Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Лицензия на «убийство»: обещание главы УФНС может стать фатальным для самарского бизнеса

08.06.2013 / 23:53 Подробности

налоговая-2В начале этой недели руководитель УФНС по Самарской области Константин Шелудяков предпринял отчаянную попытку сделать всё, чтобы в отношении него не было принято жестких оргвыводов с последующим кадровым решением. Попытка заключалась в том, что на расширенной коллегии ФНС Шелудяков выступил фактически с невыполнимым обещанием — собрать до конца года порядка 6 млрд рублей в виде налогов и повысить сбор налогов с ликеро-водочных предприятий до 1 млрд рублей в год. Эксперты ПАСМИ уже заявили, что учитывая специфику региона и методы работы местной УФНС, это обещание так и останется невыполненным.

На этой неделе в ФНС России под председательством Михаила Мишустина состоялось заседание расширенной коллегии. На мероприятии были подведены итоги работы службы за I квартал 2013 года. Руководитель Федерального ведомства передал участникам критику Президента России Владимира Путина о неисполнении большинством региональных ведомств взятых на себя обязательствах. На критические замечания из уст главы ФНС ряд руководителей региональных управлений поспешили выступить с ответной речью. Причем, речь эта больше походила на оправдания, а подчиненные Мишустина поспешили взять на себя по сути невыполнимые обязательства, чтобы усидеть в должности.

шелудяковСреди выступивших на коллегии был и руководитель УФНС по Самарской области Константин Шелудяков, чья речь произвела эффект сенсации у всех собравшихся. Первое с чего начал Шелудяков, это заявил о том, что поднимет сборы налогов в 3 раза. И даже озвучил цифру, что к концу 2013 года он соберет 6 млрд рублей. Эта сумма практически равна сумме налогов, собираемых в Московской области.

За Шелудякова, наверное, надо было бы порадоваться, что он так радеет за наполняемость бюджета. Но при этом не совсем понятно, как именно он собирается наполнять казну и поднимать сборы в три раза, если бизнес в регионе хоть и развивается, но далеко не такими темпами, как хотелось бы налоговикам.

Обещания главы УФНС могли бы остаться незамеченными. Сколько таких обещаний раздают руководители всевозможных органов только для того, чтобы не было неприятных последствий для их карьеры. Однако в Самарской области сложилась крайне негативная ситуация во взаимоотношениях между бизнесом и УФНС, где представители последней зачастую выступают едва ли не в роли вымогателей. При этом мелкие предприниматели предпочитают молчать, беспокоясь, что за неприятностями могут последовать большие неприятности. А крупные предприятия уже в открытую заявляют о том, что политика, проводимая главой УФНС, заставляет их присматриваться к другим регионам, куда вместе с ними уйдут и все налоги.

Большинство крупных налогоплательщиков области уже в течение нескольких месяцев выдерживают осаду от всевозможных внеплановых налоговых проверок, о чем будет рассказано чуть ниже.

Однако в Самарской области сложилась крайне негативная ситуация во взаимоотношениях между бизнесом и УФНС, где представители последней зачастую выступают едва ли не в роли вымогателей.

налогНе менее удивительно для собравшихся прозвучало обещание Шелудякова повысить сбор налогов с ликеро-водочных предприятий до миллиарда рублей в год. Учитывая специфику государственно акцизного регулирования, когда налоги предприятия платят фактически авансом, и на фоне усложнившихся маркетинговых возможностей производителей, повышение сбора до такой суммы должно как минимум вдвое увеличить продажи алкоголя. Причем торговать алкоголем придется в круглосуточном режиме, что, естественно невозможно, так как принят соответствующий закон о запрете продаж спиртного после 22:00. Если УФНС начнет повышать сборы без оглядки на этот бизнес и его реальные доходы, то за этим может последовать полная нерентабельность предприятий и их закрытие. А за закрытием этой сферы бизнеса потянутся серьезные социальные проблемы — порядка пяти тысяч человек, с учетом всего логистического цикла, окажутся без работы. Более того, эта чрезмерная активность налоговиков может означать новый подкоп под областное правительство, которому деятельность руководителя областной ФНС практические не подконтрольна.

милеевНе исключено, конечно, что Шелудяков имел ввиду то, что он собирается всерьез заняться «серыми» акцизными схемами, которые практикуют бенефициары ликеро-водочного бизнеса. Вот только стоит учесть одно обстоятельство: подавляющую часть этой сферы контролирует местный «водочный король» Александр Милеев, о котором мы далее расскажем подробно. Ввязываться в войну с депутатом Самарской губернской думы, статус которого имеет Милеев, Шелудяков вряд ля отважится. Стало быть, «закошмариванию» могут подвергнуться другие добропорядочные производители, которые только пытаются развить бизнес в регионе. Правда, их развитием может закончиться там же, где и началось, учитывая печальный опыт взаимодействия других предприятий с УФНС.

Конец декабря прошлого года ознаменовался небывалой активностью налоговых органов. Причем, некоторые из местных СМИ оценили эту активность, как работу по чьему-то конкретному заказу.

На протяжении всего прошлого года в ОАО «Теплант», которое занимается производством сэндвич-панелей и является одним из крупнейших предприятий в данной отрасли, шла налоговая проверка. По всей видимости, найти какие-либо нарушения традиционными методами на предприятии не удалось и в ход пошли методы не совсем традиционные. Так, 25 декабря на предприятие пришли сотрудники налоговой службы в сопровождении сотрудников УБЭП и МЧС. Целью визита стала выемка документов на предприятии, хотя последнее выглядит весьма странно. Если налоговики проверяли деятельность ОАО «Теплант» почти целый год, то они наверняка имели доступ ко всей необходимой документации. Кром того, их работе на предприятии никто не препятствовал. Тем не менее, сотрудники МЧС начали вскрывать двери кабинетов сотрудников, большая часть которых в преддверии нового года ушла в отпуск.

Председатель совета директоров ОАО «Теплант» Сергей Савельев высказывал недоумение относительно деятельности налоговиков:

«-На вопрос: что вы ищете? Скажите, мы вам и так предоставим, нам отвечали: мы не знаем, как это называется, мы будем сами искать», — заявлял Савельев журналистам.

Сергей Савельев также озвучил версии относительно столь резких перемен в работе налоговиков. Согласно первому варианту, одна из целей, это поставить в трудное положение предприятие, чтобы оно не работало. По второму варианту, это чей-то конкретный интерес, чтобы получить это предприятие по минимальной цене.

Предприятие, как уже говорилось выше, выпускает весьма востребованную продукцию, которая широко используется в строительной сфере. За 2011 год чистая прибыль ОАО «Теплант» составила более 50 млн рублей. Накануне строительного бума в Самарской области любое предприятие подобного рода становится объектом интереса рейдеров или конкурирующих структур.

Еще одно масштабное судебное разбирательство предстоит налоговикам с филиалом одного из крупнейших налогоплательщиков РФ ОАО «РусГидро» — Жигулевской ГЭС. УФНС требует доплатить налоги на общую сумму 1,3 млрд рублей.

Как известно, на ГЭС проходит масштабная модернизация, рассчитанная на период с 2010 по 2016 год. За это время концерн силовые машины должен установить на станции 14 модернизированных гидроагрегатов. Налоговики уже потребовали изменить декларации о доходах и вписать в них исключенный налог на имущество со стоимости нового оборудования. Руководство «РусГидро» не против уплаты налогов, но только после того, как оборудование будет запущено в строй. Тем более, что в ряде регионов налоговые органы пошли на уступки компании, согласившись возместить понесенные затраты и вернуть средства, ранее перечисленные в бюджет. К примеру, полностью удовлетворены требования «РусГидро» по Зейской и Бурейской ГЭС. И лишь в Самарской области компания наткнулась на стену непонимания.

В своем послании, сделанном в конце декабря, губернатор Самарской области Николай Меркушкин говорил о развитии региона и сказал буквально следующее: «Область должна стать одной из приоритетных территорий для ГК «Русгидро». Но, как видно, у руководства УФНС на этот счет свое мнение, которое кардинально расходится с мнением губернатора.

шелудяковНазначение Константина Шелудякова на должность начальника УФНС по Самарской области носило довольно странный характер. До определенного периода времени Шелудяков вообще был мало известной и непубличной личностью, которой он остается и сейчас. В марте 2011 года кресло главы управления покинул Сергей Маркевич, являвшийся ставленником экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. В отличие от своего бывшего шефа, который успел поруководить и налоговой службой России, Маркевич в каких-то скандалах замешан не был, но осведомленные источники связывают его уход с тем, что именно Маркевич пытался навести порядок на алкогольном рынке Самарской области. По мнению УФНС один из крупных игроков на этом рынке бизнесмен Александр Милеев, контролирующий производство алкогольной продукции и владеющий заводом «Родник», использовал серые схемы в своей работе. На тот момент Милеев не являлся депутатом областного парламента, соответственно и прикрытия в виде депутатского мандата у него не было, поэтому алкогольный бизнес постоянно становился объектом проверок со стороны налоговиков. Подобный расклад выливался в публичную плоскость, когда Милеев через ряд СМИ жаловался на надуманные, по его мнению, претензии УФНС к алкогольному бизнесу и шантажировал местные власти тем, что будет перерегистрировать свое предприятие в другом регионе, в бюджет которого вместе с бизнесом уйдут и налоги. Впрочем, как известно, подобный шантаж является излюбленным инструментом недобропорядочных налогоплательщиков. Данное предположение подтвердил в одном из своих ранних комментариев и сам Сергей Маркевич, заявивший буквально следующее: «Родник» «баловался» с акцизными марками. То есть выкупал до 50 миллионов штук, а потом отчитывался об уничтожении половины. Это вызвало у нас интерес. В итоге мы сломали применявшиеся «Родником» схемы, и больше практиковать их невозможно».

Но с уходом Маркевича с поста главы УФНС практически сошли на нет и проверки алкогольного бизнеса. Кроме того в конце 2011 года Милеев избрался в областной парламент, получив не только защиту, но и возможность лоббирования собственных интересов. Некоторые из источников полагали, что именно Милеев пролоббировал непродление контракта ФНС с Маркевичем, но на тот момент у Милеева был слишком слабый политический вес, чтобы продавливать кадровые назначения. Одной из причин ухода Маркевича называли и то, что с прежним руководителем областной налоговой службы не мог найти общий язык основной бенефициар «Волгопромгаза» Владимир Аветисян.

Некоторые из источников полагали, что именно Милеев пролоббировал непродление контракта ФНС с Маркевичем, но на тот момент у Милеева был слишком слабый политический вес, чтобы продавливать кадровые назначения.

С марта 2011 года Шелудяков исполнял обязанности начальника УФНС, а в мае был подписан приказ о его назначении на этот пост, что вызвало массу кривотолков. Причина проста: в Самарской области крайне редко, а в последнее время почти никогда исполняющие обязанности не утверждались на пост руководителей. Центральное руководство вполне обоснованно считало, что возглавлять территориальные органы исполнительной власти должны кандидаты из других регионов. Подобная практика правительства РФ и подчиненных органов минимизировала коррупционные риски и сводила на нет возможность аффилированности местным структурам. Случай с Константином Шелудяковым в эту программу не вписывается абсолютно.

Кстати, сын главы УФНС Владимир Шелудяков является сотрудником отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Самарской области. В связи с данным обстоятельством было бы интересно изучить статистику дел по уголовным преступлениям, расследуемым самарским СУ СКР.

До своего назначения на пост главы УФНС Шелудяков возглавлял ИФНС Промышленного района Самары, а его заместителем была Супрун Тамара Романовна, чей близкий родственник Александр Супрун возглавляет следственный отдел по г. Самара СУ СКР по Самарской области. Тамара Супрун после ухода Шелудякова из ИФНС являлась и.о. руководителя, а после того, как Шелудяков получил назначение, она была утверждена в должности. Про Тамару Супрун местные СМИ писали, что она «долгое время проработала в налоговых органах. Нам удалось отыскать любопытный документ, а именно – отчет ОАО «Самараэнерго» за 2010 год. В отчете приведен список членов ревизионной комиссии общества. В данном списке Супрун Тамара Романовна указана как ведущий специалист отдела внутреннего аудита ООО «Энергия развития, аудит». Либо это совпадение, что само по себе маловероятно, либо Тамара Супрун помимо работы в налоговых органах подрабатывала аудитом в компании, контролируемой Владимиром Аветисяном.

Справка:

ООО «Энергия развития, аудит» (ЭРА) было учреждено в сентябре 2008 года, занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. ЭРА является компанией, аффилированной ОАО «Самараэнерго»: топ-менеджеры ЭРА Григорий Жирнов и Сергей Шашков входят в совет директоров «Самараэнерго», кроме того, сотрудники этой компании занимают четыре из пяти мест в ревизионной комиссии ОАО «Самараэнерго».

 

Стоит отметить и тот факт, что УФНС именно с приходом Шелудякова начала атаку на компании, интерес к которым проявляли лица, близкие «Волгопромгазу». Так, в начале 2012 года с письмом в УФНС обратился предприниматель из Кинельского района Владислав Кедало, являющийся генеральным директором ООО «Самарские пятачки» и реализатором проекта постройки гольф-клуба. Некоторое время назад у Кедало имели место разногласия с компанией, близкой «Волгопромгазу», которая выставила колоссальный счет за возможность подключения коттеджного поселка к газоснабжению. Кедало отказался проводить газ и решил реализовать проект автономного отопления коттеджей геотермальными источниками. Именно с этого момента, по словам предпринимателя, его фирма стала объектом интереса УФНС.

налоговаяВ феврале 2012 года Константин Шелудяков торжественно отчитался, что УФНС перевыполнила план, сократив долг перед государством по налоговым сборам. Странно, что отчитываясь перед областью, Шелудяков предпочел позабыть о пожаре в ИФНС Ленинского района, кабинеты которой практически полностью выгорели при пожаре 27 января 2012 года, то есть менее чем за месяц до отчета. ИФНС Ленинского района на момент пожара возглавлял Дмитрий Сикритов. По данным на февраль 2011 года Сикритов входил в состав межведомственной комиссии при Администрации г. о. Самара по рассмотрению вопросов легализации объектов налогообложения.

При пожаре в здании ИФНС была уничтожена большая часть документации. Стоит отметить, что через данную ИФНС проходит и документация административных органов, расположенных на территории района. Кроме того в Ленинском районе зарегистрированы несколько фирм, входящих в структуру СДМ, подконтрольную Алексею Шаповалову. О том, какие именно документы были уничтожены в результате пожара, глава УФНС до сих пор предпочитает хранить молчание. Также он старается не вспоминать инцидент со одним из своих подчиненных Сергеем Задыхиным, ранее возглавлявшим ИФНС Железнодорожного района Самары.

В 2011 году Задыхин по версии следствия вымогал у директора фирмы ООО «Гарт-С» взятку в сумме 4 млн рублей за то, чтобы «закрыть глаза» на выявленную налоговую недоимку. Задыхина могли попросту подставить. Компания, с которой Задыхин требовал деньги, занимается реализацией канцелярских принадлежностей, а ее учредители имеют доли в сети фирм с аналогичным видом деятельности. По информации ряда источников ООО «Гарт-С» поставляет канцтовары в том числе для нужд СУ СКР. При таком раскладе требовать деньги с руководства по меньшей мере далеко не умный поступок. Еще одно странное совпадение заключается в том, что отец Сергея Задыхина Геннадий Задыхин ранее являлся заместителем прежнего начальника УФНС Александра Бахмурова. Как известно, по приговору Самарского областного суда Сергей Задыхин получил 5 лет лишения свободы, а Шелудяков избавился от подчиненного, который, видимо, не был ему до конца подконтролен.

Первая резкая критика на Шелудякова в прошлом году неожиданно обрушилась со стороны бывшего ГФИ по Самарской области Владимира Коматовского. Последний отметил крайне низкую собираемость налогов, а также подчеркнул, что УФНС является самой коррумпированной структурой.

«-Людям задавали вопросы о наличии коррупционной составляющей в работе различных ведомств. 35% опрошенных назвали налоговую сферу, как самую коррумпированную. Всего 1,1 % граждан уверены, что УФНС как-то борется с коррупцией», — заявил Владимир Коматовский.

коматовскийДовольно критично Коматовский высказался и в другом направлении: «В процессе работы вы устанавливаете факты неправомерной легализации денежных средств, обнаруживаете подставные фирмы и многое другое. Нужно понимать, что фактура, которая к вам поступает, дает возможность всему правоохранительному блоку решать вопросы борьбы с теневой экономикой».

Последнее заявление Коматовского можно было без труда расшифровать вполне однозначно. Скорее всего, бывший ГФИ имел ввиду тот факт, что УФНС накапливает информацию о тех или иных нарушениях, которая или оседает в недрах архивов или вовсе бесследно исчезает. С правоохранителями Константин Шелудяков своими знаниями делиться не спешил, видимо именно по этой причине в Самарской области резко упал показатель раскрываемости налоговых преступлений.

Еще одним фактором неудовлетворительной работы налоговых органов в регионе можно считать большое количество дел, проигранных в арбитражных судах. Достаточно вспомнить, что в 2012 году УФНС обвинило компанию бизнесмена Олега Кузичкина ГК «Фабрика качества» в операциях с фирмами-однодневками и доначислило предприятию более 100 млн рублей налогов. И трижды в течение года арбитражные суды отказывали в удовлетворении исков со стороны налоговой инспекции. Это может говорить либо о плохой работе юристов УФНС, либо же о том, что компанию преследовали по надуманным обстоятельствам. Именно последнее обстоятельство, как правило, ведет к тому, что бизнесмены предпочитают не откупаться от повальных проверок, а мигрировать в соседние регионы.

 

На этой неделе стал появляться информация о том, какими именно методами УФНС решила добиваться выполнения взятых на себя обязательств. Некоторые из владельцев автомобилей вдруг получили уведомления о необходимости заплатить транспортный налог в 2 раза больше, чем за предыдущие годы. Кроме того, примерно аналогичные по сути письма получили и предприниматели, которым было «рекомендовано» не снижать выплаты по налогам. При этом, тот факт, что предприятие временно приостановило деятельность и не получает прибыли, налоговиков не волнует.

На этой неделе стал появляться информация о том, какими именно методами УФНС решила добиваться выполнения взятых на себя обязательств. Некоторые из владельцев автомобилей вдруг получили уведомления о необходимости заплатить транспортный налог в 2 раза больше, чем за предыдущие годы.

Скорее всего, такая политика приведет к тому, что бизнес будет массово уходить в тень, а Шелудякову не удастся до конца года выполнить взятые на себя обязательства. Таким образом, Константин Шелудяков может повторить судьбу экс-главы СУ СКР Виталия Горсткина, уволенного за развал в ведомстве.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале