Как научиться жить с коррупцией?
По утверждению некоторых экспертов, за последние годы в России наметилась тенденция к снижению уровня коррупции, однако точных статистических данных о ее уровне на сегодняшний день нет. Какие усилия предпринимает государство, чтобы борьба с коррупцией на региональном и федеральном уровнях набирала обороты? Какие аникоррупционные законопроекты разрабатываются и, возможно, в скором времени увидят свет? Как бороться с явлением, которое за всю историю существования нашей страны стало неотъемлемой частью русской культуры?
Эти и другие вопросы обсудили эксперты 16 марта в ходе круглого стола «Природа коррупции. Почему нельзя победить?», приходившего на площадке пресс-центра «Парламентской газеты».
В мероприятии приняли участие член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Синельщиков, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, президент Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев.
В начале беседы ведущий мероприятия генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин задал экспертам вопрос: «Стоит ли бросать столько сил и средств на борьбу с явлением, которое стало неотъемлемой частью российской действительности или же просто научиться с ней жить»?
По мнению Анатолия Выборного, чтобы борьба с коррупцией начала давать результаты, нашему государству необходимо принять ее как явление.
«Только по-настоящему сильное правовое государство способно принять коррупцию как явление», — отметил Выборный.
По словам председателя Национального Антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, коррупция — характерное явления для любого государства в переходный период.
«Коррупция — смазка экономики переходного периода», — сказал эксперт.
По мнению Кабанова, бороться с отдельными коррупционерами на фоне борьбы с самим явлением — все равно что стричь газон маникюрными ножницами.
Кабанов отметил, чтобы исключить коррупционную составляющую в отдельных сферах, необходимо менять саму процедуру. Как, например, при получении загранпаспота.
Если раньше люди вынуждены были искать какие-то связи, чтобы получить документы побыстрее, кому-то платить, то теперь существует четкий механизм «одного окна», когда человек получает эту услугу, избегая бюрократических проволочек.
По словам Кабанова, сегодня борьба с коррупцией идет со знаком «плюс», но чтобы добиться устойчивой положительной динамики нужно вести эту борьбу системно.
«Коррупция — это эрозия властных институтов», — дал свое определение этому явления Дмитрий Горовцов. Эксперт отметил, что антикоррупционная деятельность — хорошее поле для законотвореческой деятельности. Ряд законодательных инициатив, по его словам, в частности закон «об аффелированных лицах» и «лоббистской деятельности», были разработаны еще в конце 90-х и вот уже 20 лет лежит без движения.
«Видимо есть какие-то силы, которым не выгодно принимать соответствующие законы», — предположил Горовоцов.
Президент Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев выступил не как эксперт в области коруппции, а как простой гражданин, как москвич. Он привел конкретные примеры, как трудно без денег и соответствующих связей добиться того, чтобы чиновники работали и решали проблемы простых граждан.
«Недалеко от моего дома есть стихийная парковка, которая весной и осенью превращается в болото. Мы направляли жалобы в префектуру, пририднадзор, ГУВД – жалобы просто гоняют по кругу, и никто ничего не предпринимает», — рассказал Гриняев.
Эксперт отметил, что для чиновников нужно ввести персональную ответственность за неправильные действия либо бездействия.
Интересную точку зрения высказал член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат ГД (КПРФ) Юрий Синельщиков.
Эксперт посоветовал обратиться к зарубежному опыту борьбы с коррупцией, где этим занимается отдельный орган. Но создавать что-то новое, по мнению депутата, не стоит: «Все, что создавалось в последние годы, поворачивалось против нашего государства, поэтому подобные службы нужно создавать на базе уже существующих».
Депутат предложил передать эти функции прокураторе, у которой некогда ряд функций забрали, оставив только надзор. Синельщиков выступил за то, чтобы бы, в частности, прокурор, надзирая за расследованием преступлений в экономической сфере, мог бы самостоятельно запрашивать информацию из банков и т. д.
В завершение встречи куратор круглого стола попросил экспертов «дать свой рецепт» борьбы с коррупцией. Мнение по этому поводу было у каждого свое, но предложения по борьбе с коррупцией во многом совпали. Все эксперты настаивают на том, что за коррупционные преступления необходимо ввести конфискацию имущества, при этом не дожидаясь, пока следователь докажет, что нажито оно было преступным путем.
Марина Ильина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале