Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

«Вор должен сидеть в тюрьме» — белорусские методы борьбы с коррупцией

27.03.2013 / 18:54

Закрытый процесс по делу бывшего заместителя министра МВД Белоруссии Евгения Полудня завершился приговором к трем с половиной годам заключения и лишению всего имущества. Решение было оглашено в Белорусском военном суде 25 марта. Таким образом, следственные мероприятия в отношении экс-высокого чиновника продлились около полутора лет.

Евгения Полудня арестовали еще в конце 2011 года, при этом официальная причина задержания до сих пор не сообщается. Осудили же Полудня по трем статьям, в том числе и по получению взятки. Следственный комитет Белоруссии заявил о том, что им приходилось обращаться в правоохранительные органы России и Германии из-за того, что многих свидетелей просто не было в стране. Весь процесс проходил за закрытыми дверями и это, конечно же, породило множество вопросов и теорий. К примеру, по словам политолога и экономиста Дмитрия Болкунца, в правоохранительных органах существует негласная система, между собой ее называют система «палочек». Есть некий план по раскрытию тех или иных преступлений и для нужной цифры, по словам эксперта, вполне могут посадить и чиновника. Кроме того, существует также квота и для высокопоставленных лиц. Эксперт также не исключает так называемое межведомственное противостояние.

Юрий Шевцов, политолог, директор Центра по проблемам европейской интеграции, Белоруссия: «Скорее всего, тут дело не в коррупции, а в борьбе спецслужб или иных придворных моментах. Но надо иметь в виду, что это может быть как чей-то информационный слив, так и попытка вбить клин между силовыми ведомствами».

 

Случай Евгения Полудня назвать прецедентом никак нельзя. В Белоруссии не раз на скамье подсудимых оказывались высокопоставленные лица. Как правило, это связано с потерей доверия президента Белоруссии, с «невыгодными» высказываниями по телевидению и т.д. К примеру, в 11 февраля этого года к 14 годам лишения свободы был приговорен бывший заместитель председатель Минского городского исполнительного комитета Игорь Васильев. По версии следствия, экс-чиновник вымогал у чешских инвесторов взятку в 500 тысяч долларов. По этому поводу высказался на своей страничке в Интернете известный белорусский блоггер Евгений Липкович.

Евгений Липкович: «Это все ерунда и показуха в стиле, что «мы не спим, ловим кого-то». А в целом у нас системная коррупция. Расценки взяток известны практически всему городу. И никто не боится брать».

 

 

Еще один громкий коррупционный скандал в Белоруссии произошел в 2010 году, когда сотрудники КГБ арестовали бывшего главного финансового следователя Белоруссии Дмитрия Адамовича. Раннее он возглавлял одно из управлений Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля. Обвинили его по «стандартному набору»: злоупотребление, превышение полномочий, взяточничество. Кроме того,по делу главного финансового следователя в качестве обвиняемых проходило еще шесть человек, среди них есть, как чиновники, так и директора компаний. Дмитрия Адамовича суд приговорил к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества. Примечательно, что, как правило, такие процессы проходят в закрытом режиме. А бывает и совсем по-другому. К примеру, нынешний глава наблюдательного совета белорусско-российского холдинга БелРосАвто Александр Боровский. В 2007 году, еще будучи главой концерна «Белнефтехим», он был задержан сотрудниками КГБ по подозрению в хищении и злоупотреблении должностным положением. Год спустя Боровский был осужден на пять лет лишения свободы, а также на три года лишен права занимать руководящие должности. Через полгода Боровский был освобожден по указу президента. Александр Лукашенко его помиловал, а затем назначил генеральным директором «МАЗа».

Дмитрий Болкунец, политолог, экономист: «От смены высокопоставленных белорусских чиновников сумма не меняется. Системный и авторитарный режим в стране не меняется, а потому какие бы чиновники не приходили бы, как бы лояльно они бы не относились к Александру Лукашенко – это их никак не застраховывает от тюрьмы».

 

В современной российской истории таких случаев не было. Вообще министры, главы госкомпаний и другие высокопоставленные чиновники редко оказываются на скамье подсудимых. Такое можно встретить разве что в регионах. К примеру, к шести годам лишения свободы был приговорен экс-министр экономразвития Оренбургской области Андрей Ефремов, которого раннее обвинили в хищении бюджетных средств. А бывшего министра сельского хозяйства Пензенской области Марата Фаизова приговорили к 7,5 годам колонии, но уже за взятку. На федеральном уровне коррупционные скандалы пока до реальных сроков не доходили. Напомним, что экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков в нашумевшем коррупционном деле «Оборонсервиса» все еще фигурирует как свидетель, также как и экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник в деле «Росагролизинга».

Юрий Падалко, юрист: «С точки зрения информационной закрытости правоохранительной системы: Белоруссии минус, а России — плюс. Потому что в нашей стране, какой бы пост не занимал бы осужденный, состав преступлений всегда предается огласки, хотя бы в пресс-релизах. А вот с точки зрения подсудности и равноправности всех перед судом и законом, по статье 19 Российской Конституции, нашей стране минус. Потому что, насколько я помню, российские чиновники такого уровня на скамье подсудимых не оказывались».

Аида Дисинбаева

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале