Коррупцию в России поможет победить время
Европа недовольна теми темпами, которыми проходит борьба с коррупцией в России. К такому выводу пришли эксперты Международной организации Группа государств против коррупции (ГРЕКО), которая действует под эгидой Совета Европы. Большинство российских экспертов сошлись во мнении, что европейские эксперты, пожалуй, слишком критичны и не учитывают особенностей российского законодательства.
В частности, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая назвала доклад ГРЕКО неточным, не учитывающим особенности российского законодательства.
«Российская Федерация, в отличие от других стран, в очень короткий срок сформировала современное адекватное антикоррупционное законодательство, которое в настоящее время находится в развитии», – отметила Яровая.
На замечание, что в законодательство РФ не были включены понятия «предложения», «обещания» и «требования» взятки, Яровая ответила, что в российском законодательстве данные понятия трактуются как «приготовление к преступлению» и «покушение». Соответственно, этот вопрос уже урегулирован в законодательстве.
По мнению Председателя правления Комитета по борьбе с коррупцией Анатолия Голубева, к любой критике нужно относиться конструктивно, прислушиваться к ней, однако, по словам Анатолия Юрьевича, не стоит допускать того, чтобы какие-то объединения или отдельные лица использовали коррупционную тематику для повышения уровня социальной напряженности в нашей стране.
«Россия подписала конвенцию ООН о борьбе с коррупцией 9 декабря 2003 года и ратифицировала 8 марта 2006 года. Каждое государство, подписавшее конвенцию, в соответствии с принципами честности, ответственности и прозрачности должно разрабатывать и проводить политику по предупреждению коррупции и по борьбе с ней. А также развивать сотрудничество по борьбе с коррупцией на международном и региональном уровнях, — комментирует Голубев, — Но говорить об эффективности или её отсутствии было бы преждевременно….Ведь сама система в нашей стране выстроена несколько своеобразно: большинство обслуживает интересы меньшинства.
Это не значит, что система не меняется… Появляются формы общественного контроля, российские законы приводятся в соответствие с нормами международного права. Ситуация будет меняться в лучшую сторону, но это произойдет не так быстро, как нам бы того хотелось».
По словам Анатолия Голубева, ключевая проблема в том, что нет активной поддержки со стороны гражданского общества. В большинстве своем люди задумываются о коррупции лишь тогда, когда это касается их лично.
«Сама по себе ответственность гражданского общества, согласно конвенции, является важным индикатором оценки прозрачности и эффективности борьбы с коррупцией, — отмечает Голубев, — И все эти механизмы предусмотрены. Но мы не могли с них начать, поскольку нужно было привести в соответствие законодательство РФ. Коррупции как таковой де-юре не было. И с тех пор, как она появилась, была проделана огромная работа. Я считаю, что преждевременно говорить о результатах – Москва не сразу строилась, и с коррупцией мы не сразу поборемся. Это должно пройти какие-то этапы, ступени. И лучше Иосифа Виссарионовича Сталина здесь и не скажешь: «Не нравится – критикуй, критикуя – предлагай, предлагая – делай!».
Критике европейских экспертов темпов борьбы с коррупцией в России Анатолий Голубев нашел свое объяснение: «У нас сейчас тяжелая ситуация, связанная с санкциями и прочей негативной стороной этого вопроса. Попытка сделать из России какого-то внешнего врага уже ни для кого не секрет, и никто на западе этого не скрывает. Это попытка свержения конституционного строя России. На это выделяются деньги, формируются какие-то фонды. И если мы посмотрим историю «оранжевых революций» в Египте, Сирии, Украине, то увидим, что основной искрой возгорания, которую использовали определенные общественные структуры, бизнес сообщества и т. д., является колоссально высокий уровень недовольства граждан уровнем коррупции в стране. Разумеется, это одна из попыток расшатать эту ситуацию. Коррупция оказывает негативное влияние на каждого члена общества, но борьба с коррупцией – общее дело, и при этом нужно понимать, что это не упреки и критика, а построение конструктивного диалога и устранение причин и условий, её порождающих. Я не против конструктивной критики и считаю, что она должна быть принята во внимание, но наша основная задача — не допустить, чтобы отдельные организации или персонажи использовали коррупционную тематику для увеличения социального напряжения в нашей стране. Борьба с коррупцией должна быть направлена не на разрушение, а на создание сильного, правового государства. И сегодня необходимо вести масштабную разъяснительную работу по этому виду деятельности».
Марина ИЛЬИНА
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале