Как шапсуги Шахе отстояли
«Удешевление» строительных материалов для Олимпиады чуть не поставило крест на уникальной природной системе и могло оставить без воды половину Сочи.
Год напряженной борьбы, десятки обращений во все инстанции и примерно столько же отписок, жалобы в резиденцию президента и к губернатору, ночные рейды, подробные заключения ведущих экспертов – все это позволило сочинцам из аулов Большой и Малый Кичмай, поселка Головинка спасти от разграбления горную речку Шахе. А вместе с ней и окрестные черноморские пляжи.
Один из активистов местной инициативной группы, не давшей компании «ЖД Строй Сервис» разворовать речной гравий – Саид Хваржаев подробно, месяц за месяцем, рассказывает «Первому антикоррупционному СМИ» вехи этой маленькой победы.
«С 2008 года здесь, в долине реки Шахе, велась незаконная добыча гравия. Сперва вывозили ночью, небольшими объемами – ждали реакции жителей, — вспоминает сочинец. — Потом поставили прямо на месте, в нескольких десятках метров от берега, дробильную установку.
Там гравий перерабатывался и продавался на различные стройки, в том числе для нужд Олимпиады – это знали все».
Жители аулов, а их населяют, в основном, коренной этнос этого черноморского уголка – адыги-шапсуги, не скрывают: до того, как они не подняли шум, районным администрации и управлению полиции до незаконной добычи гравия не было никакого дела. Вернее, дело было самое близкое.
«Есть неофициальная информация, что чиновники и руководство районной полиции ежемесячно получали взятку в 200 тысяч рублей, а чистая прибыль от добычи гравийной смеси доходила до 800 тысяч – миллиона. Это без зарплат и обслуживающей техники» — рассказал Хваррджаев.
Объемы добываемого из реки гравия впечатляют – за месяц, например, с одной площадки вывозили более 60 тысяч кубометров. Это притом, что по нормативу Федерального агентства водных ресурсов, допустимый объем изъятия речных наносов в бассейне всей реки Шахе не должен превышать 40 тысяч кубометров в год.
Работы по активному вывозу гравия «ДЖ Строй Сервис» прикрывала аварийными противопаводковыми мероприятиями. Как и при чьей помощи оформляются такие разрешения, местным жителям объяснять не надо. Например, когда дело рассматривалось в Арбитражном суде Краснодарского края, представители компании предъявили справку сочинского управления МЧС о тяжелой паводковой ситуации и крайней значимости работ.
«Помощь» в оформлении разрешительной документации указанной организации оказали: начальник управления по городу Сочи ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Шустов, директор ФГБУ «Сочинский национальный парк Пеньковский», — говорится в одной из обращений сочинцев на имя президента Владимира Путина.
Согласно документам, при проведении противопаводковых мероприятий компания может «попутно добытый гравинйо-галечный материал….
Расходовать для отсыпки пляжей, строительных работ, реализации сторонним хозяйствующим субъектам с разрегения администрации Лазаревского района», которое не выдавалось. Также, гласят пункты договора, запрещено менять естественный водный режим Шахе, работы должны проводиться только с июня по сентябрь, когда не идет нерест черноморского лосося.
При этом глава Лазаревского внутригородского округа Сочи Руслан Бердиев вообще ставит под сомнение необходимость борьбы компании с паводком: «Пользуясь приостановкой приказа департамента строительства Краснодарского края… «ЖД Строй Сервис» разворачивает работы по вывозке гравия с русла реки Шахе под прикрытием проведения противопаводковых мероприятий. Противопаводковые мероприятия выполнены в 2013 году за бюджетный счет… выполнение работ по проекту «ЖД Стройсервис» с вывозкой 1,4 миллиона кубометров песчано-гравийной смеси с русла реки Шахе не актуально». Представитель администрации подчеркивает — вред формированию пляжной полосы и экологические последствия расхитительской деятельности «не сопоставимы с результатами реализации проекта».
Что же это за вред?
Четыре года, пока велась круглогодичная добыча песка, прерван нерест черноморского лосося. Летом 2012 года в районе аула Большой Кичмай в реку выпустили более 100 тысяч мальков краснокнижного лосося – это торжественно осветили многие СМИ. Но из-за нещадной добычи гравия, работающей в воде спецтехники, сохранился ли этот выводок?
В обычных условиях Шахе сама выносит течением мелкие камни, формируя из них пляж. Когда его вычерпывают такими темпами, она не успевает восстановить берега, уходит вглубь, пересыхают близлежащие колодцы и леса. Из-за вывоза сотен тысяч кубометров гравия погиб растущий по берегу колхидский самшит.
Московский Научно-исследовательский институт транспортного строительства, проверив заложенный в проекте противопаводковых мероприятий объем вывоза песчано-гравийной смеси из реки Шахе (порядка 350-400 тысяч кубометров в год), пришел к неутешительному для сочинского управления МЧС и «РЖ Строй Сервис» выводу: путь «расчисток» рек от наносов является худшим решением борьбы с паводками, так как вызывает дефицит гальки в береговой зоне моря. Это приводит к сокращению пляжей – за последние годы пляжная полоса от устья реки Шахе до поселка Вардане уменьшилась на 25-30 метров, на отдельных отрезках польностью размыта. На восстановление естественного русла и природной системы наполнения пляжей, заявили эксперты, потребуются десятилетия.
Помимо проблем с экологией, реальной стала угроза оставить половину олимпийской столицы без воды. Директор «СочиВодоканала» Алексей Толмачев забил тревогу: «Неконтролируемый вывоз гравийно-галечных русловых отложений в больших количествах привел к снижению уровней подземных вод в долинах реки Сочи и Мзымта. Сравнительный анализ показаний уровней подземных вод до активной выборки… из пойм рек Сочи и Мзымта в октябре 2008 года и после октября 2012 года показывает, что по Сочинскому водозабору эти уровни упали в диапазоне от 4,9 метров до 9,6 метров». Руководство водоканала обеспокоилось тем, что неконтролируемый системный вывоз гравия «привел к значительному снижению запасов подземных вод, что, в свою очередь, вызвало дефицит воды в системах водоснабжения города».
Даже это не побуждало сочинских правоохранителей прикрыть гравийную лавочку. «В Лазаревском РОВД, наверное, самая коррумпированная полиция, — полагает Саид Хваржаев. – Однажды ночью подхожу к берегу, где вовсю идет добыча гравия. Тут же звоню в «02» — пусть приезжают, задерживают нарушителей. Спустя пять минут вижу, как кто-то звонит рабочим, они загоняют машины в лес». 10 апреля 2013 года местные жители добились, чтобы полиция опечатала спецтехнику, спустя несколько дней она свободна вновь разрушала Шахе.
«Некоторые сотрудники прокуратуры и полиции в неофициальных разговорах признавались – у фирмы есть покровители в краевых силовых структурах и администрации. Разводили руками – мол, никак повлиять не можем», — делится гражданский активист. Владелец компании, известный только по имени – Аршак – не скрывал больших связей и признавался, что живет в США.
Гравий добывался и вывозился круглогодично, что доказано прокурорской проверкой, а с 2008 по 2012 год полиция возбудила 24 уголовных дела, из которых треть — наиболее резонансные — были прекращены.
«Принимаемые меры позволили приостановить незаконную добычу по вывозу песчано-гравийной смеси. В текущем году фактов нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов в районе реки Шахе не зафиксировано» — с гордостью подчеркивается в ответе краевого главка МВД. Правда, дан он 1 февраля 2013 года, следовательно «текущий год» составил один праздничный январь.
Оказывается, нарушения касались не только природоохранного законодательства, но и отношений хозяйствующих субъектов. Так, сообщает заместитель прокурора Лазаревского района Сочи Нина Андреева, согласно договору между ООО «Гранит» и сельскохозяйственной фирмой «Победа», первая арендовала крупную теплицу. Новместо выращивания овощей и зелени, на месте теплицы оказалась дробильно-сортировочная установка. Срок действия договора истек в октябре 2012 года, «однако ООО «Гранит» продолжает использовать незаконно имущество сельскохозяйственной фирмы «Победа».
Добавлю, когда я в начале ноября оказался на месте переработки гравия, дробилка продолжала стоять на месте. Рядом ожидающе ждали несколько большегрузов. А теплица, о которой идет речь в договоре, представляет собой погнутые ржавые и заросшие травой трубы, которые и на металлолом сдать не удастся.
Дробилка активно работал и на момент прокурорской проверки, что вместе с другими моментами признано нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. «Нарушения, выявленные в ходе проверки, являются систематическими, так как указанная деятельность осуществляется круглогодично», — подытожила заместитель районного прокурора.
Точка, хочется верить, что окончательная, в этой грабительско-коррупционной истории поставлена в начале сентября. Адыги решили обратиться к своему соплеменнику – первому вице-губернатору Краснодарского края Джамбулату Хатуову. Местные чиновники подсказали — Джамбулат Хизирович будет на открытии спецприемника для мигрантов в Адлере. Приехав туда, договорились о встрече. Вникнув в проблему, Хатуов провел видеоконференцию с руководителями региональных министерств и ведомств.
«На ней Джамбулат Хизирович прямо спрашивал Лукоявнова (кубанский министр природных ресурсов, – прим.авт.), на каком основании выдавали разрешения и лицензии. Такие же вопросы были к надзорным службам, — подытожил Хваржаев. – Когда запахло жареным, все старались свалить друг на друга или подчиненных. На совещании дана четкая команда пресечь деятельность по добыче гальки».
Но если копнуть глубже, здесь дело не в отдельной зарвавшейся компании, а целой системе, выстроенной на черноморском побережье в преддверии Олимпиады.
«С момента начала олимпийского строительства, скорее всего, было принято решение под видом берегоукрепления провести банальную кражу песчано-гравийной смеси, — рассказал «Первому антикоррупционному СМИ» главный геолог «Черноморского управления берегозащитных и противооползневых работ» Евгений Витишко. – Страной поставлена задача минимизировать затраты на стройматериалы для Олимпиады. Помните, велись переговоры с соседней Абхазией по поставке щебня. Там все заглохло, потому что нужно его вести через границу, а здесь все свое и рядом».
Эксперт уточнил, что ситуация с Шахе характерная практически для всех горных рек черноморского побережья от Новороссийска до Псоу: подрядчики не только добывают и продают гальку, а еще получают бюджетные средства под видом берегоукрепления. К слову, речная галька не соответствует техническим регламентам – слишком мелкая. Но застройщиков это вряд ли заботит.
Евгений Витишко подчеркнул, что переломить коррупционную ситуацию с сочинской рекой помогло вмешательство сразу нескольких экологических организаций, члена федеральной Общественной палаты Сергея Симака, первого вице-губернатора Джамбулата Хатуова, который осознал – экологическая катастрофа в месте компактного проживания адыгов может привести к межнациональному конфликту.
Сейчас, заключил геолог, самое главное – дождаться результатов проверок прокуратуры и довести уголовные дела до реального наказания. Это позволит «зеленым» защитить и другие реки. Например, после прекращения работ на Шахе, поговаривают сочинцы, спецтехника появилась в районе другой местной речки – Аше.
Историю с горной сочинской рекой можно отнести к еще одной победе гражданского общества. В которую мало кто верил – как можно идти против бетонной стены коррупционных связей? – но активисты не сдавались. И добились своего.
Андрей Кошик
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале