Сообщить
о коррупции
Сообщить
о коррупции
Сообщить
о коррупции

Право нации на самоопределение или принцип территориальной целостности государства — что важнее?

Вопрос о главенстве права нации на самоопределение или территориальной целостности государства  в международных соглашениях до сих пор не урегулирован. Это является большим пробелом в международном праве и приводит к мировым конфликтам.

ООНВ Америке и Европе не утихает спор вокруг Крыма и гражданской войны на Украине. США и некоторые европейские страны в ущерб самим себе ввели (и угрожают ввести новые) политические и экономические санкции против России.

Если дело дошло до конфронтации, значит вопрос о главенстве права нации на самоопределение или территориальной целостности государства в международных соглашениях не урегулирован. Это пробел в международных правовых отношениях.

Устав Организаций Объединенных Наций 1945 года и другие более поздние международные пакты, декларации и соглашения единодушно утверждают: «Все народы имеют право на самоопределение». Закономерно, что после самоопределения происходит процесс образования новой национально-территориальной структуры.

Одновременно с правом нации на самоопределения в международных документах утверждается и принцип территориальной целостности государства.

Однако в Уставе ООН (и в других международных соглашениях) до сих пор неясно прописано, что право нации на самоопределение все-таки является главенствующим правом. Потому постоянно и возникают разногласия среди политиков и государств. Государства-участники конфликта трактуют ту или иную позицию в своих интересах.

События в истории показывают, что сначала разногласия ведут к политической и экономической конфронтации, а впоследствии — к взаимным оскорблениям и войне. Чтобы подобного в мире не происходило, данное разногласие требует общего международного законодательного разрешения и утверждения.

Нынешнее состояние международной правовой неопределенности в приоритетном праве нации на самоопределение противоречит деятельности ООН, её задачам поддержания Мира и препятствует осуществлению прав граждан, закрепленных во «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года.

 «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ», — гласит 19 статья декларации.

оонВ этой связи логичным было бы вынесение на рассмотрение ООН вопроса «о приоритетном праве нации на самоопределение в международных отношениях».

Если голосование народа на референдуме будет происходить под наблюдением представителей ООН, то этот факт автоматически придаст процессу самоопределения правовой статус, поддержку и признание результатов сообществом государств. Одновременно он устранит проблемы возможной последующей напряженности в мире.

Это касается Крыма, юго-востока Украины, всей Украины и других стран.

Если же сегодня существует юридическая международная неопределенность в приоритете права, то ввод экономических санкций против России, по меньшей мере, незаконен, по совести — несправедлив, а по отношению к народу в мире — преступен.

Сегодня рассматриваемая проблема выражается в международном политико-экономическом противостоянии по поводу гражданской войны на юго-востоке Украины.

«Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение», — сказал еще в XVIII веке французский философ и  мыслитель Клод Гельвеций.

Если ООН будет откладывать решение вопроса о главенстве самоопределения нации на долгое время, то это приведет к дальнейшему углублению противостояния в мире, политической и экономической конфронтации государств, а может и послужит угрозой новой войны.

Разрешение вопроса приведет к большей демократии в государствах, поднимет общество на новую ступень развития цивилизации, в том числе и в вопросах прав человека.

Владимир Гарматюк

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

Loading...
Loading...