Владимир Путин: «Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей»
19 октября Россия отпразднует День работников дорожного хозяйства, который выпал в 2014 году на воскресенье. Дороги, как известно, одна из двух главных бед России. «Первое Антикоррупционное СМИ» изучило работу Минтранса, его достижения и проблемы, критику Владимира Путина относительно данной отрасли, скандалы и вопросы безопасности на российских дорогах.
Общая ситуация
Дорожная сеть общего пользования в России имеет протяженность 1,4 млн. километров, из которых 51 тыс. км – дороги федерального значения, 503 тыс. км – регионального и 842 тыс. км – дороги местного значения.
Согласно поручению Президента РФ, к 2022 году темпы дорожного строительства должны быть удвоены, а объемы доведены до 42 тыс.км.
По данным Министерства транспорта Российской Федерации, к 2020 году в транспортную инфраструктуру России будет вложено около 12 трлн. рублей, причем 5 трлн. рублей планируется привлечь за счет частных инвесторов.
Накануне праздника Министр транспорта Максим Соколов заявил, что в течение ближайших 4-х лет большая часть российских федеральных трасс (до 85 %) будет полностью отремонтирована.
Среди достижений Министерства в Московском регионе следует отметить, что за девять месяцев текущего года Мосгосстройнадзором было выдано 17 заключений о соответствии построенных дорожных объектов требованиям нормативных актов. По 11 объектам были выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию. Среди них указываются такие значимые для Москвы объекты как транспортная развязка на пересечении МКАД с Волгоградским проспектом, участок магистрали 4-го транспортного кольца (второй пусковой комплекс), транспортная развязка на пересечении МКАД с Дмитровским шоссе.
Проблемы дорожников
Наряду с этим, в деятельности работников дорожного хозяйства имеются и проблемы как объективного, так и субъективного характера.
Согласно имеющимся статистическим данным, в настоящее время в нормальном состоянии находится лишь 47 % федеральных дорог. Не отвечают нормативным требованиям 63 % региональных дорог. В прошлом году около 57,5 % или 27,6 тыс. километров российских федеральных трасс не соответствовали нормативам. Около 27 % магистралей функционирует в режиме перезагрузки, и только треть всех дорог способна принимать автомобили с нагрузкой более десяти тонн на ось.
Президент Российской Федерации Владимир Путин 8 октября на заседании президиума Госсовета, специально посвященном строительству российских автодорог, публично заявил о своем недовольстве качеством его осуществления.
Представляется небезынтересным процитировать некоторые высказывания Владимира Путина в этой связи:
— «проблема соотношения цены и качества дорожного строительства в стране всегда была очень острой»;
— «государство направляет на строительство и реконструкцию значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна»;
— «даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам»;
— «необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной стоимости дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели»;
— «сохраняются черные дыры, где исчезают выделенные средства»;
— «из года в год ремонтируются одни и те же дороги, вместо того чтобы поступательно наращивать объемы качественного дорожного строительства».
В ходе заседания президентом РФ была произнесена совершенно откровенная фраза: «Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей».
Безопасность на дорогах
За девять месяцев 2014 года только московские власти (Мосгосстройнадзор) выписали штрафы за плохие дороги на 35 млн. рублей.
С качеством дорог неразрывно связан вопрос безопасности на них. В этом отношении примечателен вывод специалистов общественного центра «За безопасность российских дорог» о том, что трассы Московской области являются самыми небезопасными в России. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с рейтингом самых аварийных магистралей за апрель-июнь 2014 года.
Также необходимо отметить статистику ГИБДД по аварийности на всей территории России за первое полугодие 2014 года: погибли 10 835 и были ранены 106 088 человек. В этом статистическом отчете автоинспекции первое место по числу ДТП, которые произошли из-за плохих дорог, также заняла Московская область — 1581 авария, погибли 314 и были ранены 1982 человека.
К проблемным вопросам, очевидно, можно отнести и имеющиеся планы правительства переложить часть финансовой ответственности за улучшение качества строительства дорог на рядовых граждан. Так, не может не настораживать то, что в настоящее время разрабатывается проект введения дополнительного «налога»: взимать с водителей по рублю с каждого литра ГСМ. Данное предложение было высказано в ходе упомянутого заседания президиума Госсовета.
Скандалы
В январе 2014 против министра транспорта Соколова М.Ю. были выдвинуты обвинения в плагиате. Произошло это в 2008 году в Санкт-Петербургском государственном университете при защите чиновником диссертации «Развитие акционерного учредительства и фондового рынка в России (1870–1914 гг.)». Из 120-ти страниц его диссертации на 108-ми обнаружены совпадения с ранее опубликованными работами других авторов.
В феврале Счетная палата России опубликовала данные аудита строительства дороги Москва – Санкт-Петербург в Тверской области. По данным Счетной палаты, при министре транспорте Левитине И.Е. (2004 – 2012, с сентября 2013 года – помощник президента РФ) смета проекта была завышена на 6,6 млрд. руб., то есть, почти на 220 млн. долл. Прибыль при этом ушла «Мостотресту» Аркадия Ротенберга. Учитывая, что проект на 98% финансировался Росавтодором, без прямого покровительства министра такая схема по определению не смогла бы пройти все бюрократические рогатки.
В 2000 году бюджет «Росавтодора» составлял 56,1 млрд. руб., на которые было построено 7,9 тыс. км дорог. В 2010 (во время министерства Левитина) бюджет госмонополиста составлял уже 280,8 млрд. руб. (50% бюджета всего Минтранса), но количество километров асфальта, уложенного за эти деньги, сократилось почти в четыре раза – до 2,1 тыс. км. Базируясь на динамике роста цен на эти работы в РФ за 10 лет в 3,3 раза, получается, что эффективность расходуемых средств снизилась в 5,6 раз.
Левитин И.Е., согласно ряду публикаций, является крупным акционером холдинга «Н-Транс», которому принадлежит 50% акций ООО «Северо-Западная концессионная компания», осуществляющего прокладку через Химкинский лес трассы Москва – Санкт-Петербург. За строительством данной автострады и вырубкой Химкинского леса, по утверждению прессы, мог скрываться личный интерес министра транспорта Игоря Левитина. Соглашение с ООО «Северо-Западная концессионная компания» подписано подчиненным Минтрансу Федеральным дорожным агентством (Росавтодор). Оправданием проекта стал транспортный коллапс, произошедший на Ленинградском шоссе в июне 2006 г. По результатам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ, причиной кризиса были названы нарушения в работе московского правительства и Росавтодора. По мнению лидеров экологических протестов в Химках, «коллапс был срежиссирован специально и, скорее всего, именно в недрах Минтранса – как главного заинтересованного в получении европейских денег на строительство дороги». В 2011 г. глава движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова публично обвинила Игоря Левитина в наличии «откровенных коррупционных интересов».
Александр Борисов
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале