Сигнал о пожаре в детской больнице затерялся в недобросовестной конкуренции
В июне 2012 г. ООО «Безопасность» выиграло тендер на осуществление работ по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации на объектах Муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская больница» г. Волгодонск Ростовской области. На основании результатов тендера 26.06.12г. был заключен договор № 155 между ООО «Безопасность» и МУЗ «Детская городская больница». По договору предприятие осуществляло заявленные работы, а больница оплачивала их.
Казалось бы, ничего особенного не происходит, тендеры и договоры не являются чем-то необычным. Но есть один нюанс в этой истории. Детская больница отказалась оплачивать услуги ООО «Безопасность» так как сигнал о пожаре не проходил на пульт централизованного наблюдения ГУ «71 пожарная часть ФПС по РО». Свои обязанности по договору предприятие выполняло в полном объеме, и сбоев не должно было быть, о чем свидетельствуют акты комиссии, состоявшей из представителей ООО «Безопасность» и руководства детской больницы.
Для начала надо прояснить ситуацию с пожарными сигнализациями и МЧС России.
Протокол заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 26.06. 2008г. в п. 3 определил выводить сигнал о пожаре с объектов социальной сферы на пульт «01». Механизма же реализации прописано не было.
Приблизительно в это время на территории Ростовской области начинают работать фирмы, которые предлагают услуги по реализации, монтажу и обслуживанию пожарных сигнализаций «ОКО». Администрацией Ростовской области были выделены средства на оснащение этими сигнализациями социальных объектов области.
Самое активное участие в работе по оснащению сигнализациями социальных объектов приняли 3 одноименных компании ООО «Стройэлектробыт», расположенных в разных районах Ростовской области, генеральный директор одной из них Дронов С.Б. и ООО «Системы пожарной безопасности» генеральный директор и учредитель Ростовского филиала Пустовой С.Н.
Сайт ФНС РФ подтверждает данными из ЕГРЮЛ о том, что эти фирмы были зарегистрированы на территории Ростовской, причем некоторые из них именно в 2008г.
Сопоставляя даты регистрации предприятий из интерактивной базы ИФНС с датой протокола Правительственной комиссии, можно позавидовать прозорливости бизнесменов из Ростова-на-Дону. Любой предприниматель знает, что оказавшись в нужное время и в нужном месте можно хорошо заработать.
Об этом хорошо знали руководители этих компаний, являющиеся по совместительству бывшими сотрудниками МЧС. Инициатором активности бизнесменов, предположительно, можно назвать Шкареду Виктора Борисовича, который с 2003г. являлся руководителем ГУ МЧС России по Ростовской области.
2009 год ознаменовался страшными пожарами в республике Коми и Пермском крае.
Мы все помним ужасный пожар в республике Коми, Подъельске 31.01.09г. В огне горящего дома ветеранов погибло 23 пожилых человека. Были выявлены вопиющие нарушения, установлены виновные чиновники, которым по окончании следствия суд в 2012г. назначил условные сроки.
Это происшествие явилось страшным подтверждением необходимости сигнализаций, о которых говорилось в решении правительственной комиссии. После этой трагедии была проведена рабочая встреча, на которой С.К. Шойгу как глава МЧС России в те годы, заявил о том, что все объекты социальной сферы переведут на новый вид сигнализации. По словам тогдашнего главы МЧС России, — «новая сигнализация позволит сократить время реагирования в 4 раза».
И тут новая беда: Пермь, 5 декабря 2009 г. — пожар в клубе «Хромая лошадь» в ночь с пятницы на субботу. В клубе на 50 человек собралось около 300 человек. Грубейшие нарушения требований пожарной безопасности повлекли гибель сначала 111 человек, позже от ожегов умирает ещё 45 человек. Итог: 234 человека пострадало, включая156 человек погибших.15 детей стали круглыми сиротами, ещё 44 потеряли одного из родителей. Правительство Пермского края сложило с себя полномочия в полном составе.
Приказом МЧС России № 743 от 28.12.09г. для реализации передачи сигнала на 01 был принят на снабжение программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг», производимый ЗАО «Аргус-Спектр» г. Санкт-Петербург. В новостях по центральным телеканалам С.К. Шойгу демонстрировал возможности сигнализации «Стрелец-Мониторинг» Путину В.В. В результате принятых решений по России повсеместно началась и продолжается установка продукции ЗАО «Аргус-Спектр».
Можно предположить, что к тому моменту как С.К. Шойгу официально представил продукцию ЗАО «Аргус-Спектр», в Ростовской области на части социальных объектов уже стояли сигнализации «ОКО». Это значит, что деньги из бюджета были израсходованы. И очень вероятно, что средства эти осели на счетах предприимчивых обществ, описанных выше, до того как МЧС России своим приказом обозначило конкретную сигнализацию.
Что именно происходило в Ростовской области с установкой пожарных сигнализаций приблизительно можно описать пользуясь решением по делу 1 16/114-10 Федеральной антимонопольной службы РФ. Решение находится в открытом доступе на официальном сайте ФАС РФ. В достоверности документа сомневаться не приходится.
Исходя из текста решения УФАС стало известно, что ИП Кулинич В.В. подал жалобу «о незаконности действий ГУ «71 пожарная часть ФПС по РО» (г. Пролетарск), ООО «Стройэлектробыт» — 1 и РОО Администрации Пролетарского района Ростовской области, в которых сообщалось об ограничении конкуренции в результате сговора между указанными лицами в отношении заявителя при выполнении им работ по монтажу, подключению оборудования пожарной сигнализации с выводом радиосигнала к пульту, установленному в ГУ «71 пожарная часть ФПС по РО» для передачи радиосигнала…» после этой жалобы УФАС по Ростовской области возбудило дело по признакам нарушения п. 4 ст 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в качестве ответчика было привлечено ГУ МЧС России по Ростовской области.
Известно, что ИП Кулинич В.В. был победителем запроса котировок Администрацией Пролетарского района Ростовской области и деятельность свою по монтажу сигнализаций осуществлял на основании муниципальных контрактов.
Далее выяснилось, что в 2007-2011г.г. В Ростовской области сложилась практика, при которой пульты централизованного наблюдения находились в собственности ООО «Стройэлектробыт» — 1;2, а договоры с этими предприятиями заключались по прямому указанию генерал-майора В.Б. Шкареды — руководителя МЧС по Ростовской области. И договоры эти были заключены, цитата решения ФАС: «в нарушение положений законодательства и методических документов МЧС России о пожарной безопасности.»
Когда же ИП Кулинич В.В. пытался осуществлять свои обязанности по муниципальным контрактам, то сталкивался с препятствием в виде уже установленной ООО «Стройэлектробыт» техникой, которая так же являлась собственностью этой фирмы. Когда ИП Кулинич В.В. попытался получить доступ к установленной аппаратуре, ему предложили получить письменное разрешение от В.Б. Шкареды — главного МЧСника Ростовской области, либо договариваться с ООО «Стройэлектробыт» и проводить работы на возмездной основе. По документу ФАС известно, что В.Б. Шкареда называл установленные сигнализации не иначе как «мои».
И помимо ИП Кулинич В.В. в решении ФАС упоминается некое ООО «Форвард», которое так же столкнулось с деятельностью ООО «Стройэлектробыт» и обратилось в Ростовское УФАС с жалобой. Из жалобы известно, что вывод радиосигнала возможен путем заключения договора с ООО «Стройэлектробыт», либо путем приобретения оборудования у той же конторы.
Известно, что приемно-контрольный прибор «ОКО» устанавливался практически повсеместно вплоть до моргов и пищеблоков. А цена на этот прибор «ОКО» колеблется от 40 000 до 90 000 т.р. В распоряжении ПАСМИ есть документ, из которого известно, что ООО «Системы пожарной безопасности» за установку приемно-контрольный прибор «ОКО» в МОУ ДОБ № 1 г. Батайска, а точнее — в муниципальном детском саду, по данным договора от 26.12.11г. оценило в 99 950 руб.
В то время как ЗАО «Аргус-Спектр» предлагало в 2011г. свою продукцию: объектовая станция — 15 679,84 руб; прибор приемно-контрольный охранно-пожарный 6 951,38 руб. Официальный дилер Петербургского предприятия ООО «Донская служба мониторинга» в июле 2012г. предлагала монтаж этих блоков за 45800 руб. — в 2 с лишним раза дороже самой сигнальной системы. ООО «ДСМ» предположительно имеет отношение к «сети» с участием ООО «Стройэлектробыт».
Дело в том, что УФАС по ростовской области прекратило дело: «не было выявлено ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок». Все разбирательства были прекращены.
Единичные случаи, послужившие проведением проверок, благодаря сознательности предпринимателей, не желающих действовать себе в убыток и терпеть нарушения законодательства, видимо, должны иметь массовый характер, чтобы «злоумышленники» понесли наказание.
В апреле 2012г. руководитель ГУ МЧС России по Ростовской области генерал-майор Шкареда В.Б. после ряда проверок со стороны центрального аппарата МЧС был уволен указом Президента РФ Д.А. Медведева и ушел на пенсию. Место руководителя ГУ МЧС России по Ростовской области сейчас занимает бывший 1 заместитель В.Б. Шкареды — Синьков Валерий Геннадьевич, в качестве исполняющего обязанности.
Смена руководства ГУ МЧС по Ростовской области никак не повлияла на ситуацию, все осталось на своих местах. Это подтверждается историей, с которой столкнулось ООО «Безопасность», с которого началось повествование.
Ранее уже описывались проблемы, с которыми столкнулось ООО «Безопасность», выполняя муниципальный договор с МУЗ «Детская городская больница» г. Волгодонск. Продолжая рассказ надо отметить, что до того как ООО «Безопасность» выиграло тендер, обслуживанием сигнализации занималось ООО «Пожстройсервис».
Далее руководство ООО «Безопасность» выяснило после переписки с руководителем «1 отряд ФПС по Ростовской области» Забудько Юрием Ивановичем, что собственником установленного в пожарной части пульта, на который не поступает сигнал, является то самое ООО «Стройэлектробыт».
Эта информация была доведена до ГУ МЧС России по Ростовской области. На что временно исполняющий обязанности руководителя областного МЧС В.Г. Синьков в письме сообщил, о том, что Между ООО «Стройэлектросбыт» и ФГКУ «1 отряд ФПС по Ростовской области» подписан договор безвозмездного пользования системой пожарного мониторинга, а между ООО «Стройэлектросбыт» и ООО «Пожстройсервис» заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействия и то, что рассматриваемое оборудование
«является собственностью сторонних организаций, главное управление не имеет полномочий по решению вопросов как финансового, так и иного характера, в отношении данного оборудования».
Исполняющий обязанности руководителя областного МЧС В.Г. Синьков подверждает информацию от начальника «1 отряд ФПС по Ростовской области» Ю.И. Забудько, значит проблемы надо решать с ООО «Стройэлектросбыт» либо ООО «Пожстройсервис». Руководство ООО «Безопасность» отправило письмо в адрес ООО «Стройэлектросбыт», но адресат отказался оказывать какое-либо содействие.
ООО «Безопасность» предложило ФГКУ «1 отряд ФПС по Ростовской области» дополнительно установить оборудование «Стрелец-Мониторинг» для решения проблем с сигналом, но на это предложение был письменный отказ, мотивированный тем, что один пульт уже есть и второй ставить не нужно.
После ряда попыток как-то сдвинуть ситуацию с места, проявляет инициативу главный врач МУЗ «Детская городская больница» Бурыкина О.В. Она организовывает совещание в своем кабинете с участием руководителей ООО «Безопасность» и ООО «Пожстройсервис», где компании, выигравшей тендер, предлагают заключить договор «по вопросам прохождения сигнала».
Значит, ООО «Стройэлектробыт» установил свои пульты централизованного наблюдения на объектах пожарной службы и соответственно является собственником аппаратуры, переданной в безвозмездное пользование пожарникам. Но не смотря на безвозмездное пользование, пожарники не могут им распоряжаться, так как это не их собственность. А вот ООО «Пожстройсервис» может вот так запросто прийти и отключить пульт наблюдения, так как у этого ООО договор о сотрудничестве с ООО «Стройэлектробыт». А потом, практически вынудить ООО «Безопасность» ежемесячно платить за то, чтобы общество могло добросовестно работать по контракту с МУЗ «Детская городская больница».
Из сметы от ООО «Пожстройсервис» цена вопроса — 3600 руб. в месяц. Это в общей сложности 18000 руб. с 5 объектов, входящих в состав детской больницы. Вероятно, есть фирмы, не пошедшие путем ИП Кулинич В.В. или ООО «Безопасность», которые молчаливо платят этот «налог», заключив договор «по вопросам прохождения сигнала».
В общем, все прямые пути, минующие третьих лиц, при выполнении своих обязательств ООО «Безопасность» по договору с МУЗ «Детская городская больница», который компания честно выиграла по тендеру — отрезаны ООО «Стройэлектробыт» и ООО «Пожстройсервис» предположительно, при поддержке ФГКУ «1 отряд ФПС по Ростовской области» под неусыпным оком ГУ МЧС России по Ростовской области.
Кстати, факт уже установленных ООО «Стройэлектробыт» пультов централизованного наблюдения в ФПС позволял этому обществу устанавливать на социальных объектах Ростовской области приемно контрольные приборы за те цены, которые посчитает приемлемым.
Руководство ООО «Безопасность» обратилось в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД России «Волгодонское». По заявлению была проведена проверка. Из уведомления об отказе в возбуждении уголовного дело известно, что решение является промежуточным, в связи с тем, что «по обстоятельствам проверки не получен ряд ответов, не опрошены заинтересованные лица.»
Из проведенной проверки стало известно:
«Своими действиями начальник ФГКУ «1 отряд ФПС по Ростовской области» нарушает ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции»»; «начальник ФГКУ «1 отряд ФПС по Ростовской области» в нарушение законодательства РФ, в частности п. 3 ст. 15 «О защите конкуренции», фактически передал часть своих прав и функций хозяйствующим субъектам (ООО «Стройэлектробыт», ООО «Пожстройсервис»), поскольку возможность подключить объект к системе мониторинга ставится в зависимость от решения собственника переданного оборудования»
и в окончании чтения документа:
«Срок рассмотрения материала для принятия решения истек, а по материалу не приобщены необходимые документы, не опрошен ряд лиц, в связи с чем, объективное решение принять невозможно…».
Не смотря на то, что МВД Волгодонска отказалось возбудить уголовное дело, текст постановления раскрывает очевидные нарушения федерального закона. Каким бы не был в итоге смысл документа, факты в нем зафиксированы официально. И нет сомнений в том, что нарушение закона присутствует.
Учитывая, что были отказы как со стороны полиции, так и со стороны ФАС РФ, описанные выше нарушения законодательства никак не устранены и не остановлены. Все эти организации продолжают свою деятельность, нарушая федеральный закон «О защите конкуренции». Мало того, эта незаконная деятельность предположительно будет развиваться и вероятно, будет охвачен сегмент обслуживания пожарной сигнализации в целом, а не только вывод сигнала, что описывалось выше. И все это за счет денег налогоплательщиков.
В документе ФАС РФ показано, что деятельность фирм в некоторой степени курировал руководитель ГУ МЧС России по Ростовской области Шкареда В.Б. Можно предположить, что и сейчас это курирование продолжается, только вот кем, если генерал-майор на пенсии?
Сначала бюджетные деньги ушли на одни работы по установке приемно-контрольных приборов на социальных объектах, которые были вынуждены устанавливать оборудование «ОКО» по завышенным ценам. Сейчас средства уходят на обслуживание этих приборов и опять надо платить за вывод сигнала на пульт централизованного наблюдения в ФПС.
Получается, что работы превращены в замкнутый круг и продолжают приносить доход субъектам, нарушающим федеральный закон. Выясняется, что некое ООО просто так может взять и отключить прием сигнала, чтобы вынудить платить другое ООО и все это на глазах ГУ МЧС России по Ростовской области, УФАС области и МВД.
Добавим, что в целях оптимизации траты бюджетных средств, администрации г. Таганрог и г. Новочеркасск, Ростовской области пошли простым путем: победитель тендера ставит свои блоки и сам их обслуживает, если в следующих котировках выиграет иное юридическое лицо, то оно либо ставит свои, либо выкупает имеющиеся у предыдущих исполнителей. Вариант не идеальный, но все в рамках закона.
Надо отметить, что нарушение конкуренции это лишь верхушка айсберга. И это нарушение выливается в самую банальную корысть и спекуляции на фундаменте из социальных объектов и пожарной безопасности оных. Самое неприятное, что заложниками всех этих дележей и стяжательств являются те же самые школы, больницы, интернаты и так далее. В частности, в истории с ООО «Безопасность» речь шла о детской городской больнице г. Волгодонска.
На сегодняшний день описываемая ситуация в Ростовской области остается без изменений.
Андрей Неижко
Читайте также:
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале