Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Кто развалил Россию на самом деле?

25.04.2013 / 11:48

романовы(400-летию дома Романовых посвящается)

Сейчас в среде, именующей себя монархистской, принято рыдать: «Проклятые большевики развалили Святую Русь!». Однако достаточно исторических свидетельств, говорящих в пользу того, что все обстояло не совсем так, а местами – и совсем не так. Исследователи утверждают: Российскую империю развалила продажная аристократия во главе с особами «высочайшей фамилии».

Сегодняшняя наша тема – воровство и взяточничество в военных поставках армии Российской империи на примере трех последних войн, бывших во время правления Романовых – Русско-турецкой 1877 – 1878 годов, Русско-японской и Первой мировой. Собственно, воровали и брали взятки и на прежних войнах, но именно на этих трех воровство расцветало самым махровым цветом. И как всегда в таких случаях бывает, на каторгу отправлялась мелкая, хоть и основательно разжиревшая сошка. Те же, кто всю эту «мелочь», вульгарно выражаясь, «крышевал», либо сумели отвертеться, либо суду по законам Российской империи не подлежали вообще – как члены царствующего дома….

Факты против мифов

Что мы знаем о Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов? То, что добровольцами на нее уехали врачи: два Николая – Склифосовский и Пирогов, а также Сергей Боткин. На Балканах храбро сражались писатели Всеволод Гаршин и Владимир Гиляровский. На эту войну рвались немолодые уже Иван Тургенев и Лев Толстой. Под самый конец войны катер русского флота совершил против турецкого сторожевого корабля «Интибах» первую в мировой истории удачную торпедную атаку. Командовал катером лейтенант Степан Макаров – будущий адмирал, герой обороны Порт-Артура в Русско-японскую войну. Из личного: один из предков автора этих строк нашел себе на этой войне жену – из тамошних гречанок.

Как водится на любой войне, рядом с гордецами неизменно присутствуют подлецы. В этом случае – совладельцы фирмы «Грегер, Горовиц, Коган и Ко». Именно им передали снабжение российских войск на Балканах. Как свидетельствуют историки, глава фирмы Грегер дружил с Артуром Непокойчицким — начальником штаба Задунайской армии, понятно, что не за просто так. Имея такую «крышу», фирма открыла в Бухаресте контору по снабжению армии, и получила от казны ссуду в 70 миллионов рублей золотом. Но уже в августе 1877 года фирма прекратила все платежи. Румынские власти признали ее банкротом, да еще и с 26 миллионами франков долгов. Приехала комиссия из Петербурга, и в ходе разбирательства выяснила, что «Грегер, Горовиц…» поставляла в войска просроченные продукты. Всего «коммерсанты» украли 12 миллионов золотых рублей.

В тоталитарном государстве за такое расстреляли бы за ближайшим сараем, однако Военное министерство России явно было оплотом либерализма: оно распорядилось выдать проходимцам еще 6 миллионов рублей. Ну а поскольку наглость, говорят, — второе счастье, «коммерсы» решили, что им этого мало, и выставили российской казне иск на 28 миллионов золотом. Оказалось, что взыскать с фирмы «Грегер, Горовиц, Коган и Ко» можно лишь полмиллиона рублей – залог, который она внесла на получение подрядов.

Слово – очевидцу событий: «Что за беспорядок в тылу армии — это себе представить нельзя. Интендантство продолжает бездействовать. Товарищество… продолжает грабить казну самым бесцеремонным образом, и, несмотря на это, мы все-таки ничего не получаем и ничего к нам не привозят…». Через три года после Русско-турецкой войны этот очевидец станет российским императором Александром III.

Другой свидетель – военный корреспондент и писатель Всеволод Крестовский (по его книге поставлен сериал «Петербургские тайны») оставил воспоминания еще об одном дельце по фамилии Варшавский. Ему дали подряд на транспортные услуги для снабжения армии – на 20 миллионов рублей золотом. Шустрый Варшавский «распилил» подряд на несколько частей и перепродал его мелким коммерсантам. Те набрали себе возчиками (или погонцами) крестьян, посулив им до 100 рублей, но – ассигнациями. Крестьяне про инфляцию не знали, и с радостью брали бумажные деньги. Причем от жадности возчики даже согласились покупать сено для лошадей за свой счет. Ну а потом…

Историки пишут: «Попадая за Дунай, несчастные погонцы с запозданием понимали, как их облапошили. Ведь на театре боевых действий конский корм оказывался безумно дорогим, а курс бумажных денег постоянно падал. Зато коммерсанты то задерживали оплату, то обсчитывали погонцев, то налагали на них всевозможные штрафы по малейшему поводу. В конце концов, крестьяне-ездовые были вынуждены продавать своих лошадей и телеги. Их скупали за гроши все те же… подрядчики. По ходу дела они штрафовали обманутых ими крестьян за «невыполнение контрактов». Тысячи людей превратились в нищих. Они пытались добраться домой, прося милостыню у местных болгар, у турок и греков. Почти половину разоренных погонцев выкосил тиф. Только под конец войны русское правительство вывезло выживших домой на казенных пароходах».

Как принято в любой уважающей себя мафии, был у Варшавского и прочих «коммерсантов» свой главный покровитель. История сохранила его имя: великий князь Николай Николаевич – младший брат Александра II, после рождения сына – тоже Николая, названный Старшим. Главнокомандующий действующей армией на Балканах, член Государственного совета и почетный член нескольких академий, а также кавалер 18 российских и 38 иностранных наград.

Однако все же какая-то высшая справедливость на земле существует – под конец жизни Его Императорское Высочество спятили. И вновь слово историкам: «Великий князь испытывал сексуальное влечение ко всем окружающим женщинам; после ряда инцидентов стало очевидно, что он не в состоянии контролировать собственное поведение. Последние годы находился под домашним наблюдением и не появлялся на публике». К тому же в 1882 году Александр III обвинил дядю в растрате государственных средств и наложил арест на его имущество. Умер Николай Николаевич Старший от опухоли головного мозга.

Победоносное поражение

Парадоксально звучит, но именно так лучше всего можно охарактеризовать то, чем закончилась для России Русско-японская война. Принято считать, что японская армия была более дисциплинированная и грамотная, чем русская. Однако есть масса свидетельств – что характерно, японских – тому, как на самом деле сражалась на суше и на море японская армия. Например, при штурме Порт-Артура японские генералы с каким-то непонятным упорством гоняли своих солдат в лобовые атаки через прекрасно простреливаемую русскими местность. А победитель при Цусиме – адмирал Хэйхатиро Того – после войны так и не мог внятно объяснить две вещи. Во-первых, почему он не атаковал русскую эскадру, когда после выхода из строя флагмана – броненосца «Цесаревич» — та сбилась в кучу. А во-вторых, почему в самом начале сражения он умудрился подставить свой флагман – броненосец «Микаса» — под огонь самых мощных кораблей Второй Тихоокеанской эскадры. Почему «Микаса» не утонул? Ответ – как в анекдоте: «Что сказать? Просто повезло».

Еще о делах японцев на суше. Японская винтовка «Арисака» была по своей мощи намного слабее трехлинейки Мосина, которая до сих пор кое-где постреливает. А еще японские солдаты больше гнева божественного микадо боялись казачьей атаки лавой. Эта «лавафобия» довела японцев до того, что те едва ли не дезертировали с поля боя. Но победили все-таки они, к сожалению.

Причина этому кроется в том, что снабжение русской армии в военное время было поставлено из рук вон плохо, а в предвоенное – процветало воровство и взяточничество при военных заказах. И везде (везде!) мелькают «высочайшие крышеватели» из дома Романовых. Валентин Пикуль в своей «Нечистой силе» так писал о шефе русского флота – генерал-адмирале и великом князе Алексее Александровиче:

«Был у царя еще один любимый «дядя Алеша» — великий князь Алексей, главный пират дома Романовых по прозванию «Семь пудов августейшего мяса», — именно ему-то мы и обязаны Цусимой! К пальцам этого хапуги прилипли миллионы рублей, взятые у народа на создание флота. Дело дошло до того, что броня кораблей расползалась, ибо, разворовав заклепки, броневые листы крепили деревянными втулками. Остается непреложным фактом, что один новейший миноносец едва не затонул на полпути между Кронштадтом и Петербургом, так как в дырки для заклепок кто-то сверхпремудро воткнул сальные свечки. При таком флотоводце, как «дядя Алеша», снаряды кораблей уже не взрывались, зато частенько взрывались сами пушки… По причине «беспробудного залития глаз» дядя Алеша не успел даже жениться. Но много лет содержал на флотских харчах французскую балерину Элизу Балетта — толстую, как мешок с картошкой, и я до сих пор удивляюсь, как она умудрялась «порхать» на сцене». Что характерно, на ворованные деньги содержал балерину Екатерину Числову и Николай Николаевич Старший.

К творческому наследию Пикуля можно относиться по-разному, но в том-то и дело, что впервые историю с миноносцем и свечками описал в своем романе «Цусима» Алексей Новиков-Прибой. Есть и другое свидетельство о великом князе Алексее Александровиче: «В карманах честного Алексея уместилось несколько броненосцев и пара миллионов Красного Креста, причем он весьма остроумно преподнес балерине, которая была его любовницей, чудесный красный крест из рубинов, и она надела его в тот самый день, когда стало известно о недочете в два миллиона».

Когда строили укрепления Порт-Артура, подряд на поставку цемента получил китайский купец Цзи Фэнтай, которого русские назвали Тифонтаем. Китайцы, к слову, от него по сей день не в восторге. Причина – в 1886 году он работал переводчиком в администрации Приморья и Хабаровска. И довелось ему участвовать в русско-китайских переговорах об уточнении границы, в которых отстаивал интересы России. Во время переговоров Тифонтай обманул своих соплеменников. В итоге те поставили пограничный столб не в том месте, и Россия получила значительную территорию под Хабаровском, которую Китай смог вернуть себе только через 119 лет.

В общем, перед Русско-японской войной Тифонтай освоил нехитрый бизнес: покупал у России первоклассный цемент, затем перепродавал японцам, взамен покупал низкокачественный, а разницу – клал себе в карман. В итоге к началу войны укрепления Порт-Артура так и не достроили. Тем не менее, крепость продержалась 157 дней. Историю с Тифонтаем, по отзывам современников, рассказывал на своих лекциях профессор Академии Генерального штаба – будущий легендарный генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, который участвовал в возведении порт-артурских укреплений еще поручиком. И вряд ли Тифонтай мог спокойно промышлять этим, не будь у него «охранной грамоты» от тех, кто по статсу стоял выше него. Точно так же, как это было в случае с поставками в армию негодного обмундирования и продовольствия, чему тоже предостаточно свидетельств.

Тем не менее, как пишет историк-публицист Александр Самсонов: «Несмотря на саботаж, предательство и серию тяжелых поражения (гибель адмирала Макарова, Цусимская катастрофа, сдача Порт-Артура), Русская армия не была разгромлена, что интересно, наоборот к лету 1905 года только вошла в полную силу. Россия наконец запустила вторую линию Транссибирской магистрали, войска, боеприпасы широким потоком пошли на Восток, была сосредоточена почти миллионная армия. Армия была готова наступать. План Куропаткина сработал, японская армия была истощена и не могла больше наступать, ее коммуникации растянуты. Если бы Русская армия начала крупное наступление, Япония получила, угрозу потери сухопутной армии и ей пришлось просить мира. К тому же Япония была банкротом, а у Российской империи были финансовые резервы продолжать войну (золотой запас). Но видя, что Япония на грани поражения, Запад в лице США, предложил посредничество в мирных переговорах. Николай пошел на них, 23 августа (5 сентября) 1905 года Витте подписал в американском городе Портсмут мирный договор». Все это и дает право считать участь России в Русско-японской войне победоносным поражением.

Последняя война империи

Казалось бы, ошибки Русско-японской войны должны были научить Николая II, как надо управлять оборонно-промышленным комплексом и снабжением армии. Не тут-то было: в Первую мировую войну (тогда ее называли просто Великой) все ошибки и преступления повторились чуть ли не до мелочей. Не штатский историк, а боевой генерал Антон Деникин вспоминал: «Великая трагедия русской армии — отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов… Одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжелой артиллерии, буквально срывавшей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечали — нечем».

Ситуацию со снабжением армии – и не только боеприпасами – надо было выправлять. И тогда царское правительство обратилось к заводчикам и фабрикантам, по которым потом либеральные постсоветские историки рыдали, как по невинным жертвам большевизма. Что делали эти будущие «невинные жертвы»? Как свидетельствует член тогдашнего Артиллерийского комитета Барсуков: «При первых же известиях о крайнем недостатке боевого снабжения на фронте и возможности вследствие этого «хорошо заработать» на предметах столь острой нужды русских промышленников охватил беспримерный ажиотаж. Именно 76-мм снаряд и был тем первым лакомым куском, на который оскалились зубы всех промышленных шакалов с единственной целью легкой наживы. К великому несчастью для России, у этих людей оказывалось подчас немало сильных покровителей. Под давлением крайне тяжелых обстоятельств, требовавших усиления артиллерийских заказов без всяких рассуждений, ГАУ (Главному артиллерийскому управлению – Д. О.) пришлось отступить от намеченной программы и заказывать снаряды не только совершенно ничтожным заводам, но иногда даже не заслуживающим доверия аферистам, обещавшим быстро оборудовать новые предприятия… Началась бешеная спекуляция на снарядах…».

В своей книге «Тайны русской артиллерии» публицист Алексей Широкорад подробно описал, как великий князь Сергей Михайлович на пару со своей любовницей – балериной (это уже какая-то патология «а-ля Романофф», нет?) Матильдой Кшесинской выступали агентами влияния французской пушечной фирмы Шнейдера. Деньги они, как признают и другие историки, отрабатывали исправно. Во-первых, орудия Шнейдера – это орудия битой армии. Но поскольку французы исправно «откатывали» великому князю Сергею Михайловичу, Россия отказалась от пушек фирмы «Круппа» из Германии – страны-победительницы Франции. Во-вторых, провалы при испытании шнейдеровских пушек «замазывали» в протоколах. В итоге к началу Первой мировой русская армия осталась без тяжелой артиллерии.

Справедливости ради, надо сказать, что с промышленниками, наживавшимися на военных поставках, бороться все же пытались. Начальник вышеупомянутого ГАУ генерал Маниковский начал было с ними круто разбираться, но его вызвал «на ковер» Николай II, и между ними состоялся весьма примечательный диалог:

Николай II: На вас жалуются, что вы стесняете самодеятельность общества при снабжении армии.

Маниковский: Ваше Величество, они и без того наживаются на поставке на 300%, а бывали случаи, что получали даже более 1000% барыша.

Николай II: Ну и пусть наживают, лишь бы не воровали.

Маниковский: Ваше Величество, но это хуже воровства, это открытый грабеж.

Николай II: Все-таки не нужно раздражать общественное мнение.

Комментарии здесь, что называется, излишни. Очевидно, что на военных поставках наживались все, кому не лень. А не лень было никому. Ювелир Фаберже хвастался, что никогда он не получал столько заказов, как во время войны. Позднее уже бывший великий князь Александр Михайлович (сам не дурак воровать) признавал: «Трон Романовых пал не под напором предтеч Советов или же юношей-бомбистов, но носителей аристократических фамилий и придворных, знати, банкиров, издателей, адвокатов, профессоров и других общественных деятелей, живших щедротами империи».

Подобные «художества» китайцы называли «грабить во время пожара». Ну а «Русская Правда» Ярослава Мудрого предписывала бросать в огонь тех, кто грабит на пожаре. Вот все эти люди, которые считали долгом чести нажиться на национальной трагедии, и сгорели в пожаре двух революций. И их нисколько не жалко, потому что в этом и заключалась высшая историческая справедливость. Нынешние имперцы могут сколько угодно лить слезы по России, которую они потеряли, но факты – вещь упрямая: страну, как возродить, так и уничтожить, способны только сами россияне.

Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан), специально для «Первого антикоррупционного СМИ»

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале