприниматели спрашивали: мы что, должны работать себе в убыток? Тогда мы забили тревогу. Общественный совет дал представление, и в закон о закупках внесли изменения о стоимости госконтракта. Вот так бы везде, где только в законодательстве возникают «дыры», их надо сразу же закрывать. Тогда всё будет нормально.
С октября 2014 года в нашем крае действует Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», в который входят представители региональной общественной организации «Деловая Россия», эксперты в различных отраслях права.
Центр занимается рассмотрением обращений предпринимателей, оказывает им содействие при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления, мониторит ситуацию с коррупционным и рейдерским давлением в бизнес-среде, работает с экспертными центрами.
ПАСМИ: Уже можно обозначить первые успехи?
Вячеслав Шпорт: Недавно в крае провели опрос на тему «Административный климат в Хабаровском крае», в котором приняло участие 350 предпринимателей. И хотя его результаты не столь оптимистичны в связи с последними событиями в экономическом секторе страны, но мы увидели главное — наши предприниматели хотят заниматься бизнесом именно здесь и никуда из края уходить не собираются. Что касается коррупционного и рейдерского давления в бизнес-среде, то по результатам опроса они его совсем не ощущают в крае.
ПАСМИ: Вячеслав Иванович, какие проблемы профилактики коррупции стоят в крае на первом месте?
Вячеслав Шпорт: Проблем много. Прежде всего, объёмы финансирования данного направления за год сокращены на треть. В прошлом году на мероприятия антикоррупционной направленности было направлено 142 тысячи рублей. А в предыдущие годы – по 225 тысяч. Или взять ту же научную методику проведения опросов. Без этого невозможно скрупулёзно изучить настроения в обществе. Проблем много, но работа продолжается. В Китае, например, в течение15-ти лет расстреляли десять тысяч чиновников за коррупцию, но до сих пор её не искоренили. Так что в этой борьбе выживет сильнейший. Надеюсь, и мы доживём до победы.
Беседовала Ольга Дружинина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале