На бизнес-форуме наступили на больную мозоль: «госзакупки»
В рамках IX Национального бизнес-форума «Ставим на конкуренцию» прошла тематическая сессия, посвященная госзакупкам. В частности, обсуждался новый закон, вступающий в силу 1 января 2014 года — «О контрактной системе в сфере закупок», который заменит раскритикованный ФЗ-94. Среди участников сессии были представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), депутаты Государственной Думы, генеральный директор Национальной ассоциации института закупок (НАИЗ) и представители предпринимательского сообщества. Между тем, разговор на сессии получился «жарким» — участники вступали в дискуссии, бизнес прямо говорил о своих проблемам. Впрочем, больше всех пришлось «отбиваться» ФАС в лице Татьяны Демидовой.
ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок» был принят Госдумой еще в прошлом году, и его основное отличие от старого закона «О госзакупок», что он регулирует планирование, мониторинг и аудит. Кроме того, документ включает в себя и меры по противодействию коррупции — общественный контроль и общественное обсуждение закупки.
Сегодня через госзакупки Россия направляет в экономику, с учетом закупок госкомпаний, более 10 трлн рублей. Масштабы ясны и важность вопроса также понятна. Однако, как отмечают участники форума, ставить все на один ФЗ-44 не стоит. По словам начальника Управления контроля размещения государственного заказа Татьяны Демидовой, данный закон требует порядка 50 нормативных правовых актов, чтобы система заработала. Тем временем, на сессии подняли одну из самых злободневных тем сферы госзаказа — фирмы-однодневки.
Татьяна Демидова: «Мы очень любим говорить, что у нас все пропало. Давайте разберемся: да у нас есть эта проблема, и она очень остро стояла в свое время, но сказать, что сейчас все так же плохо, как и было, не совсем корректно. Конечно, можно кинуть камень в огород ФАС, но насколько это будет объективно взвешено?»
Демидова привела в пример электронные торги. «Да, все говорят, что ФАС очень любит свои электронные аукционы, и везде их «пиарят», но они позволяют добиться результата в части надлежащего участия размещения заказа!», — говорит представитель ФАС. По ее словам, в электронных торгах не может участвовать «кто попало». Для того, чтобы прийти, нужно получить электронно-цифровую подпись. Для того, чтобы подать заявку, нужно нести обеспечение контракта, которое формируется, исходя из начальной и максимальной цены контракта. Для того, чтобы заключить контракт, необходимо либо представить обеспечение его исполнения, либо внести денежные средства (что, по словам Демидовой, вообще делается редко), либо получить банковскую гарантию. Банки, в свою очередь, в принципе, критично подходят к выдаче гарантий. «Да, здесь были свои промахи, но ФЗ-44 – предлагает ввести реестр банковских гарантий — это будет открыто и доступно, если выявляется тот факт, что гарантия не выдавалась – контракт не заключается», — рассказывает Татьяна Демидова.
Также участники форума подняли вопрос с перекупщиками. «Это очень странный вопрос: на аукционы приходят компании, которые ничего не могут делать, затем они берут себе субподряды, которые будут работать за копейки. Почему они за меньшую сумму готовы выполнять тот же контракт? Это вопрос профессионализма», — отмечает Демидова.
«Субъекты малого предпринимательства зачастую не готовы идти на торги в силу отсутствия специальных знаний, поэтому они ждут, когда к ним придут с готовыми заказами», — говорит Татьяна Демидова. Также, по ее мнению, размещать государственные заказы должны не учителя и врачи – это должны делать специально обученные люди. Профессионалы.
Напоследок, генеральный директор НАИЗ и ООО «Фабрикант.ру», модератор тематической сессии Сергей Габестро, со смехом отметил: «Какой-то междусобойчик получился. Хорошо, что не подрались!». Между тем, депутат Госдумы, член Комитета по безопасности и противодействия коррупции Илья Костунов оптимистично заметил: «Все недовольны темпом изменений, но в любом случае, сегодня лучше чем вчера».
Аида Дисинбаева
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале