Заплати налоги и живи спокойно. Правительство может объявить налоговую амнистию
В ходе форума «Россия 2013» первый вице-премьер Игорь Шувалов, отвечая на вопрос главы Сбербанка Германа Грефа, заявил, что российское правительство готово обсудить возможность повторной налоговой амнистии. Однако инициатива должна идти непосредственно со стороны банковского сообщества.
В ходе беседы Герман Греф упомянул сложившуюся ситуацию на Кипре и предположил, что, возможно, наступил момент «еще раз попробовать амнистировать капитал». Напомним, что ранее в России уже был подобный опыт в 2007 году. Закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» позволял до 31 декабря 2007 года уплатить 13% от незадекларированных доходов, полученных до 2006 года. Как отметил сам вице-премьер, прошлая амнистия не принесла видимых результатов.
Налоговая амнистия – это взаимовыгодный обмен между налогоплательщиком и государством. Погашение просроченных задолженностей в этом случае отменяет наказание за прошлые «грехи». Предприниматель или другая категория лиц, рассчитавшись по старым долгам, может начать свою жизнь с чистого правового листа, без опасений, что за ним «придут». Однако, существуют и минусы: платить все-таки придется, а налоговики поставят тебя «на заметку». Между тем, «амнистии капиталов» всегда что-то предшествует. В этом случае, по мнению экспертного сообщества, таким предшественником выступил кипрский кризис.
Олег Григорьев экономист, научный руководитель проекта «Неоэкономика»: «Нужно понимать, что эта налоговая амнистия связана исключительно с ситуацией на Кипре. Люди, которые хранят деньги на Кипре, очень обеспокоены и рыщут сейчас по всему миру, куда их можно «пристроить». Впрочем, это становится все тяжелее и тяжелее из-за того, что охоту на оффшоры начали многие развитые государства. И в этой ситуации такое предложение выглядит для них решением части проблем»
Однако предыдущий опыт подсказывает, что это предложение выглядит выгодным только на поверхности. По словам экспертов, для того, чтобы амнистия окончилась мало-мальски успешно, она должна быть одноразовой (первая амнистия проходила пять лет назад). Более того, она должна сочетаться с реальной угрозой наказания в случае дальнейшего сокрытия доходов. Между тем, заложенную в подсознание мысль «простили один раз, простят и другой», выгнать из голов российского человека практически невозможно. Надежда на следующее «всепрощение» государства будет теплиться, а мысль о том, что выгоднее доходы скрывать, еще прочнее уживется в нашем подсознании.
Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы: «Мне кажется, что налоговая амнистия может быть полезной мерой, но только в контексте чего-то. Сама по себе амнистия не может дать какого-то положительного результата, она обязательно должна быть элементом налоговой реформы, которая облегчит отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами»
На том же форуме «Россия 2013» Игорь Шувалов заявил, что Государственная Дума исследовала опыт других стран амнистирования капиталов, в их числе Казахстан, Италия и Китай. Результаты исследования показали, что легализация капиталов не бывает удачной, если она проводится один раз. «Это один, два, три раза», – говорит Игорь Шувалов. В действительности, амнистия за редким исключением приносит ожидаемый результат. Классический пример успешной амнистии – это налоговая амнистия в Ирландии 1988 года. В тот год удалось собрать средства, которые составили 2,5 % ВВП страны, что покрыло бюджетный дефицит того года. В Индии же амнистия проводится практически каждые десять лет, при том, что традиции уплаты налогов там практически отсутствует. Это существенно снижает эффективность таких мер, потому что теперь налогоплательщик просто ждет следующей амнистии, и сбор налогов происходит, грубо говоря, раз в десять лет. По всей видимости, подобный опыт, по мнению господина Шувалова, и есть успех.
Павел Медведев, советник Председателя Центробанка: «Мне кажется, это крик отчаяния, что, в принципе, является традиционным поведением советского человека, который всегда искал под фонарем, хотя точно знал, что потерял за углом. Абсолютно точно известно, что потеряно, абсолютно точно известно, почему деньги и бизнес уходят за границу. Но нет: давайте мы проведем амнистию. По-моему, совершенно бессмысленное предложение. И, между тем, мы перешли в разговорную фазу: существенные вещи делать не хочется, а галочки ставить нужно. Тоже, кстати, по-советски».
Аида Дисинбаева
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале