Предприниматели ищут защиту от коррупционных практик
20 ноября состоялось 3-е заседание Руководящего комитета по защите прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик – ПРЕКОП РФ.
Модератором заседания стал руководитель приемной Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Игорь Корзенков.
Дина Крылова, член Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, заявила, что декриминализация взятки, как провокации действия следствия очень важна, поскольку для добросовестных полицейских существует риск того, что высокопоставленный коррупционер может оказать давление на следствие через свои связи, и сами сотрудники полиции могут оказаться на скамье подсудимых.
«Во многих случаях, таких как торговля должностями, например, нет другого способа раскрыть преступление, кроме следственных действий связанных с провокацией взятки», — подчеркнула она.
Ответственность должностных лиц за использование полномочий в ходе неурегулированного конфликта интересов, на сегодняшний день, существует только за невмешательство в конфликт, а не за правонарушения, допущенные в ходе урегулирования спора.
«Мы считаем, что должна быть мера ответственности не только за то, что должностное лицо не сообщило о конфликте, не урегулировало ситуацию, но и за действия коррупционного характера, совершённые в период спора. Очень важен и международный опыт по этой теме», — сказала Дина Крылова.
В завершении своего выступления докладчица коснулась темы государственного и негосударственного контроля.
«Мы сталкиваемся с тем, что вместо бесплатных для предпринимателя административных проверок происходит навязывание огромного количества платных услуг, таких как, например, оценка рисков в пожарной безопасности. Это приводило к значительным злоупотреблениям уже на первом этапе введения этой процедуры. Таким образом, у предпринимателей значительным образом возрастали непроизводственные издержки, они теряли конкурентоспособность, особенно на внешних рынках, — отметила Дина Крылова. — Нам очень важно понять насколько государственные, бесплатные для предпринимателя, формы контроля соотносятся с негосударственными формами, которые априори платные и, в отсутствие заслонов, через аффилированные с ведомствами фирмы, создают коррупционные рынки для ведомств».
Следующим выступил глава секретариата Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Сергей Таут. Он рассказал о проблемах незаконного уголовного преследования предпринимателей.
«В Российской Федерации законодатель пошёл по пути специального регулирования уголовной ответственности предпринимателей. Как пример, норма о запрете ареста предпринимателя в статье 108 УПК РФ. Есть статьи 159 прим. 1 и 4: Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Есть уменьшенный срок лишения свободы, отсутствует признак группы лиц, что, на наш взгляд, позволяет защищать предпринимателей», — рассказал выступающий.
В России ответственность за преступления предпринимателей в экономической сфере предусматривает такие меры как: лишение свободы, исправительные работы, запрет заниматься предпринимательской деятельностью.
«В то же время, только 6% предпринимателей, которые подверглись уголовному преследованию, смогли сохранить свой бизнес. 94% бизнес потеряли. Лишение свободы, на наш взгляд, тяжкая мера и, может быть, в Европе она заменяется штрафами или какими-то экономическими видами наказаний, ограничений деятельности», — сказал Сергей Таут.
Докладчик также коснулся мер пресечения альтернативных аресту. По статистике, приведённой в ходе заседания, только 1% предпринимателей нарушили условия залога и скрылись.
«Мы убеждены, что залогом можно заменить арест, но, к сожалению, арест в России применяется часто, хотя есть прямой запрет применять эту меру к предпринимателям. В обход запрета добавляются статьи в обвинениях, которые позволяют применять арест», — заметил докладчик.
Сергей Таут отдельно остановился на сроках содержания предпринимателей под стражей на этапе рассмотрения дела в суде.
«Есть норма в уголовно-процессуальном кодексе о том, что предельный срок содержания под арестом, до того как дело передано в суд, составляет полтора года. Но нет предельного срока в том случае если дело направлено в суд. Это беспокоит российских предпринимателей, потому что известны случаи, когда суд длился годами. Предприниматель, не получив приговора, отбывает в тюрьме несколько лет, а потом суд, скорее всего, не пойдёт на оправдание этого лица, даже если будет установлена его невиновность. Потому что государству придётся компенсировать весь ущерб от судебной ошибки», — пояснил Сергей Таут.
Все обозначенные вопросы будут рассмотрены в ходе работы Комитета в ближайшее время.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале