Борьба с коррупцией: «оранжевая чума» или устранение причин и условий, ее порождающих
Член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин изложил свое видение на проблему коррупции в России. Он полагает, что для эффективной борьбы с данным явлением необходимо вывести коррупцию из политической плоскости в общенародную повестку и вовлечь как можно больше граждан в активную антикоррупционную борьбу. Но для организации данной деятельности, прежде всего, необходимо разработать действенные правовые механизмы.
В нашей стране коррупция давно набила всем оскомину. С одной стороны, очень недешево нашей экономике обходится, а с другой стороны, многоликая, вездесущая и настолько, увы, привычная нашему менталитету, что борьба с ней напоминает охоту на «неуловимого Вилли», которого, как известно, просто поймать никто не пытался. Мы как-то привычно глотаем всегда обещания политиков разного уровня, касающиеся строительства дорог, грядущей битвы с дураками и коррупцией. Причем, что характерно, на искоренение коррупции мы по-любому не надеемся.
Оправданий тому масса: от наших собственных прочных поведенческих моделей и установок (подсказываю «хэштеги»: водительские права, армейский вопрос, медицинские справки, зарплата в конверте), искренней веры в то, что государство против коррупции, как и пчелы против меда, никогда не пойдет и вплоть до различных исторических изречений (Карамзин: «Воруют-с!»), милых анекдотов брежневской эпохи про несуществующий мост и прочего.
Надо признать, что львиная доля населения лояльно относится к проявлениям коррупции, а подрастающее поколение, согласно статистике, все чаще заявляет о готовности идти на государственную службу, особенно, в силовые структуры — увы, не из патриотических соображений, а из-за банальной близости к кормушке («и ксива есть, и деньги на кармане»).
Стоит ли говорить, что высокий уровень коррупции фатально влияет на экономическую и социальную ситуацию в стране? В ряде случаев данный показатель является одним из критических — это очень хорошо видно в исследовании Всемирного банка. Так, за полгода до Майдана 2014 года свыше 50 % украинских бизнесменов признались социологам в том, что хотя бы однажды у них вымогали взятку и обозначили проблему коррупции как одну из ключевых (в 2008 году в аналогичном документе и цифры, и проблемы фигурировали другие, а уровень коррупции был едва ли не вдвое ниже). Точно так же, согласно исследованиям различных структур, коррупция «скакала» в Египте, Сирии, Ливии и других государствах, известных нам по страшным картинкам новостей последних лет.
При современной цене рубля, барреля нефти и иных вызовах отечественной экономики, а также армии заграничных «доброжелателей», полагаю, что для России коррупция — очевидно лишняя строка расходов, от которой стоит отказаться.
Что можно и нужно делать? Во-первых, нужно выводить коррупцию из политической плоскости в общенародную повестку. Крайне непродуктивна ситуация, когда коррупционные скандалы или аресты используются лишь в качестве яркой телевизионной иллюстрации к противостоянию между политическими кланами. Равно как и одних «независимых» коррупционных рейтингов, где наша страна делит позорные строчки с Мали и Пакистаном, для реальной борьбы недостаточно. Понятно, что в случае с кланами музыку заказывает победитель, для него общие вопросы борьбы с коррупцией не принципиальны, а в случае с профильными НКО, особенно финансируемыми из-за рубежа, главная «фишка» — сформулировать и максимально растиражировать в СМИ статистическое обоснование несостоятельности власти по целому ряду параметров, то есть, по сути, так же, как и в первом случае.
Одним словом, реальная борьба с коррупцией может опираться в первую очередь на активных граждан и неангажированные общественные структуры. Для ее организации нужны действенные правовые механизмы. Шаг номер один — заявитель о коррупции (за рубежом его называют whistleblower — дословно по аналогии с дружинником — «поднявший свист»). Он должен получить правовой статус (вплоть до специальной нормы в Уголовно-процессуальном кодексе), реальные гарантии анонимности и защиты на протяжении всего разбирательства. Потому что сегодня инициатор антикоррупционного дела — это, как минимум, белая ворона, а во многих случаях будущая мишень для уголовного преследования.
Как только подобные активисты появятся в разных регионах и отправят за решетку десяток другой реальных мздоимцев, можно считать, что практика запущена на низовом уровне. Сегодня такие случаи, особенно успешные, уникальны: и правда, кто, кроме профильных общественников или журналистов, знает, например, о волгоградском борце с коррупцией Эдгаре Петросяне или других его «коллегах»?
Такие случаи предстоит находить, создавать и тиражировать вручную, пока по принципу снежного кома, тренд не наберет обороты и не станет поистине общенародной повесткой.
Для того, чтобы пролоббировать подобное развитие событий, нужна внеполитическая консолидация всех профильных общественных структур. Площадкой такого альянса, учитывая растущий вес и авторитет, может стать Общественная палата РФ и региональные общественные палаты. Единственное, за чем надо будет очень пристально следить и именно для этого важна ассоциация общественных структур, — отсутствие политического давления любого свойства и заказных дел.
Принимая во внимание особую социальную значимость и необходимость обеспечения активной и осознанной поддержки усилий государства в сфере реализации антикоррупционной политики, со стороны бизнеса и институтов гражданского общества наибольшего внимания заслуживает Программа по участию в продвижении Конвенции Объединенных Наций против коррупции в 2011-2020 годах (для общества и частного сектора) «МИР БЕЗ КОРРУПЦИИ».
Программа разработана на базе Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией», совместно с Факультетом национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Программа «МИР БЕЗ КОРРУПЦИИ» получила высокую оценку университетов Германии, Франции, Испании, России, а также многочисленные положительные отзывы ведущих экспертов и юристов из многих стран мира.
В 2012 году Программа «МИР БЕЗ КОРРУПЦИИ» была представлена международному сообществу, как первая инициатива Сети Глобального договора ООН в Российской Федерации в части реализации десятого принципа Глобального договора «Противодействие коррупции», и в 2014 году была принята в качестве руководства к действию, участниками Второго Всероссийского совещания Негосударственной сферы безопасности.
Все должны понимать, что борьба с коррупцией — это не про абстрактные рассуждения, а про реальные действия и правовые изменения. Ну, и конечно же, на контрасте начнут белыми воронами выглядеть различные иностранные агенты и провокаторы. А там, глядишь, начнут люди стесняться решать различные бюрократические и медицинские вопросы с помощью конвертов и телефонного права. И, по-тихонечку, к дуракам и дорогам приступим.
Дмитрий Галочкин
Источник: ОП РФ
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале