Коррупция. Устала ли власть от борьбы в 2013 году?
Эксперты перечислили Первому Антикоррупционному СМИ знаковые антикоррупционные события уходящего года и поделились прогнозами на год грядущий.
Антикоррупционная компания-2013 в России стала знаковой. Громкие дела «Оборонсервиса» и «подмосковных прокуроров», тотальная общественная проверка деклараций депутатов и чиновников, задержание мэров Астрахани и Ярославля, неоднократные мессиджи Владимира Путина на эту тему, создание отдельного управления по борьбе со взяточничеством в администрации президента – тема коррупции не сходила с новостных лент.
Но какие из этих событий стали просто информационным фоном, а какие говорят о серьезных посылах? Как может измениться антикоррупционная политика в будущем году? Что предприняли законодатели, чтобы бить взяточников по рукам? – на эти и другие вопросы «Первому антикоррупционному СМИ» ответили эксперты.
Власть испугалась общественного резонанса
Главным антикоррупционным событием уходящего года, по мнению политолога Глеба Кузнецова, стало осознание руководством страны опасности чрезмерного общественного обсуждения антикоррупционной темы.
«Громкие коррупционные скандалы привели к тому, что даже социологически доверие к чиновникам, а значит государству, стали падать. Уже в федеральном послании и на вчерашней пресс-конференции (Владимира Путина — прим. ПАСМИ) эта тема не то, что главной не стала, она не стала даже второстепенной» — отметил эксперт в интервью ПАСМИ.
При этом он подчеркнул, что общественный запрос на борьбу со взяточничеством есть, но власти осознали, что «ведя активную антикоррупционную политику можно расшатать политическую стабильность. Понимание этого в высших эшелонах нашей власти привело к тому, что будущий год однозначно не станет годом борьбы с коррупцией». Глеб Кузнецов уточнил, что борьба с «зарвавшимися вице-губернаторами и плохими чиновниками будет продолжена, но она переформатируется в более кулуарную, системную и спокойную. Мне кажется, власть уже не сильно удовлетворена тем, что главным общественным ньюсмейкером становится генерал Маркин (пресс-секретарь Следственного комитета России – прим. ПАСМИ)». Так что, подытожил политолог, в 2014 году коррупция перестанет быть общественной темой – от этого «никакой пользы нет, а есть вред в виде подрыва общественной стабильности».
Нет подходов к реальной борьбе
С Кузнецовым не согласен политтехнолог Григорий Казанков. Эксперт полагает, что замалчивать тему коррупции власть не будет, так как «без ее обсуждения вообще ни одну – ни экономическую, ни политическую, ни даже культурную сторону жизни – не затронешь, в той или иной степени коррупция присутствует везде. Поэтому не думаю, что будут сознательно уходить от этой темы. Кампания может остаться столь же заметной и активной, но другое дело – власть не смогла найти действенных подходов не к организации кампании по борьбе с коррупцией, а к реальной борьбе».
Среди знаковых антикоррупционных событий уходящего года Казанков назвал создание управление по борьбе с коррупцией в администрации президента. «Это свидетельствует о том, что органы и структуры, призванные бороться с коррупцией, не справляются со своей функцией, они неэффективны и внутри самих этих структур имеются серьезные проблемы, — считает эксперт. – Борьба с коррупцией должна проходить исключительно в правовом поле и я не понимаю, как в него впишется новое управление».
Взял рубль – заплатишь сто
«В уходящем году Государственной Думой принято большое количество нормативных актов в плане ужесточения борьбы с коррупцией и, наверное, знаковым событием здесь стало недавнее решение суда, назначившего одному из подмосковных чиновников штраф фактически миллиард рублей, — рассказал ПАСМИ член парламентского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Кропачев (ЛДПР). – Это говорит о том, что борьба с коррупцией уже фактически работает. Следующий чиновник, занимающий должность только ради взяток и наживы, серьезно задумается — взяв рубль, он может отдать сто. Уже давно говорили – если хотите наказывать, то нужно реально наказывать рублем, вплоть до конфискации». Депутат Госдумы подчеркнул, что это «не панацея, но один из эффективных способов решения данного вопроса. Мы знаем, что в том же Китае коррупционеров расстреливают прилюдно на стадионах, но там один из самых высоких уровней коррупции. Здесь должна быть комплексная работа».
Первые удары по инфраструктуре коррупции
Исполнительный директор Института политических исследований Григорий Добромелов в интервью ПАСМИ отметил, что главный антикоррупционный месседж Кремля был послан в конце 2013 года и связан он с деоффшоризацией бизнеса. «По-сути, коррупционные схемы строятся на возможностях дальнейшего отмывания денег. Как в наркомании нужно бороться с дилерами, так и коррупцию нельзя победить, если только бить по хвостам и сажать взяточников. На месте одного, как у гидры, вырастет двое, — рассуждает политолог. – Надо лишать их инфраструктуры – «отмывочных» банков и оффшоров, куда выводятся миллиарды. Владимир Путин обозначил жесткую линию в этом направлении и вчера, на пресс-конференции, еще раз подчеркнул неформальный подход к борьбе с коррупцией и оффшорами».
Свидетельством этой политики, продолжает эксперт, стало закрытие нескольких одинаковых банков, через которые могли отмываться незаконно полученные вознаграждения. «По инфраструктуре коррупционное среды в России нанесены первые удары и самый главный мессидж Путина на 2014 год , самая главная борьба, которую он буде вести – деоффшоризация российской экономики», — считает Добромелов.
Менее оптимистично настроен экономист Михаил Делягин. «Главным и знаковым антикоррупционным событием 2013 года стало выведение окончательное Сердюкова из-под следствия и затухание всех громких коррупционных скандалов прошлого. Уже ни о ГЛОНАСС, ни о Росагролизинге не говорится», — заявил ПАСМИ эксперт. По его оценке, «это очень внятное послание обществу, что власть чиста перед законом».
Андрей Кошик
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале