Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Найден универсальный документ для трудового мигранта

10.09.2013 / 13:53

Президент общества Дружбы с Киргизией Борис Силаев поделился с журналистом Владимиром Пожарским своими идеями по решению основных проблем, связанных с трудовой миграцией в России.

— Борис Иванович, недавно в СМИ было опубликовано революционное предложение от КПРФ – мигрантов из ближнего зарубежья хотят заставить получать рабочие визы. Вы, как человек, изнутри занимающийся данной проблемой, как можете это прокомментировать?

— Начну с того, что это далеко не революционное предложение, но это уже шаг вперед! Дело в том, что в настоящее время достаточно много и упорно в российском обществе обсуждается тема трудовых мигрантов. Причем проблема преподносится в основном в негативном свете, трудовые мигранты обвиняются во всех смертных грехах, предлагаются меры: «посадить», «запретить», «выгнать» и т.п. Никто не говорит об истинном положении дел, о том, почему мы довели проблему миграции до такого положения и не говорим всю правду. А правда заключается в том, что мы показываем только одну сторону медали и совсем не замечаем или не хотим замечать то, как само Российское государство организует прием трудовых мигрантов, обеспечивает их работой, строго спрашивает с работодателя за условия труда и проживания, за правильные налоговые и пенсионные отчисления. А раз мы не имеем четкого анализа, значит, мы и меры принимаем неэффективные, а отсюда не решение проблемы, а ее забалтывание. В предложении КПРФ «калитка» приоткрывается немного шире – они наконец-то начинают предлагать конкретные действия. Поднимается вопрос о рабочих визах, об организованном наборе трудовых мигрантов, заостряется внимание на беспределе, творимых посредническими фирмами при трудоустройстве мигрантов.

— Каково, по вашему мнению, на сегодня положение трудовых мигрантов в России?

— Начну с того, что трудовой мигрант, приезжая в Россию, вынужден находиться на нелегальном положении, так как, чтобы оформить свое легальное положение он должен заплатить в среднем 30 тысяч рублей взяток. Система давно отлажена и еще задолго до пересечения границы потенциальный мигрант, а порой все чаще и чаще просто переселенец уже знает куда, к кому и за сколько ему обращаться, как и какими документами обзавестись, где зарегистрироваться формально, а где реально жить и кого с собой еще брать. Где нужны «нормальные» документы, а где и липа сойдет! Плата за разрешение на работу трудовому мигранту сегодня доходит до 20-25 тысяч рублей, за справку о здоровье он платит 5 тысяч рублей, причем ему ее делают без его присутствия, за сертификат на знание русского языка надо отдать примерно три тысячи рублей. А там еще плата за регистрацию по месту жительства… Всего в среднем 30 тысяч. И все это дело посреднических фирм!!! В Москве и Московской области 90% всех трудовых мигрантов оформляется именно ими. Спрашивается – почему? Почему они покупают и перепродают квоты? Почему не имея ни рабочих мест, ни жилья они оформляют документы, по существу липовые, и их официальные федеральные органы принимают?! Ведь именно эти посреднические фирмы регистрируют мигрантов по одному адресу сотнями. Мы что, не знаем об этом? Знаем, но ничего не делаем. И причина, на мой взгляд, в том, что уж слишком большие деньги крутятся в этом криминальном бизнесе. Умножьте 30 тысяч рублей, которые сдираются с трудового мигранта на 1млн. 700 тыс. рабочих квот. А ведь сегодня в России количество трудовых мигрантов перевалило за 10 млн. человек!

— Так что реально можно здесь предложить?

— Надо перестать брать плату с трудового мигранта за разрешение на работу, но уж если она установлена, то обеспечить ее направление в бюджет, а не в карманы чиновников и присосавшихся к ним посредников.

Полностью исключить из схемы трудоустройства посреднические фирмы. Кроме того, надо организовать дело таким образом, чтобы трудовой мигрант справку о здоровье и сертификат на знание русского языка получал у себя на Родине и для этого достаточно заключение межведомственных соглашений между министерствами здравоохранения и образования двух стран. Во всяком случае, это гораздо лучше чем то, когда мигрант в России их просто покупает. И наконец, надо самым серьезным образом заняться организованным набором рабочей силы из-за рубежа. Конечно, если трудовые ресурсы России нужны.

Пока же мы себя ведем и выстроили систему приема мигрантов так, как будто они нам совсем не нужны. Организовывая набор, мы начинаем с подготовки рабочих еще на месте проживания будущего трудового мигранта совместными усилиями, они едут на конкретное предприятие, на конкретную «белую» зарплату, с обеспечением жильем.

— И этого будет достаточно?

— Конечно, нет! Квотирование рабочих мест, в том виде, которое существует сейчас отменить как вредное, коррупционное и неэффективное. Почему из процесса наведения порядка с трудовой миграцией мы исключили страны – поставщики рабочей силы? Мы всех без ограничения пускаем в страну и затем сами в одиночку боремся с нелегалами. Для трудоустройства трудового мигранта есть разработанный ФМС перечень документов. Тем есть все, но нет главного – документа миграционной службы страны проживания мигранта. А ведь именно там должен идти первоначальный отбор.

Там, на месте у мигранта проверяются справки о здоровье, сертификаты на знание русского языка, проверяются вопросы судимости, решаются все положенные в этой стране пенсионные задачи и только тогда трудовой мигрант может выехать из страны, и только в этом случае должны приниматься документы для трудоустройства в России. Кроме того, у основных стран-поставщиков рабочей силы в Россию должна быть предельная численность трудовых мигрантов, которых Россия примет.

Именно эта предельная численность может увеличиваться или уменьшаться, или ликвидироваться полностью в зависимости от организации работы на местах и качества работников. Думаю, что и эти вопросы надо отрегулировать, внося поправки в Закон РФ.

Уже сейчас Россия может ввести порядок, при котором ни один иностранец не пересечет границу России без полиса добровольного медицинского страхования. Весь Запад так работает и мы к этому привыкли и принимаем как должное.

Такой годовой полис серьезно упорядочит и ограничит поток неорганизованной миграции. Конечно это дополнительная нагрузка на пограничную службу, но если мы серьезно озабочены проблемой миграции, то пойти на этот шаг просто необходимо. Тем более что с вводом визового режима, нагрузка на пограничные службы будет уменьшаться. Понимаете, если принять предложение об установлении предельной численности трудовых мигрантов в Россию для основных стран-поставщиков рабочей силы, то это вынудит эти страны заниматься своими гражданами, которые выезжают на заработки за рубеж, и тогда возникает еще одно интересное предложение.

Если мы отменяем квоты и разрешения на работу в России, то напрашивается следующий механизм: трудовой мигрант еще у себя на Родине готовит все необходимые документы и должен перед выездом получить бумагу, свидетельствующую, что он едет в Россию работать в рамках отведенной его стране предельной численности. Таким документом, который подтверждает то, что мигрант приехал в Россию в рамках установленных норм, может стать пенсионная карта российского образца, выдаваемая при выезде мигранта из страны. Это тот самый универсальный документ для трудового мигранта на все случаи жизни. Есть пенсионная карта российского образца – значит, ты на легальном положении! И к тебе вопросов нет.

Здесь, безусловно, также понадобится межправительственное соглашение, но при взаимной заинтересованности все можно сделать быстро, а пенсионные ведомства стран о деталях договорятся! И еще один очень важный вопрос — почему работодателю выгодно брать на работу мигранта, а не гражданина России? Ответ один — за трудового мигранта в 90% случаев работодатель не делает отчисления в пенсионный фонд России, а это уже серьезная «экономия»! Кроме того, как правило, трудовой мигрант получает зарплату в конверте, и чаще всего расписывается за одну сумму, а получает на руки в два раза меньше.

Если мы, в том числе и в законодательном порядке, не ужесточим спрос с работодателя за все налоговые и пенсионные отчисления, за условия работы, за «серые» зарплаты, за прием на работу без полного пакета документов, дело не сдвинется с мертвой точки! Конечно, в любой системе будут существовать издержки – например, образование фирм однодневок, но общий тренд изменится. Резко поубавится желание использовать рабский труд мигрантов, что в свою очередь будет только способствовать оздоровлению социально-экономической обстановки всего российского общества.

Владимир Пожарский

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале