Юрий Котляр: Вся сегодняшняя борьба с коррупцией — только имитация деятельности!
Осенью прошлого года ведущие бизнес-объединения России — РСПП, ТПП РФ, «Деловая Россия» и «ОПОРА России» подписали Антикоррупционную хартию российского бизнеса. Предполагалось, что хартия должна сыграть большую роль в антикоррупционной кампании, проводимой бизнесом и властями. Однако наши предприятия не слишком активно подписывают соглашения. Первое Антикоррупционное СМИ постаралось выяснить, почему в списке участников хартии нет ни одной известной успешной организации.
Советник генерального директора ОАО «Норильский Никель» Юрий Котляр рассказал, с чем это связано, и почему подобные «спорные меры борьбы с коррупцией» сегодня не работают.
— В соответствии с Антикоррупционной хартией, основным фактором противодействия коррупции является внедрение в практику управления компаний антикоррупционных программ. Можно ли внедрить эти практики на предприятиях, и будут ли они выполнять эти цели?
— У нас 90% населения страны — верующие. Во всех религиях прописано, что воровство – это смертный грех, тем не менее, оно продолжается. Не может быть какая-то хартия выше конституции и законов. Придумывать бумажки – это не решать вопрос, а то, что мы называем в бизнесе – имитация бурной деятельности. Вот и вся сегодняшняя борьба с коррупцией – это имитация деятельности. Я против этой хартии, так как она ничего не даст. Соберем подписи всех общественных организаций и получим такой «протокол о намерениях», который даже не является документом. Тех, кто его подписал, нельзя привлечь к ответственности, поэтому Антикоррупционная хартия — всего лишь шумовая завеса вокруг борьбы с коррупцией. Нет реальной борьбы с коррупцией в России, поэтому она глубоко проникла во все сферы жизни и фактически управляет страной.
— Что же тогда делать руководству предприятий для предотвращения проявлений в компании коррупционных схем?
— А причем здесь предприятия? В коррупции предприятия не участвуют. Разве столевар несет взятку губернатору? Или вы, как корреспондент, несете взятку Председателю комитета по печати? Мировая практика показала, что борьба с коррупцией должна вестись только сверху вниз. А главный источник коррупции – много триллионный бюджет России. Он плохо контролируется. В нем есть некий люфт – откат, который можно легко оттуда изъять под большие проекты…
— Кстати, о проектах… Почему в нашей стране, что ни строительство – то громкий скандал?
— Все очень просто. Когда хотят нелегально много заработать – нужно начинать что-то строить или придумывать гиперпроекты. Взять, хотя бы, Олимпиаду в Сочи. В спорт вкачивается больше денег, чем во всем мире, а страна сегодня не готова к спорту высших категорий. Зато все миллиардеры уже распределили за собой направления спорта. В России откат уже заложен в стоимость проекта, поэтому они все убыточны.
— Но ведь как-то с этим можно бороться? Какие меры борьбы с коррупцией, на ваш взгляд, более эффективны?
— Элементарно. Есть проект, есть государственная экспертиза проектов, министерства, умеющие осуществить стоимость строительства. Вот когда мы строим какие-то предприятия в бизнесе – у нас не бывает такого перерасхода. Мы строим для себя. А если нет денег, то и нечего строить! Что касается борьбы с коррупцией, во-первых, с моей точки зрения, нужно установить сроки преемственности и нахождения на должности в направлениях, наиболее подверженных коррупции. Не может руководитель налоговой инспекции работать на своем месте больше двух-трех лет. Глава администрации, префект — тоже самое, в общем, любой чиновник, которому есть за что «заносить». Во-вторых, нужно усиливать общественный контроль – не должно приниматься ни одного решения без обсуждения с общественностью. Если бы был всенародный референдум, проводить ли Олимпиаду и Чемпионат мира по футболу у нас – скорее всего, было бы отрицательное решение. А теперь все смеются – зимняя Олимпиада на берегу черного моря… Да и наша сборная на футбольном чемпионате будет играть только до первого матча… В третьих, должен быть жесткий государственный контроль над расходами бюджета.
— Все говорят о том, что страна находится в тяжелом финансовом положении. Но оказывается, деньги-то в бюджете есть, по крайней мере, на повышение зарплат депутатам…
— Это идиотизм чистой воды. Почему принимаются эти меры по депутатам, не обсудив их с теми, кто за них голосовал? Зачем еще больше увеличивать разрыв с населением? Хотят добиться революции? Сегодня уже идут большие споры о легитимности парламента. Проголосовал за правящую партию только каждый шестой. Зачем сегодня соединяют суды? Ликвидируют хорошую структуру. Арбитражный суд — он новый, соответствует мировым стандартам, а Верховный суд — обрубок старой судебной системы, которая уже не функционирует… Вообще, суды сегодня самая коррумпированная отрасль. Взять хотя бы всплеск с Навальным – сначала человека осудили, потом на другой день освободили, а после выборов возбудили еще три дела. Народ ведь не спит, он все видит. Когда-нибудь все это людям надоест, и мы снова вспомним о том, как страшен бунт в России.
Анна Шелест
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале