Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Экспертный форум: предприятия без опыта не смогут участвовать в госзакупках

22.04.2013 / 19:34

Совещание по экономическим вопросам в Сочи - фото: Михаил Климентьев / РИА НовостиВ Сочи прошла встреча президента Владимира Путина с главой Министерства экономического развития Андреем Белоусовым. Главной темой обсуждения стала коррупция в сфере государственного заказа. По словам министра, уже разработан комплекс мер, которые позволят исключить мошеннические схемы в тендерах.

Особое внимание Владимир Путин обратил на процедуру предквалификации компаний, которые собираются участвовать в аукционах. При помощи этой процедуры предприятия, которые неспособны выполнить заказ, будут заранее отсеяны. По словам Андрея Белоусова, программа будет работать по принципу фильтра. В итоге, к конкурсу будут допускаться только те компании, которые смогут подтвердить свой опыт, наличие специального оборудования и необходимых ресурсов. Процедура предквалификации – только одна из тех мер, которые прописаны в законе «О федеральной контрактной системе», вступающем в силу с 1 января 2014 года. Как отметил глава Минэкономразвития, «народ у нас талантливый и изобретательный. Изучим, как этот закон будет работать». Предквалификация вызвала дискуссию внутри экспертного сообщества. ПАСМИ поговорило с экспертами о плюсах и минусах подобной процедуры.

Сергей Альбицкий, аналитик: «Заранее отсекать компании, которые не имеют большого опыта в той или иной отрасли – это идет вразрез с конкуренцией. Получается, что компании, которая находится на стартапе, вход на рынок закрыт. Это, конечно, нехорошо. Что бы собой не представляла в конечном счете «предквалификация» — это будет административный барьер, и, как следствие, появление коррупционного механизма не заставит себя ждать. Если ограничиться только этой мерой, единственное что изменится — реальная цена «допущения к тендеру» возрастет. На мой взгляд, наиболее действенным способом борьбы с коррупцией в сфере госзаказа является обеспечение гласности проводимых торгов, а также введение «реестра недобросовестных поставщиков» (по примеру ФАС)».

Георгий СухадольскийГеоргий Сухадольский, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок: «Мое мнение – эта процедура целесообразна. Так как в госзаказах участвуют, как правило, два вида компаний: известные, имеющие опыт на рынке и компании однодневки. Та компания, у которой есть репутация на рынке, когда заказчик предложит поучаствовать в мошеннической схеме, задумается: нужно ли ей рисковать той репутацией, которая была заработана за многие годы? «Однодневка» же такими проблемами не страдает, ей все равно каким способом можно заработать. Она может вступить в сговор с заказчиком, оставить ему откат и самой заработать, при этом сам заказ не выполняя. Что же касается компаний на стартапе, у них, как правило, просто нет возможности участвовать в аукционах. Если же компания сама по себе молодая, в этом случае может учитываться опыт участников команды этой компании».

Марина БарабановаМарина Барабанова, адвокат, специализируется на экономических преступлениях: «На самом деле, ничего плохого в этом нет. На сегодняшний день компании, не обладающие необходимыми ресурсами для исполнения госзаказов, просто не участвуют в тендерах. Но я могу с уверенностью сказать, что обойти этот запрет не составит труда. Есть стандартная схема того, как это происходит: компания, обладающая лицензией на определенный вид деятельности, вступает в сговор со второй компанией, которая этим правом не обладает. Первая компания в тендере выступает в качестве генподрядчика, вторая же компания в это время выполняет все работы или же поручает их субподрядчику. Каждая компания при этом получает свои комиссионные. Так что этим запретом будет довольно сложно бороться с коррупцией. На мой взгляд, более реальный способ – это отслеживать цены. К примеру, на своей практике я часто сталкивалась с коррупцией при поставках медоборудования. Хотя любую мошенническую схему можно пресечь при помощи обычной логистики: проследить начальную стоимость и прибавить к этому стоимость перевозки. Тогда уже можно установить потолочную сумму на госзаказ. При этом цена, по которой покупают это оборудование медицинские учреждения, выше в два раза, а то и в десять раз начальной стоимости. Сегодня конкурсная документация подготовлена коррумпированными чиновниками так, что под описание госзаказа подходит только одна определенная компания и один единственный поставщик, который может диктовать какую угодно цену. А ведь цена потому и больше в десятки раз, потому что нужно платить откаты».

Аида Дисинбаева

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале