Рекламщики надеются на ФАС
«Первому антикоррупционному СМИ» стало известно, что «ОПОРА России», «Деловая Россия» и «Рекламная гильдия» при Московской Торогово-промышленной палате подготовило письмо на имя мэра столицы Сергея Собянина. В письме сообщается, что в настоящее время идет грубый передел московского рынка наружной рекламы. Пока дальнейшая судьба этого письма не известна. Однако уже сам факт его существования говорит о том, что назревает серьезный конфликт.
Департамент СМИ и рекламы города Москвы во главе с Владимиром Черниковым объявил «войну» незаконным рекламным конструкциям. Параллельно запущены судебные разбирательства по поводу дебиторской задолженности рекламщиков. В суде сейчас находится более 300 исков, большинство из которых Департамент уже проиграл. Но, несмотря на это, дебиторская задолженность уменьшилась в три раза. «И мы продолжим судиться с операторами, поскольку хотим полностью расчистить эти завалы, разобраться до последнего рубля», — заявляет Черников.
Александр Голованов, представитель московского областного отделения «ОПОРА России»:
«Поскольку никаких нормальных договоров нет, то они просто подняли договора с истекшим сроком годности и пытались получить оплату с того, чего уже давным-давно не существует. Поэтому суды они и проигрывают»
Дело в том, что к 1 июля 2013 года заканчивается действие 95% арендных договоров между операторами и государством. Но уже сейчас вся рекламная деятельность Москвы строится на основании документов, срок действия которых уже давно истек, так как в течении долгого времени не проводились торги, также как и не заключались договора. Между тем, департамент придумывает все новые и новые механизмы, новые правила размещения информационных конструкций. К примеру, в конце прошлого года некоторым столичным районам предлагалось в добровольном порядке оформить свои носители в соответствии с новыми правилами. В частности, это зональное размещение рекламы в Москве по форматам, вывод крупногабаритных рекламоносителей из центра города, запрет трансляции видеорекламы, создание единой базы носителей, установленных в городе, увеличение сроков аренды до 15 лет. Однако, судя по тому, что к лету число просроченных договоров неумолимо движется к ста процентам, такой возможностью практически никто не воспользовался.
Тем временем, город продолжает «очищаться» от рекламы. В этом году планируется демонтировать 18 тысяч незаконных рекламных конструкций. В районе Кремля и вовсе уже почти не осталось крупных информационных носителей. Последним была большая надпись «Samsung», которая находилась на здании Российской государственной библиотеки. Однако демонтажу подвергаются не только незаконные конструкции, но и вполне себе легитимные. Дело в том, что еще в октябре прошлого года вышло постановление пленума Высшего Арбитражного суда, где было разъяснено, что конструкции, на которые когда-либо были выданы разрешения, могут быть демонтированы исключительно на основании решения суда. «Москва не озадачилась ходьбой по судам, наверное, понимает, что для них это откровенно проигрышное дело, — говорит Голованов. — Я думаю, терпение предпринимателей в итоге закончится и Москву ждут сотни судебных исков». Как отмечает эксперт, при этом, все эти судебные тяжбы могут и не принести реальных результатов. Предприниматель, представитель малого бизнеса, сам по себе, естественно, ничего сделать не может, в итоге оказываясь на обочине.
Департамент все еще разрабатывает схему размещения конструкций и проведения аукционов. Предположительно, окончательная ее версия появится в мае, тогда же и начнутся проводится торги. На этом фоне, по сведениям ПАСМИ, все медианосители распределят по лотам, в количестве 1000 носителей в одном лоте. Стоит отметить, что число лотов также будет ограничено – их будет не более семи-восьми. «Уже в самом таком делении на лоты содержится некое «антиконкурентное намерение»», — считает Голованов.
Александр Голованов: «В Москве сейчас работает больше 200 компаний, каждая из которых имеет какое-то количество конструкций, и большая часть из них — небольшие рекламные агентства. Если в аукционе будет представлено всего 6-8 лотов еще и по тысяче штук в каждом…все эти 200 компаний останутся за бортом. Это передел рынка!»
Конечно же, в таких условиях говорить о конкуренции не приходится. Но не стоит забывать и про стоимость каждого лота. По мнению экспертов, стартовая цена будет не менее 50 миллионов рублей, которая, в конечном итоге, может увеличиться в десятки раз. А ведь малый и средний бизнес редко когда может позволить себе такие суммы, и в конечном итоге будет вытеснен. «Крупнейшие компании, которые работают на рынке внешней рекламы, — рассказывает Голованов, — так или иначе имеют иностранный капитал. Кредит им выдается под десять, а то и меньше процентов годовых. Тем временем, любой оператор, работающий на этом рынке в Москве, обращается, допустим, в «Сбербанк» и просит кредит в 1 миллиард рублей для того, чтобы выиграть в торгах, но он все равно проигрывает. Потому что «Сбербанк» не даст ему кредит, а если и даст, то под 28% годовых. Условия не равны».
Одновременно вносятся поправки в Федеральный закон «О рекламе», которые акцентируют внимание на необходимости ограничить монополию на рынке наружной рекламы у крупных компаний. Когда этот закон вступит в силу, владельцы среднего и малого бизнеса должны получить не менее 60% всех рекламных площадей и конструкций. Небольшие фирмы получают еще одну привилегию — она дает возможность на продление или заключение нового договора на установку конструкции и ее эксплуатацию на еще один срок. Разделение площадей должно будет проходить через конкурсы. Тем временем, воплощаются в жизнь скорее планы Черникова, чем законотворцев. К примеру, в Казани в конце прошлого года проходили электронные торги за право размещение рекламных конструкций. В ответ на все нововведения, вместо рыночной конкуренции и умеренных цен, осталось четыре оператора, сотни разорившихся компаний и цены, подскочившие в 2 – 2,5 раза. «Москва уже обозначила свою позицию по этим вопросам, — говорит Голованов, — Еще начиная с момента, когда они проводили торги по рекламе в метро. Была попытка разделить весь рынок на четыре лота, однако, тогда этому воспротивилось московское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС)».
Александр Голованов: «У нас есть достаточно зубастый правоохранительный орган: ФАС. Вся надежда на них, потому что в противном случае участники рынка ничего не могут противопоставить чиновнику, который своими противоправными действиями решил переделить рынок».
В ФАС ПАСМИ не смогли дать оперативный комментарий по данному вопросу, предложив написать запрос.
Аида Дисинбаева
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале