Кто ответит за катастрофу во Внуково, владельцы офшоров или рядовые сотрудники?
Минуло 10 дней с момента авиакатастрофы в аэропорту «Внуково», в результате которой погиб президент французской нефтяной корпорации Total Кристоф де Маржери. Сейчас виновниками трагедии СК РФ считает сотрудников аэропорта. Однако у защиты обвиняемых своя версия трагедии. Будут ли привлечены к ответственности «офшорные собственники» — владельцы аэропорта Внуково, или все спихнут, как всегда, на рядовых сотрудников?
Диспетчера-стажера Светлану Кривсун, ведущего инженера аэродромной службы Владимира Леденева, руководителя полетов Романа Дунаева, диспетчера Александра Круглова, а также водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко арестовали по подозрению в совершении преступления по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Кривсун уже допрошена в качестве обвиняемой.
Однако адвокат водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко Александр Карабанов одной из причин авиакатастрофы считает отсутствие явного (прозрачного) собственника.
— На мой взгляд, одна из причин трагедии — это отсутствие прозрачного юридически собственника. Кроме возможного уголовного дела французская сторона или иная другая заинтересованная, может предъявить многомиллионный иск, и непонятно, кто будет по нему ответчиком?
Кроме того, из моего личного разговора с представителем профсоюза диспетчеров Андреем Булиным я узнал, что в последнее время во «Внуково» шли сокращения ключевых специалистов, которые обеспечивали безопасность полетов. Кроме того, собственник регламентирует выделение и расходование денежных средств на техническое оснащение и профилактику важнейших технических узлов дорогостоящей техники, подготовку кадрового состава. Вполне вероятно, что в качестве сопутствующей причины трагедии стали как раз экономия на техническом оснащении и необходимом количестве персонала.
Вопрос о собственнике завис в воздухе, и это порождает массу проблем. Также сотрудник профсоюза сообщил мне, что они неоднократно обращались к руководству, с просьбой рационально распределять нагрузку на персонал, не перегружать сотрудников дополнительными функциями, расширить штат. Но эти просьбы так и не были услышаны.
Информация о том, что Правительство Москвы, являющееся собственником 75% активов, собирается выставить их на продажу, появилась еще в январе 2011 года. Кто в итоге стал покупателем основной части активов доподлинно неизвестно, но, по неподтверждённой информации, их приобрела некая компания, расположенная в офшорах. Кто является владельцем оставшейся части, также неизвестно, но более того, по неподтверждённой информации, часть акций принадлежит некой компании «Космос».
Кроме того, остается открытым вопрос о технической оснащенности аэропорта. Проблемы с оборудованием в аэропорту Внуково были зафиксированы еще в 2013 году. Об этом сообщалось в докладе экспертной группы ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», датированном апрелем прошлого года. Эксперты еще тогда внесли рекомендации по их устранению. Эксперты сделали вывод, что используемая во Внуково система обзора и контроля летного поля «недостаточна» для управления наземным движением на аэродроме.
Тогда эксперты пришли к выводу, что РЛС ОЛП на аэродроме установлена, но не введена в эксплуатацию. «Использование одной РЛС ОЛП на аэродроме Внуково не обеспечивает требуемых характеристик для РД [рулежной дорожки] и ВВП-1 аэродрома с учетом реконструкции ВВП-1 (удлинение на 500 м) и отсутствует резервирование по источникам наблюдения на рабочей площади аэродрома», – говорилось в отчете. Эксперты рекомендовали установить вторую РЛС ОЛП.
Но эти рекомендации, судя по всему, так и не были выполнены.
О проблемах с оборудованием по слежению за объектами на летном поле аэродрома рассказывал журналистам и диспетчер по рулению аэропорта Внуково Фарит Тажетдинов. По его словам, оборудование было поставлено не в полном составе. «Штатно оно работает при наличии двух антенн. У нас оно было в урезанном виде. Таким образом, автомобили на летном поле могли появляться и исчезать, когда за ними наблюдали на локаторе. Таким образом, может быть путаница – есть метка или нет», – цитировал диспетчера Интерфакс.
Диспетчер посадки Александр Федулеев также отмечал, что оборудование, установленное во Внуково, не позволяет достоверно определить наличие на летном поле автомобиля.
«Мы можем определить, если ли самолет на полосе или нет. А автомобили на локаторе выглядят в виде точки по диаметру меньше миллиметра», — пояснял он.
Если бы владелец нес потенциальную ответственность, в его интересах было бы максимально обеспечить безопасную работу аэропорта, а когда собственник размыт, последствия не заставят себя ждать, – высказал свою точку зрения адвокат Карабанов.
Если информация о том, что владельцем аэропорта Внуково являются офшорные компании, подтвердится, то очевидным станет и юридическая, и фактическая безответственность настоящих собственников. Отсутствие реального владельца и могло стать причинами и условиями системных нарушений в работе аэропорта (кадровой политике и закупке оборудования), повлекшими катастрофу.
Марина Ильина
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале