АСВ «зажало» деньги?
«На наших договорах, где стоят подписи сотрудников банка и печати банка, написано: «Вклады застрахованы». Заявление о несогласии с отказом о выплате возмещения мы написали 9 июля 2014, а отказ от АСВ получили только 10 октября… Т.е. АСВ «начихало» на наши документы (а именно на договоры и приходные кассовые ордера) и, как могло затянуло срок ответа. Теперь 1800 человек должны затевать судебные тяжбы с АСВ и Диг-банком. Вы представляете, какое это количество для города с населением 310000 человек!?» — из письма в редакцию.
Очередной скандал, связанный с «Агентством страхования вкладов», разразился в России. Речь идет о Диг-Банке города Владикавказ. В редакцию Первого Антикоррупционного СМИ обратилась супруга одного из вкладчиков банка, которому, несмотря на то, что вклад был застрахован, не возвратили деньги после признания банка банкротом. Зарина Битаева пишет: «Проблемы с наличностью у банка начались осенью 2013 года, однако работники банка уверяли вкладчиков, что все в порядке, все налаживается. Сроки вкладов моего супруга истекли 8 марта 2014 года, и с того дня мы так и не смогли забрать свои деньги. Мы обращались с жалобами в Роспотребнадзор и ЦБ РСО-Алания, с жалобами на Диг-банк о том, что банк не возвращает нам наши деньги. Обе организации дождались, когда у банка 23 июня 2014 года отозвали лицензию, и тогда дали нам ответы о том, что у банка отозвана лицензия».
Картина интересная: дождаться отзыва лицензии и потом на это же обстоятельство сослаться, чтобы отказать человеку в возврате его денег. Если зайти на сайты, публикующие информацию с реквизитами организации «Открытое акционерное общество инвестиционный акционерный банк «Диг-Банк»», то мы увидим, что эта информация полностью совпадает с информацией об АКБ «Диг- Банк» (ОАО). Он зарегистрирован 8 октября 2002 года. Уставной капитал банка составляет 121 млн. рублей. Председателем значится Гуджараидзе Резо Суликоевич. Хотя при этом указано, что организация представляет собой частную собственность. Занятная информация содержится на сайте. Здесь же представлены извещения о тендерах.
Извещения о тендерах:
Оказание услуг по открытию и ведению расчетных счетов Заказчика для учета операций по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, неучастников бюджетного процесса, удаленных получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, удаленных неучастников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и их уполномоченных подразделений, открывших лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Республике Северная Осетия – Алания и расположенных на территории Кировского района Республики Северная Осетия – Алания, на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям», с использованием денежных чеков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.
Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия – Алания
Оказание услуг по открытию и ведению расчетных счетов Управления Федерального казначейства по РСО – А для учета операций по обеспечению получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не участников бюджетного процесса, удаленных получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, удаленных не участников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и их уполномоченных подразделений, открывших лицевые счета в УФК по РСО – А и расположенных на территории Кировского района РСО — А, денежными средствами на балансовом счете №40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям», с использованием расчетных (дебетовых) карт в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.
Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия — Алания
Оказание услуг по открытию и ведению расчетных счетов Заказчика для учета операций по обеспечению получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, неучастников бюджетного процесса, удаленных получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, удаленных неучастников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и их уполномоченных подразделений, открывших лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Республике Северная Осетия – Алания и расположенных на территории Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания, денежными средствами на балансовом счете №40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям», с использованием расчетных (дебетовых) карт в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.
Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия — Алания
Оказание финансовой услуги по предоставлению кредитных ресурсов для частичного покрытия дефицита бюджета РСО-Алания в сумме 450 млн. рублей, сроком на один год, согласно характеристикам.
Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания
Последний тендер нам представляется особенно интересным. Информация о нем есть на данном сайте. Там указано, что цена исполнения контракта 56 млн. 250 тыс. рублей. То есть это та сумма, которую получил Диг-банк за выделение 450 млн. рублей сроком на один год. Причем название тендера звучит так: «Оказание финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для погашения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания в объеме 450 млн. рублей». То есть у республики, оказывается, были долги, которые решили погасить за счет Диг-банка. Читаем в документа «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия — Алания на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»: утвердить основные характеристики республиканского бюджета Республики Северная Осетия — Алания на 2014 год и на 2015 год:
— прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета: на 2014 год в сумме 16,9 млрд. рублей с учетом средств, получаемых из федерального бюджета по разделу «Безвозмездные поступления» в сумме 8,9 млрд. рублей; на 2015 год в сумме 16,9 млрд. рублей с учетом средств, получаемых из федерального бюджета по разделу «Безвозмездные поступления» в сумме 8, 5 млрд. рублей;
— общий объем расходов республиканского бюджета: на 2014 год в сумме 17,3 млрд. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 781 млн. рублей; на 2015 год в сумме 17,1 млрд. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1,2 млрд. рублей;
— прогнозируемый дефицит республиканского бюджета: на 2014 год в сумме 411 млн. рублей; на 2015 год в сумме 285 млн. рублей.
Итак, дефицит бюджета на 2014 год составляет более 400 млн. рублей, доход самой республики даже с учетом федеральных ассигнований — не более 26 млрд. рублей. Не этот ли дефицит бюджета собиралось покрывать правительство республики, когда брало деньги в Диг-Банке «для частичного покрытия дефицита бюджета РСО-Алания в сумме 450 млн. рублей, сроком на один год, согласно характеристикам». Тогда не совсем понятно, на что должны были пойти почти 39 млн. рублей, на которые отличаются бюджетные цифры, и сумма контракта в 56 млн. рублей. И также непонятно, почему перекредитование берет на себя Россельхозбанк?
Читаем у Зарины Битаевой: «С 7 июля 2014 года Россельхозбанк начал выплату страховых возмещений вкладчикам Диг-банка. 9 июля мы пришли получать возмещение и узнаем: нас нет в реестре вкладчиков! И таких, как мы, оказалось почти 1800 человек!!!». То есть Россельхозбанк не заинтересован в покрытии долга перед вкладчиками? Тогда кому же он выплачивает «страховые возмещения»? И почему Россельхозбанк, а не АСВ? Вот мы и добрались до этих таинственных букв.
Понятно, что дыру в отчетности ни один банк показывать перед ЦБ РФ не хочет, и, возможно, с этой целью Диг-Банк привлекает в качестве кредитора Россельхозбанк, чтобы перекредитовать тот займ, который предоставил республике на год, и который, по всей видимости, правительство республики не спешило возвращать или просто не смогло. В свою очередь Россельхозбанку тоже такая дыра в финотчетности перед ЦБ не интересна. Встает вопрос: почему Диг-Банк сразу не обращается в АСВ? Но еще более интересен вопрос: почему на покрытие дефицита бюджета Северной Осетии займ берется путем объявления тендера и у столь небольшого банка как Диг-Банк, а не сразу у Россельхозбанка или у ЦБ напрямую? Насколько вообще законно такое погашение долгов перед жителями республики за их же счет?
На сайте Центробанка можно найти информацию, которая проливает свет на причины таких действий со стороны Диг-Банка: «Руководство ИАБ «Диг-Банк» (ОАО), злоупотребляя имеющимися полномочиями, организовало прием средств вкладчиков без отражения обязательств перед ними в бухгалтерском учете банка. При этом на дату отзыва у ИАБ «Диг-Банк» (ОАО) лицензии на осуществление банковских операций объем обязательств перед вкладчиками, привлеченных мошенническим путем, достиг 868 млн. рублей, что составляет около трети обязательств, официально отраженных в отчетности банка.
Как следствие, руководство банка фальсифицировало представляемые в Банк России данные о реальных обязательствах ИАБ «Диг-Банк» (ОАО) перед физическими лицами.
Кроме того, руководство ИАБ «Диг-Банк» (ОАО), препятствуя деятельности временной администрации, уклонилось от передачи правоустанавливающих документов по кредитам на сумму более 1,6 млрд. рублей или свыше 80% от общего размера ссудной задолженности, что может свидетельствовать о попытке сокрытия документарного подтверждения фактов вывода из банка активов».
Думаю, со временем мы узнаем, чьи именно «правоустанавливающие документы по кредитам» не хотело предоставить временной администрации руководство ИАБ «Диг-Банк». Возможно, сами представители АСВ и власти республики Северная Осетия-Алания не смогут или не захотят ответить на вопросы. Вкладчики говорят: «Мы сразу написали заявление о несогласии и все документы (копии договоров, приходных кассовых ордеров) отправили в АСВ. АСВ обязано было ответить нам в течение 30 календарных дней ПО ЗАКОНУ! В сентябре 2014 г. мы уже стали подозревать неладное и стали интересоваться у сотрудников АСВ в г. Владикавказ в чем дело, почему нам не выплачивают наши деньги (я уже не говорю о том, сколько мы все звонили на горячую линию в АСВ, как нас все «отфутболивали», без конца повторяя «Ваш вопрос решается»). Нас уверяли: «Потерпите ещё немного, вот-вот вам все выплатят».
И вот 10 октября АСВ нам всем объявляет (цитата с сайта АСВ): «Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) информирует, что после наступления страхового случая в отношении кредитной организации ОАО ИАБ «Диг-Банк» (г. Владикавказ) (далее — Банк) в Агентство обратились ряд вкладчиков, не согласных с отказом в выплате возмещения по вкладам по причине их отсутствия в реестре обязательств Банка перед вкладчиками. Ввиду отсутствия данных заявителей в бухгалтерском учете Банка, Агентство не имеет оснований для включения их требований в реестр обязательств Банка. Агентство будет включать заявителей в реестр обязательств Банка перед вкладчиками только после подтверждения их требований решениями судов. Сразу после этого вкладчики будут проинформированы посредством смс-уведомлений по телефонам, указанным в заявлении о включении их требований в реестр страховых выплат, и приглашены для получения страхового возмещения в банк-агент (ОАО «Россельхозбанк»)».
Но ведь прокуратура точно должна сказать, кто виноват, и что делать вкладчикам, чтобы вернуть деньги. Как писал в августе Центробанк, «информация об осуществленных бывшими руководителями и собственниками ИАБ «Диг-Банк» (ОАО) финансовых операциях, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, направлена Банком России в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации для рассмотрения и принятия соответствующих процессуальных решений».
За 3 месяца вышеназванные ведомства не смогли выяснить причину банкротства Диг-Банка, и кто должен отдавать взятые у вкладчиков деньги. Да и 1800 споров в суде вкладчикам Диг-Банка ничего так и не дало. Люди по сей день ждут возврата своих денег: «Мы выходили с акциями протеста к правительству РСО-Алания. Президент РСО-Алания пообещал выделить группу юристов для помощи вкладчикам. Он даже ни разу не вышел к людям! С 13 октября 2014 года «группа юристов» в количестве ОДНОГО человека начала собирать документы для подготовки исков в суд. Нас -1800, а юрист -1. И вы думаете, что он бесплатный?! Конечно же, нет! В итоге на 2 ноября он подал всего 2 заявления! Естественно, возникает вывод: почему-то нашему правительству оказалась выгодна такая позиция АСВ. Среди нас очень много пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда… Мы все брошены на произвол чиновников, нашему правительству на нас наплевать! АСВ не защищает интересы обманутых вкладчиков, а изо всех сил создает нам проблемы и пытается не выплатить нам наши деньги».
Редакция Первого Антикоррупционного СМИ продолжит следить за развитием событий вокруг АКБ «Диг — Банк» (ОАО). Просим всех пострадавших вкладчиков, наткнувшихся на бездействие со стороны «Агентства страхования вкладов», обращаться в нашу редакцию.
Елена СЕМИГЛАЗОВА
Все фрагменты цитирования, приведенные в тексте, печатаются в авторской редакции.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале