Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Антикоррупционный урожай-2013

09.12.2013 / 14:35

коррупцияВ преддверии Международного дня борьбы с коррупцией ПАСМИ расспросил ведущих российских политологов о месседжах антикоррупционной борьбы и главных событиях уходящего года. Оказалось, что даже одно событие – привлечение экс-министра Сердюкова по статье «халатность» — воспринимается экспертами по-разному.

События 2013 года дают широкую почву для обсуждений – здесь и история «Оборонсервиса», аресты мэров Ярославля и Астрахани, «прокурорское дело», неоднократные посылы Владимира Путина о жесткой борьбе с взяточничеством и даже создание профильного управления в администрации президента. Но опрошенные политологи не пришли к единой оценке: одни говорят о том, что антикоррупционная борьба инициирована и продвигается верховной властью, осознавшей масштабы беды, другие указывают – общественный запрос не был услышан. Давайте разберемся, кто прав.

Инициатива Кремля может утонуть в регионах

ХомяковГенеральному директору Совета по национальной стратегии Валерию Хомякову уходящий год запомнился арестами мэра Астрахани Михаила Столярова и ярославского главы Евгения Урлашова. «Главное, что запомнилось — наиболее резонансное дело «Оборонсервиса» так и не получило окончательного завершения, до суда еще далеко и пессимизма много. Этот год запомнился, может быть, не столько борьбой с коррупцией, сколько запросом общества на эту борьбу. Коррупция – та склейка, на которой держится власть. Уберите это цементирующее начало, и власть рассыплется», — считает эксперт. Он добавил, что в ближайшее время резких изменений на антикоррупционном фронте не произойдет. «Реальную борьбу мы увидим только когда поменяется система власти, когда она начнет откликаться на сигналы общества. Прежде всего, речь идет о СМИ», — подытожил собеседник.

Дмитрий Журавлев«Знаковым событием уходящего года был развал «дела прокуроров», выглядящий как издевательство над здравым смыслом и борьбой с коррупцией, в которой главное – неотвратимость наказания. Если люди, фактически признанные виновными, легко уходят от ответственности, то борьба, бесспорно, есть. Но есть ли ее результат – большой вопрос. В столь резонансном деле он оказался отрицательным и как объяснить регионам, что идет реальная борьба?» — рассказал ПАСМИ генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Другим резонансным антикоррупционным событием политолог назвал недавнее привлечение по статье «халатность» экс-министра обороны Анатолия Сердюкова«С одной стороны его привлекли и это месседж обществу – «будем добивать», но с другой стороны, сколько на это ушло времени и по какой статье привлекли».

По мнению Дмитрия Анатольевича, от верховной власти исходят предпосылки для реальной борьбы с коррупцией, «но не верховная власть реализует такие большие и кропотливые процессы. Здесь нужно и клопов с тараканами ловить, а не только бронтозавров. Если регионы не будут уверены, что это всерьез, никто никого ловить не станет. Очень важна позиция не только верховной власти, но и региональных, местных руководителей. Месседж есть, но утонет ли он в наших просторах – вопрос организации работы». С этим, продолжает Журавлев, проблема – реальных механизмов контроля пока нет. Таким механизмом могут стать независимые от объекта контроля и друг от друга информационные потоки. «Созданное на днях управление по борьбе с коррупцией – хорошо, но не достаточно. У него должна быть большая региональная разверстка, независимые структуры в регионах. Например, главные федеральные инспектора должны быть не просто назначенными на это место бывшими вице-губернаторами, а действительно независимыми от региональной власти, имеющими возможность посылать информацию на федеральный уровень», — подытожил гендиректор Института региональных проблем.

Руководство страны в этом году сделало осознанный выбор

Сергей Обухов«Уходящий год запомнился прежде всего тем, что игнорируется требование общественности о ратификации 20-й статьи Конвенции ООН (предусматривающей уголовное наказание за «незаконное обогащение» чиновников – прим.авт.) – собраны сто тысяч подписей, даны все поручения, и делается вид, что нет ни общественного давления, ни международных обязательств», — рассказал ПАСМИ заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. По мнению парламентария, вторым месседжем стал развал громких коррупционных дел. ««Дело прокуроров» закончилось тем, что подмосковный прокурор будет в администрации президента руководить переназначением судей. Фактически разваливший армию Сердюков может отделаться штрафом, — пояснил Сергей Павлович. – Аресты же глав региональных столиц это внутриклановая борьба и посыл — сидите тихо, статья на вас найдется. Все аресты политически ангажированы. Это либо ослабевшие группировки внутри «Единой России», либо оппозиционные мэры, тут все примитивно».

Дмитрий ОрловБолее оптимистичен член Высшего совета «Единой России» политолог Дмитрий Орлов. «Думаю, что главное изменение в борьбе с коррупцией в России в уходящем году – внимание власти к этой теме. Власть даже стала инициатором этой борьбы, — рассказал эксперт ПАСМИ. – Это касается позиции президента и других руководителей государства, ОНФ, который вчера еще раз подтвердил свои антикоррупционные приоритеты. В целом обстановка нецелевого расходования средств, а не только коррупции, становится неприемлемой для власти и об этом президент ясно заявляет». Политолог уточнил, что на фоне жесткой позиции, занятой властью «теряют смысл и уходит на второй план антикоррупционная активность различных блогеров и активистов». Орлов также подчеркнул, что повышенное внимание к борьбе с коррупцией со стороны руководства страны объясняется осознанием важности этой темы и тем, что «власть сделала осознанный принципиальный выбор – нужно системно бороться с коррупцией. Сегодня мы наблюдаем результаты этого выбора».

павел салинПротивоположного мнения придерживается политолог Борис Салин«Если говорить о трендах, то власть фактически свернула антикоррупционную кампанию на федеральном уровне, форсируя ее на уровне регионов и муниципалитетов. Чтобы обыватель думал – наверху все, или почти все кристально чистые, а взяточники ходят с ним по одним улицам, заседают в муниципалитетах», — поделился размышлениями эксперт. На вопрос о самом знаковом антикоррупционном деле он указал ситуацию вокруг Сердюкова. «Год назад было серьезное ожидание, что бывший министр станет фигурантом уголовного дела «Оборонсервиса»Но он фактически получил индульгенцию, то, что сейчас возбудили против него – просто смех. По «халатности» Сердюкову грозит максимум несколько месяцев ареста или, что вероятнее, он отделается штрафом», — предполагает Салин.

Валентин Гефтер«Мое внимание привлекают не столько громкие антикоррупционные дела, как «Оборонсервиса» или «Кировлеса». Куда важнее, насколько мы продвигаемся в сторону искоренения системной и заданной законодательно коррупции. Мне кажется, что в этом году здесь ничего прорывного не наступило», — отметил в интервью ПАСМИ директора Института прав человека Валентин Гефтер. Правозащитник обратил особое внимание на уровень коррупции в правоохранительных органах: «В этом году я не увидел новых инструментов противодействия ей со стороны МВД или ФСИН. Непонятно, что делает руководство ведомств в борьбе с коррупцией – есть опасение, что лозунги не прикреплены там конкретными делами».

Андрей Кошик

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале