Курс на деофшоризацию: кого «выведут на чистую воду»?
На Петербургском международном экономическом форуме вновь обсуждалась проблема деофшоризации экономики. Президент РФ Владимир Путин неоднократно упоминал о важности деофшоризации российской экономики как на Питерском форуме, так и на саммите G8. Как заявил президент, законопроект по раскрытию конечного бенефициара уже прошел Госдуму и сейчас находится в Совете Федерации. Также Владимир Путин подчеркнул, что Россия разработает национальный план борьбы с оффшорами. ПАСМИ обсудило с экспертами, насколько такая борьба будет способствовать деофшоризации и как это отразится на бизнесе.
По словам президента Союза предпринимателей и арендаторов России Андрея Бунича, оффшоры сейчас используются не только для уменьшения налогообложения, а еще для того, чтобы скрыть реальных владельцев бизнеса. Поэтому законопроект по раскрытию конечного бенефициара поможет решить многие проблемы. Так, например, по словам Андрея Бунича, вынужденное раскрытие конечного бенефициара затруднит осуществление бизнеса лицами, занимающими государственные должности. «А именно чиновники и силовики заправляют крупными финансовыми потоками», — отметил он. Самый простой пример, по его словам, когда человек занимается оффшорными операциями и основа всего его бизнеса — это силовой ресурс, что очень типично для России. «В этом случае, он реально никаким бизнесменом не является, а просто «крышует» бизнес, — говорит Андрей Бунич, — но, естественно, ему должны платить за это дань, и куда-то ее переводить». Поэтому в случае, если он лишается возможности стать невидимым конечным бенифициаром через многочисленных посредников, то эта схема попросту не будет работать, отметил эксперт.
Еще одна проблема, которую автоматически решает закон о раскрытии бенефициара, по мнению экспертов, — в случае привлечения к административной или уголовной ответственности владельца легко найти. Самый известный пример — это случай теракта в Домодедово, когда не могли найти конечного владельца аэропорта.
Однако, по мнению Андрея Бунича, можно пойти и по-другому пути — сделать такое законодательство, где конечные бенефициары будут не важны, — облагать налогами сами операции через оффшоры».
Андрей Бунич: «Тогда бенефициар будет платить налог в той юрисдикции, к которой он приписан. И если государство с этих операций получает достаточно, то какая разница, казалось бы, кто владеет бизнесом».
Правда, сделать это можно, по его словам, только с помощью комплексной реформы налогообложения в России, вводя повышенные налоги для оффшорных операций, параллельно снижая другие налоги. В противном случае, по мнению эксперта, такая налоговая система может привести к коллапсу.
По мнению же адвоката Марка Фейгина, в России уход в оффшорную сферу связан с так называемыми незаконными расходами, которые возникают из отношений хозяйствующих субъектов — с налоговыми и административными органами.
Марк Фейгин: «В России проблема заключается в том, что уход в оффшорную сферу вызван не только уходом от налогов, которые в нашей стране, кстати говоря, не так высоки, но и попыткой избежать коррупционного давления государства. Чтобы спрятаться в качестве номинального акционера или директора оффшорной компании от давления государства, которое помимо законного требования по уплате налогов еще осуществляют и незаконное требование коррупционного характера».
Поэтому, считает Марк Фейгин, деофшоризация в нашей стране имела бы смысл и была бы связана, как и в мировой практике, с прозрачностью, транспарентностью экономической системы, если бы степень коррупцинногенности в России была в разы ниже.
Вместе с тем, вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин уверен, что на малом и среднем бизнесе процесс деофшоризации никак не отразится.
Владислав Корочкин: «На малом бизнесе это никак не скажется, потому что в малом бизнесе в 99% случаях никаких оффшорных структур нет. На среднем бизнесе тоже не сильно отразится. Скорее могут пострадать отдельные физические лица, нежели их бизнес».
Алина Тимофеева
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале