Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Маленькие революции в сфере госзаказа

28.06.2013 / 15:42

В первый день грядущего года вступает в силу новый Федеральный закон № 44 (ФЗ 44) «О контрактной системе в сфере закупок» (ФКС), принятый еще в прошлом году. Новый закон включает в себя мониторинг, аудит, общественное обсуждение закупок. Какие проблемы решит ФЗ 44? какие сложности вообще существуют в сфере государственного заказа? Об этом поговорило ПАСМИ с начальником Управления контроля госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Татьяной Демидовой и депутатом Государственной Думы Ильей Костуновым.

 DSC02980

Татьяна Демидова — начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС. В антимонопольных органах работает с 2001 года. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

 

ПАСМИ: Ваше мнение о законе о ФКС — какие проблемы он решает, которые не решает нынешний закон?

 

Татьяна Демидова: Закон требует принятия еще порядка шестидесяти подзаконных актов, поэтому говорить о том, какие проблемы он решит пока не приходится, с учетом того, что этих актов еще нет. Идет разработка, активная работа по подготовке соответствующих проектов, когда они будут, можно будет однозначно сказать о возможности решения всех тех проблем, которые есть в настоящее время. Поэтому сказать о том, какие проблемы он решит, можно будет после принятия этих актов, после их применения и отработки на практике.

ПАСМИ: Какой срок вы даете?

 

Татьяна Демидова: Как правило, уже в течении первого года все самые острые и болезненные вопросы выявляются и часто даже решаются.

ПАСМИ: Сегодня какие проблемы существуют в сфере государственного заказа?

 

Татьяна Демидова: Существуют вопросы по конкурсам, по критериям оценки, по значимости этих критериев, по содержанию. Однако все вводные для того, чтобы эти проблемы решить уже есть. Есть ряд нарушений которые мы видим. Это проблема, в том числе, связана с «заточкой» при формировании технических требований с документацией и с допуском участников. На наш взгляд, проблемы эти решатся уже после того, как в рамках ФЗ 44 будут приняты непосредственно типовые требования, технические задания, когда будет разработан типовой государственный контракт, когда будут известны обязательные составляющие элементы.

ПАСМИ: Все эти новые требования не усложняют доступ к закупкам?

 

Татьяна Демидова: Нет. Сейчас заказчики сами формируют технические задания. Кто что придумал, то и написали в технические требования. Было под рукой описание какого-то конкретного оборудования и ничего другого человек не придумал, потому что он не профессионал в этой отрасли, а оказалось этому описанию подходит только одно оборудование и прийти на аукцион может только два-три участника. При этом, существует другое аналогичное оборудование и часто оказывается, что некоторые характеристики не имеют никакого функционального значения. Аппарат работает и выполняет свои требования функции и не имеет значение: справа ручка или слева.

Есть много таких нюансов, сейчас как раз часто происходит отсечка ряда участников размещения заказа по таким причинам. Ситуация изменится, когда будут единые требования, нормативы и технические параметры. Например, в Министерстве здравоохранения скажут установить, что при закупки томографов, характеристики закупаемого медицинского оборудования, должны быть такими: по длине волны, по программе, по интерфейсу, по специфическим функциям аппарата, которые на самом деле имеют значение при использовании, поставке и лечении.

Когда будет этот норматив — будет легче. Заказчики не будут вынуждены сами они сидеть и проводить какой-то анализ рынка, изучать как это все делать правильно, они будут брать типовые требования и смотреть на них. Если будет какая-то специфика — это уже другой вопрос. Но общие части будут разработаны профильными министерствами.

ПАСМИ: Было заявлено, что закупки от 1 млрд перед выставлением на торги будет проходить общественное обсуждение. Как это будет происходить?

 

Татьяна Демидова: Это есть и сейчас, заказчики обязаны осуществлять общественное обсуждение закупки и только после этого идет официальное размещение заказа. Но в новом законе, обсуждение должно пройти еще на стадии планирования. То есть, еще при размещении графика закупок, заказчик обязан разместить все требования по технической части, по документации. Любое лицо будет иметь право что-то написать, дать свои замечания, дать свои предложения, задать вопросы по данной документации, непосредственно до окончании срока, установленного законом, для возможной отмены заказчиком торгов.

ПАСМИ: Какие проблемы это решает?

 

Татьяна Демидова: Заказчик может по результатом обсуждения понять, что и где составлено некорректно. Поправить какие-то нюансы, выявить некие нарушения в своей документации. То есть, сделать шаг на опережение, править не тогда, когда заказ размещается или не тогда, когда идет поставка товара и потом выясняется, что такого товара в природе не существует.

Это все помогает собрать общественное мнение, выявить эти нарушения. До стадии заключения контракта.

ПАСМИ: Это ставит некие антикоррупционные барьеры?

 

Татьяна Демидова: В том числе, потому что это опубличивание. Появляется возможность обжаловать заказ в контролирующих органах. Кроме того, это возможность принять меры заблаговременно и со стороны правоохранительных органов. Это публичность, это наглядность и это прозрачность для всех и для органов власти в том числе.

Депутат Госдумы Илья Костунов

Илья Костунов — депутат Государственной Думы 6 созыва, член Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции. В 2008-2010 годах руководитель молодежного образовательного форума «Селигер». Комиссар молодежного движения «Наши»

ПАСМИ: Ваше мнение о ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок»?

 

Илья Костунов: Это существенный шаг вперед. То есть, в 1995 году, когда появился сайт госзакупок и ФЗ 94 – это включили свет в темной комнате, в тот момент, все увидели то, что происходит с госзакупками при полной непрозрачности. С тех пор в этой комнате наводят порядок. А сейчас даже появляются некоторые правила общежития в этой комнате. Конечно, недостатки будут, пока есть люди готовые покуситься на закон, будут и желающие совершать преступления с госзакупками. Но ФКС осложнит им жизнь. Принципиально изменит ситуацию, если на ключевых местах будут находится честные люди, которым нечего скрывать и которых будут регулярно проверять, как обычными оперативными методами, так и с помощью полиграфа.

ПАСМИ: За последний год выявляются новые схемы мошенничества, к примеру использование латиницы в заголовках госзаказа…

 

Илья Костунов: При использование латинских букв, кстати, любопытная история. Потому что обнаружил это и вбросил в массы Иван Бехтин еще в 2009 году. Но самое любопытное, что и сам Иван Бехтин буквально за год или два до этого был разработчиком и оператором системы госзакупок и в то время, когда он руководил системой там тоже во всю использовалась латиница, но про это он умолчал.

ПАСМИ: И с чем это связано, на ваш взгляд?

 

Илья Костунов: Не знаю, может он заметил это только, когда отошел от дел. Так как недостатки не всегда видны изнутри. Лучше спросите у него. Сейчас по поводу латиницы уже предпринимают меры, чтобы этот прием стал недоступным.

ПАСМИ: Представители бизнеса часто жалуются на то, что на сайте госзакупок невозможно найти какой-то определенный тендер. Это проблема будет как-то решаться?

 

Илья Костунов: Государство должно активно оповещать бизнес о проведение аукционов, а не надеяться, что представители бизнеса проявят самостоятельность, продерутся через все технические сложности сайта госзакупок. К сожалению, сейчас, действительно, гораздо проще сделать звонок знакомому чиновнику и получить эту информацию у него. Проблема будет устраняться, но я не отвечаю за этот сайт, поэтому точно все рассказать не могу. Все недовольны темпом изменений, но в любом случае: сегодня лучше чем вчера.

ПАСМИ: Можно ли сказать, что ФЗ 44 корупционноемкий?

 

Илья Костунов: Разговоры о коррупционноемкости закона не всегда оправданы, то есть, с точки зрения баланса интересов и контрольных функций этот закон гораздо более продвинутый чем ФЗ 94. А что касается коррупции, к сожалению, никаким законом процедуру предотвратить мы не сможем. Честные люди будут работать честно и без закона, нечестные люди всегда найдут способ его обойти. Те механизмы, контрольные функции, элементы обязательной конкуренции – это инструменты принуждения к честности. Но они создают трудности и затягивают время при справедливых и конкурентных госзакупках.

ПАСМИ: На питерском экономическом форуме говорили о том, что одними запретительными законами с коррупцией бороться невозможно. Если говорить касательно сферы государственных закупок будет вот новый закон о ФКС, какие еще меры можно предпринять в этой сфере? Что спасет эту сферу, кроме честных людей?

 

Илья Костунов: Кроме честных людей вариантов нет. 70% населения нашей страны считают, что если «ничье» или государственное валяется без присмотра – можно взять. На ключевых позициях должны быть люди, которые чужое не возьмут, будут уверены в том, что собственник появится, и это имущество послужит общему делу. Только высокие принципы спасают от коррупции. Здесь должна быть добросовестная конкуренция. Вот плохих чиновников мы ругать уже достаточно хорошо научились, а ведь еще необходимо, чтобы люди одобряли работу честных чиновников.

 

Аида Дисинбаева

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале