Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Коррупция в экологии приводит к катастрофам

24.05.2013 / 13:54 Новости

DSC01762На сегодняшний день экологическая сфера в области антикоррупционной деятельности практически не регулируется, несмотря на то, что сфера экологии и природопользования является потенциально коррупциногенной. Этой проблеме был посвящен круглый стол «Международно-правовые стандарты антикоррупционной деятельности в экологической сфере», в рамках которого эксперты обсудили к чему может привести отсутствие специального законодательства в этой области.

По словам ведущего научного сотрудника ИЗиСП Николая Кичигина, проведенный в прошлом году анализ регионального законодательства показал, что на федеральном и региональном уровнях законодательства особенности противодействия коррупции в сфере землепользования, водопользования, лесопользования, выдачи разрешений на негативное воздействие на природу практически отсутствуют. «Конечно, мы это квалифицировали как некий недостаток», — сказал он. Кичигин также подчеркнул, что сфера экологии и природопользования априори коррупционная в связи с тем, что это сфера перераспределения ресурсов: леса, водных объектов, которые имеют очень высокую стоимость. «Область негативного воздействия на окружающую среду также является коррупционноемкой в виду того, что существуют неопределенности в процедурах, их дублирование, что позволяет должностным лицам использовать неотработанные процедуры во вред природопользованию и извлекать из этого выгоду», — добавил он. По словам эксперта, действующее законодательство позволяет в определенной мере обеспечивать противодействие коррупции. Одним из таких механизмов противодействия коррупции является доступ к экологической информации, с которым, впрочем, в России тоже не все гладко.

Николай Кичигин: «Это важный механизм, потому что, если мы имеем доступ к информации, то коррупционные проявления просто сложно скрыть. К сожалению, с доступом к информации в РФ не все хорошо. Много лет нас пытаются склонить к тому, чтобы мы ратифицировали Орхусскую конвенцию о доступе к экологической информации, к принятию решений об окружающей среде, о доступе к правосудию, касающемуся окружающей среды. Но Россия пока еще не пошла по этому пути в отличие от ряда стран СНГ».

Несмотря на то, что 42 статья Конституции РФ запрещает сокрытие информации, имеющей непосредственное отношение к состоянию окружающей среды, обо многих решениях на государственном уровне в этой области мы не получаем информации. Так руководитель Центра сравнительно-правовых исследований ИЗиСП Анна Каширкина привела пример факта, когда Россия становилась объектом захоронения для иностранных государств особо опасных веществ без публичной огласки.

Анна Каширкина: «У меня есть информация о том, что в какие-то годы «царствования» нашего первого президента в РФ действительно ввозились особо опасные и запрещенные отходы и где-то за Уральским хребтом без обустройства соответствующих полигонов захоранивались. Был принят соответствующий разрешающий законодательный акт, и эти захоронения имели место быть. И они будут разлагаться, распадаться и неизвестно каким образом вести себя на территории РФ в течение длительного периода времени».

Таким образом, по словам эксперта, цепочка антикоррупционных международных стандартов при осуществлении российской экологической политики при захоронении отходов была нарушена. По словам Анны Каширкиной, для исключения подобных нарушений в международной практике существуют различные договоры, в том числе «Базельская конвенции», которой предусмотрено, что при захоронении опасных грузов, токсических или радиоактивных отходов должно быть получено согласие не только принимающего эти отходы государства, т. е. государства, разрешающего их захоронение, но и государства через которое эти отходы транспортируются.

Анна Каширкина: «Если у нас возникают при цепочке захоронения отходов и при их транспортировке коррупционная сеть, когда люди за определенные деньги допускают через территорию своего государства перемещение опасных грузов, а это определяется на межведомственном уровне, то допускается процесс того, что перемещенный опасный груз еще до его утилизации может подвергнуться захоронению даже на территории того государства, которое является транзитным».

Таким образом, малейшее коррупционное преступление в экологической сфере может повлечь за собой возникновения масштабных экологических катастроф. По словам Каширкиной, подкуп должностных лиц в этой сфере приводит к невозможности проведения объективной оценки мониторинга, невозможности заявления о рисках при строительстве какого-либо объекта, что может повлечь за собой непоправимые последствия. «Поэтому один лишь сегмент коррупционного преступления, а именно подкуп должностных лиц, как иностранных, так и своих собственных, дает основания на то, чтобы был создан международный антикоррупционный стандарт именно в сфере экологических правоотношений, который бы защищал субъектов и граждан от коррупционных рисков в сфере экологических правоотношений», — заключила она.

Алина Тимофеева

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале