ЧП в России с ГЧП
В Торгово-промышленной палате РФ обсудили тему «Совершенствование налоговой системы РФ в целях дальнейшего развития государственно-частного партнерства». В обсуждении приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных органов исполнительной власти, аудиторских и консалтинговых компаний, а также компаний-инвесторов, реализующих проекты в сфере ГЧП.
Необходимо отметить, что в ходе проведенного Центром развития ГЧП исследования, эксперты пришли к выводу, что механизм взаимодействия государственного и частного партнеров сегодня не отлажен. Представителей бизнеса он не устраивает, а политика, направленная на развитие механизмов ГЧП, оценивается как слабо эффективная. Во-первых, отсутствует единая методология реализации проектов ГЧП, во-вторых, недостаточно информации о развитии, тенденциях и проектах ГЧП в России. Бизнес-сообщество также отмечает несовершенство законодательной базы в этой сфере и выступает за доработку проекта Федерального закона «Об основах ГЧП в РФ».
На заседании участники обсудили вопросы совершенствования процедуры расчета и уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество для компаний – участников проектов ГЧП, целесообразность снижения налоговой нагрузки в низкорентабельных отраслях, возможность применения зарубежного опыта предоставления налоговых льгот частным партнерам в российской практике.
Руководитель аналитической группы Комитета ТПП РФ по ГЧП Максим Ткаченко обозначил проблемы реализации проектов ГЧП в России.
— Среди основных проблем – обложение НДС выручки, получаемой от потребителей, отсутствие возможностей ускоренной амортизации на объект концессионного соглашения, длительный срок принятия решений о возврате НДС — рассмотрение заявок порой занимает 3 месяца, — рассказал Максим Ткаченко.
Еще одна проблема, по его словам, заключается в том, что концессионер обязан уплачивать налог на имущество в отношении переданного ему имущества. Все эти нормы законодательства, по мнению членов Комитета ТПП, снижают инвестиционную привлекательность концессионных соглашений. Максим Ткаченко отметил, что в качестве путей решения предлагается освобождение от уплаты налога на имущество (прежде всего, в низкорентабельных отраслях), введение механизмов ускоренного возврата НДС (в течение 12 дней), возможность применения повышающего коэффициента амортизации.
Представитель юридической фирмы «HerbertSmithFreehills» Даниил Рудеман выступил с докладом остимулировании развития механизмов ГЧП с помощью налогообложения.
— Для инвесторов, как наших, так и зарубежных, важна понятность (прозрачность) и стабильность налогового законодательства, — отметил эксперт.
Он осветил аспекты зарубежной законодательной практики в отношении ГЧП.
— Например, в Испании налоговые льготы для проектов ГЧП вообще не предоставляются. Но у большинства стран другой подход — для частных партнеров предусмотрены различные преференции. Во Франции специально для проектов ГЧП действует освобождение от правил «тонкой капитализации».
Основной и самый весомый, по мнению Даниила Рудемана, вид налоговых льгот – это налоговые каникулы (освобождение от налогов, предоставляемое на определенный срок). Эксперт считает, что в России данный вид льгот может быть применен в только в отдельных областях. Он напомнил, что уже сейчас в российском налоговом кодексе есть льготы, которые позволяют иметь нулевой процент по налогу на прибыль для определенных отраслей, таких как образование и медицина. Среди других видов налоговых льгот, широко применяемых за рубежом, Даниил Рудеман назвал льготы уплаты налоговых пошлин, освобождение или снижение ставки косвенных налогов, ускоренную амортизацию.
Участники заседания также обсудили перспективы внедрения в России инструментов TaxIncrementFinancing (ТИФ), предусматривающих инвестиционное финансирование за счет будущих налоговых доходов. Управляющий партнер юридической компании «Качкин и партнеры» Денис Качкин рассказал, что аналогами модели «ТИФ» являются особые экономические зоны, в которых предусмотрен специальный налоговый режим, технопарки, где предоставляются налоговые преференции, а также социальные объекты, выкупаемые субъектом РФ у застройщика за счет генерируемых им налоговых поступлений. По словам эксперта, таким образом можно фактически «получать детсады в обмен на налоги».
— Однако такие отношения плохо структурированы, отсутствует система взаимных гарантий и распределения рисков, — пояснил Денис Качкин.
Еще один юрист Ольга Батура обратила внимание участников заседания на то, что действующее законодательство пока не позволяет внедрить «ТИФ» в России. Однако начальник отдела развития ГЧП Минэкономразвития России Мария Ярмальчук заверила, что внедрение этой модели Правительство РФ поддерживает, а вопрос о том, в какой форме она будет реализована, планируется решить до конца года.
По итогам заседания были подготовлены рекомендации заинтересованным госорганам по внесению изменений в налоговое законодательство по снижению нагрузки участников государственно-частного партнерства и стимулированию активности инвесторов к участию в таких проектах.
Анна Шелест
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале