12.03.2013 / 17:11

Авиапочта замедленного действия

Рынок авиаперевозок почты уже третий год регулярно оказывается в центре скандалов из-за нарушения сроков доставки. В ходе расследования «Первое антикоррупционное СМИ» выяснило, что под видом наведения порядка руководство Главного центра магистральных перевозок почты – филиал ФГУП «Почта России» (ГЦМПП) организовало передел рынка.

Разорвав отношения с победителями последнего тендера, команда генерального директора ГЦМПП Владимира Кима заключила в обход тендера договоры с другими перевозчиками. Вместо порядка «Почта России» получила увеличение расходов на авиаперевозки при увеличении сроков доставки и кулуарные обвинения в коррупции. В свою очередь, тарифы и сроки – главные целевые показатели реформирования и акционирования «Почты России», в которые планируется вложить почти 500 млрд рублей.

Почта – «наше Все», Или невеста на собаках

Расследование нарушений на рынке авиаперевозок почты оказалось на редкость длительным, что косвенно говорит о сложности переплетений интересов бизнеса, самой Почты, Минкомсвязи и даже правительства. И неудивительно, потому что речь идет все-таки о САМОЙ «Почте России», а это:

— Самый крупный в стране оператор почтовой связи, услугами которого пользуются все граждане страны.
— Самое крупное федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) страны с оборотом почти в сто миллиардов рублей, с ежегодными дотациями из бюджета в десятки миллиардов рублей.
— Самые большие убытки при оказании социальных услуг. По данным самой «Почты России», из более чем 63 млрд рублей убытков, возникших при доставках почты, предоставления доступа в интернет, распространения периодики и доставки пенсий, государство за четыре года компенсировало всего 28 млрд.
— Крупнейший имущественный комплексе в 42 тысячи объектов.
— Крупнейший работодатель страны, кормящий 380 тысяч семей (более миллиона человек, что сравнимо с населением региона).
— Самая дорогая «невеста на выданье». По одному из сценариев развития, до 2023 года на реформирование «Почты России» потребуется до 500 млрд рублей вложений из госбюджета. На такое «приданное» перед акционированием и последующей «свадьбой» — приватизацией активов «Почты России» — скинемся все мы, граждане России. Так что и нас тоже крайне интересует, насколько наша «невеста» вменяема, и не разбазарит ли она свое приданное.

почта в картинках

Можно еще долго перечислять уникальность и грандиозность разных экономических и юридических аспектов, но главным все равно остается интерес общественный. Если для образованной России «Наше Все» — это Пушкин, то для каждого гражданина страны «Все» – это все-таки Почта. Мы знакомимся с ней почти с пробуждением сознания и неразрывно живем до глубокой старости. В России есть десятки тысяч населенных пунктов, где почтовое отделение – единственное воплощение государства: конторы местного самоуправления нет, а отделение почты – есть. На войне, поднимаясь из праха после сражений и завидев почтальона, солдаты понимали: значит, война не проиграна, государство еще есть.

Но если в представлении каждого россиянина рядовой почтальон – это свой в доску милый Печкин, то сама «Почта России» – это скорее некий гигантский неповоротливый монстр – с вечно облупленными стенами, очередями и стойким запахом древности. Одним словом, в коллективном сознании россиян «невеста» на рожу крива, рассеяна, все время теряет и портит посылки, да и ездит она, это мы тоже знаем с детства, – на собаках. Таково, увы, сейчас олицетворение государства, таковы имиджевые проблемы самой «Почты России».

Рождение рынка в муках авиаперевозок

Авиаперевозки – стратегическое для государства и соответственно «Почты России» направление. Появление в России самого рынка авиаперевозок имеет интересную историю.

В советские времена все было ясно: вот железная дорога, вот «Аэрофлот». ГЦМПП (действует 75 лет) как организатор перевозки имел по сути два договора. Из-за систематического простоя составов советская Почта, увы, и стала притчей во языцех. Тогда молва и приписала ей тех самых собак, поскольку нередко можно было получить к Новому году прошлогоднюю открытку. При этом авиапочта выгодно отличалась большей надежностью и оперативностью, поэтому стала безусловным приоритетом для основной государственной корреспонденции, многочисленных в то время открыток, гигантских тиражей периодической печати.

справка почта 2

С появлением частных авиакомпаний и потерей «Аэрофлотом» ряда направлений у «Почты России» появилась необходимость в заключении договоров с новыми авиакомпаниями. И здесь выяснилось, что «проваливается» целое направление: долго разбирались, кто и как должен обрабатывать почту, доставлять ее к терминалу, грузить на самолет, потом разгружать и, если надо, – доставлять автотранспортом в пункты обработки из аэропорта прибытия. Тогда и появились первые частные агенты авиаперевозчиков почты. Это действующие транспортные компании. Авиакомпании дали им тариф меньший, чем напрямую Почте – и избавились от головной боли, то есть непрофильных для себя функций («первым делом — самолеты»). Низкий тариф — это скидка за большие объемы грузов, которые Почта сама обеспечить не может. В основном в этом и вся бизнес-фишка.

В Москве одной из первых компаний-авиаперевозчиков почты была «Аэро-Карго», владелец которой, выходец из «Аэрофлота» Владимир Бунимов, взял на себя оказание тех услуг, которые отказывались предоставлять авиакомпании. Он первый из предпринимателей, кто разработал всю технологическую цепочку и, по сути, открыл новый вид бизнеса – агента авиаперевозки (СМ. схему 2).

В 2006 году прежнее руководство ГЦМПП для диверсификации рисков резонно решило разделить весь объем перевозок примерно 40 на 60 процентов – с еще одним крупнейшим на тот момент участником рынка ООО «Фирма ПСВ-Аэро». Владелец этой компании Сергей Полторацкий согласился технологически перестроить свою компанию под услуги для ГЦМПП и тоже стал готовиться к конкурсу 2011 года. Так и появился этот вид бизнеса, в который потом потянулись многие компании.

Конкурс раздора

Нынешний конфликт корнями восходит к конкурсу ГЦМПП на организацию авиаперевозок почты, решение о проведении которого было принято в недрах «Россвязи» (материнская компания «Почты России»). К этому обязывал и закон, поскольку окончательно прояснилось: организация авиаперевозки – отдельный бизнес-процесс, а следовательно, все услуги федеральному предприятию следует получать по конкурсу (вообще, качеству госзакупок ГЦМПП можно посвятить отдельное расследование). В 2011 году уже многие перевозчики поняли, что могут работать с авиа-почтой.

На конкурс ГЦМПП заявились многие агенты авиаперевозчиков (СМ. Схему 3). Но основные крупные игроки – «Аэродар» (семейный бизнес отца и сыновей Роговых), «Воздушный Мир» Владимира Бунимова, «Внуково-карго» (при аэропорте «Внуково») и «ПСВ-Аэро» (Сергей Полторацкий). Причем первые три дали на удивление одинаковые цены, явно рассчитывая «задавить» «Фирму ПСВ-Аэро». Здесь на сцене впервые появился Сергей Крупнов, давний участник рынка – бывший генеральный директор ООО «Национальный экспресс», подконтрольной «Аэро-Карго» Владимира Бунимова. Участники рынка рассказывают, что он «крутился» между компаниями и подбивал их на ценовой сговор, который впрочем, провалился.

передел рынка авиаперевозок

После недолгой борьбы предложенных в ходе тендера тарифов компании Бунимова и Роговых конкурс проиграли, а выиграли «ПСВ-Аэро», а так же другие мелкие участники рынка: «Грузовой Дилижанс», «Дельта-Карго», «Карго-Сервис». Общая сумма лотов – более миллиарда рублей на полгода. Из протокола подведения итогов конкурса видно, как упала изначальная цена лотов (список маршрутов). На то он и конкурс.

Справка:

Выписка из протокола подведения итогов конкурса ГЦМПП от о1.07.2011 года:

1

Ход конем на переправе

Все четыре победителя работали вполне спокойно, выстраивали технологические линии, почта впервые за многие годы шла почти без перебоев.

«Специфика и сложность процесса организации авиаперевозок в том, что авиакомпании могут отменить рейс или заменить одно воздушное судно другим, с меньшими объемами лимита почты, – рассказал «Первому антикоррупционному СМИ» бывший сотрудник ГЦМПП Федор Головешкин. — Поэтому чтобы избежать простоев, агент срочно договаривался с другими авиакомпаниями, с которыми имеет договор или искал субагентов. Агенты могли давать тарифы ниже, чем авиакомпании давали напрямую ГЦМПП, потому что у них были большие скидки, плюс они могли микшировать легкую почту с тяжелым грузом, что и давало большой экономический эффект. Конкуренция и условия конкурса подталкивали их к очень оперативным действиям, а по некоторым направлениям они работали себе в убыток, чтобы только сохранить основные объемы заказов».

То есть без накладок здесь невозможно, вопрос в их частоте и длительности. Поэтому специалисты ГЦМПП и самой «Почты России» были заняты попытками оптимизировать процесс доставки почты авиатранспортом. Предполагалось выстроить уникальную, до часов выверенную логистику.

В результате длительного анализа в недрах ГЦМПП появился исторический документ «Проект развития перевозок почты авиационным транспортом», который предусматривал поэтапные действия по оптимизации и ускорению прохождения почтовых отправлений. Презентацию показали директору ГЦМПП Владимиру Киму и руководителю Дирекции организации производственных процессов ФГУП «Почта России» Александру Тимофееву. Проект предусматривал возможность заключения прямых договоров с новыми агентами авиаперевозок на период до проведения нового конкурса в 2012 году. То есть с прежними победителями договоры от 2011 года продлевали в 2012 году по прежним тарифам. Но на заключение договоров с не прошедшими тендер компаниями следовало добиваться разрешение руководства «Почты России», а тем, в свою очередь, согласовать свое разрешение в «Россвязи». Такие варианты обхода конкурса допустимы для ФГУПА, но если только эти сделки не будут обходиться дороже, чем по прежним договорам, заключенным по итогам тендера. Дополнительные прямые договоры нужны были, чтобы перекрывать новые, не предусмотренные прежним конкурсом направления и добиться в целом полного решения проблем с доставкой.

Это разрешение, ставшее впоследствии для кого-то золотым, было получено – за подписью бывшего заместителя генерального директора ФГУП «Почта России» Геннадия Котова 2 мая прошлого года.

И вдруг авторы проекта развития перевозок с удивлением узнают, что Владимир Ким не продлевает договор с основным магистральным агентом-авиаперевозчиком – «Фирмой ПСВ-Аэро» и другими агентами авиаперевозок. Но при этом заключает договор с «Аэродаром» (семья Роговых), генеральным агентом авиакомпании «Сибирь». Ему передают все прибыльные направления «Фирмы ПСВ-Аэро», в том числе рейсы авиакомпаний, с которыми у «Аэродара» вообще нет договоров, и возить через которых он не может. Вскоре появился договор с «Аэродом-Карго». Обоим новичкам давалось существенное преимущество по оплате. В результате с рынка посыпались остальные участники-победители конкурса. Они не смогли рассчитываться с авиакомпаниями и потеряли свои направления (рейсы отправки почты), которые были переданы новичкам. А один из молодых участников рынка «Дельта-Карго» теперь и вовсе под угрозой банкротства. Вот так, в два щелчка произошла замена выигрывавших конкурс компаний на проигравших его. И это в преддверии Нового Года, когда для почтовиков все только начинается…
Разумеется, мы задали вопросы руководству ГЦМПП, и в частности получили следующие официальные ответы пресс-службы ФГУП «Почта России»:

Для устранения сбоев авиаперевозок почты и ускорения прохождения почтовых отправлений ФГУП «Почта России» принято решение о заключении прямых договоров с авиакомпаниями или их уполномоченными представителями. В соответствии с требованиями Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 30.05.2012 заключены договоры ГЦМПП с ООО «Аэродар» — уполномоченным агентом авиакомпании «Сибирь» и ООО «Аэродом» — уполномоченным агентом авиакомпании «Уральские авиалинии».

…Получилось как всегда

Шок авторов проекта оптимизации перевозок легко объясним: со сменой участников рынка развалилась вся прежняя логистическая схема, то есть исчез сам предмет анализа, которому они посвятили массу времени и на основе которого просчитывали дальнейшие действия.

У новых перевозчиков не хватило сил и времени выстроить технологический процесс, к тому же «Аэродар» работал только с авиакомпанией «Сибирь», выходы на других, уже возивших ранее почту и прекративших, только пришлось искать.
Все встало с ног на голову, и результат не заставил долго ждать. В нашем распоряжении оказалось письмо одного из бывших сотрудников ГЦМПП первому заместителю директора ФГУП «Почта России» Денису Чуйко. Вот лишь несколько фрагментов:

«Это привело к следующим результатам:
1. Искусственное удвоение в обработке почты на предприятиях Московского авиаузла увеличило сроки перевозки почты, трудозатраты, простой автотранспорта (простои до трех суток). Объемы сверхнормативного остатка в сутки составляют до 60 тонн, что превышает обычный остаток в новогодний период. И это летом, при наличии большого числа рейсов.
2. Учитывая, что свободные провозные емкости авиакомпании «Сибирь» не смогли обеспечить перевозку увеличенного объема, часть почты отправляется транзитом или через другие города и по грузовым накладным, что приводит к еще большему замедлению на несколько дней и утратам почты. В итоге почта в такие города как Омск, Барнаул, Красноярск, Томск, Калининград, Мин. Воды, Новосибирск, доставлялась до 10 дней. При том что в мае никаких проблем с этими направлениями не было… а «ПСВ-Аэро» имел гарантированные квоты «Аэрофлота» и мог отправить данную почту день в день и по меньшим тарифам».

Далее автор приводит комедию с «Аэрофлотом». Владимир Ким в этой аховой ситуации умудрился еще и нарушить стратегические договоренности с родным Почте «Аэрофлотом» о гарантированном объеме почты. Речь шла о заключении прямого договора, но вдруг перед его заключением ГЦМПП резко снизил зачем-то объем почты для этой авиакомпании на 70%. Отношения, разумеется, резко испортились, поскольку у «Аэрофлота» «полетели» другие договоренности. Как сообщили «Первому антикоррупционному СМИ» на условиях анонимности источники в «Аэрофлоте», в «наказание» авиакомпания резко снизила лимиты почтовой нагрузки. Конфликт пришлось утрясать на высоком уровне: генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев лично договаривался с генеральным директором ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» Виталием Савельевым о лимитах. Что скажешь, дожили директора.

Подтверждением хаоса на рынке авиаперевозок, начавшегося еще летом, служат и имеющиеся у нас в распоряжении копии многочисленных телеграмм (прил. телеграмма о просрочке: 1, 2, 3, 4, 5, 6) из регионов, буквально кричавших о приостановке отгрузки почты, долгих простоях. Претензии были от «EMS- Почта России» (филиал «Почты России» по доставке экспресс-корреспонденций) о сотнях скопившихся паллет с почтой. И это все уже в ноябре-декабре, то есть спустя почти шесть месяцев после передела рынка. Как все это выглядело, можно посмотреть здесь.

Корреспондент «Первого антикоррупционного СМИ» побывал у главного здания «Почты России» на Варшавском шоссе, 38 и лично убедился в длительных простоях международных почтовых отправлений. Вечером 5 марта здесь, под окнами руководства почты, вдоль дороги стояло 10 груженых фур. Еще 15 машин стояли за зданием почты России. Водители нам рассказали, что машины простаивают уже двое суток и что они не знают, когда начнется разгрузка. По словам бывших сотрудников ГЦМПП, ранее такую картину можно было наблюдать только в периоды пиковой нагрузки — в основном под Новый год. Это наглядное доказательство несбалансированной логистики во ФГУП «Почта России».

Мошенничество себе в убыток?

Своеобразный разбор полетов последовал еще летом, видимо когда руководству «Почты России», Россвязи, Роскомнадзора и Минкомсвязи стали поступать письма участников рынка и сотрудников ГЦМПП. Своеобразный, потому что их просто переправили руководителю Дирекции организации производства «Почты России» Александру Тимофееву, который курирует в том числе авиаперевозки. Именно с мая прошлого года он стал вникать в дела ГЦМПП и согласовывать все действия Владимира Кима. Вместе они сформулировали такую версию: для ускорения доставки почты ГЦМПП стало заключать напрямую договоры с авиакомпаниями и их генеральными агентами. И все потому, что прежние агенты-авиаперевозчики якобы не справлялись с работой, а некоторые даже возили почту автотранспортом, предъявляя к оплате авиационный тариф. Что заявление об этом мошенничестве уже подано за подписью врио генерального директора ГЦМПП Марата Султанова на имя начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) МВД России генерал-майора полиции Дениса Сугробова.

Тогда в Коммерсанте появился материал «Почту России упаковали эконом-классом» о мошеннических схемах перевозчиков, которые тайно возят почту машинами, а не самолетами.

Эта позиция, судя по ответу пресс-службы «Почты России», не изменилась до сих пор:

Отказ от сотрудничества с данными компаниями связан с тем, что они недобросовестно исполняли взятые на себя договорные обязательства: почта, переданная к перевозке авиационным транспортом, не поступала в пункты назначения, или поступала с существенными замедлениями. При проведении внутренней проверки ФГУП «Почта России» выявлены случаи подлога и доставки почты наземными видами транспорта вместо авиационного, а также складирование и консолидация почтовых отправлений переданных к авиаперевозке на промежуточных складах. Действия контрагентов спровоцировали остановку доставки почты по ряду направлений и подорвали имидж ФГУП «Почта России» перед клиентами.

Не удивительно, что заявление подписывал не Владимир Ким. Говорят, он почти на все решения раздал доверенности своим заместителям. Иначе было бы странно, что директор ГЦМПП не знает простой вещи: перевозка почты по формуле самолет+автотранспорт обходится намного дороже, чем просто самолетом. В чем и убедились сотрудники ГУБЭП и ПК МВД после первых визитов и изъятия документации у агентов-перевозчиков — опальных «ПСВ-Аэро», «Дельта-Карго». Сотрудники полиции установили, что в самом деле, почту, например, в Кемерово, возили из Новосибирска автотранспортом. Потому что на рейсах в Кемерово ежедневно не хватало провозных емкостей, и чтобы почта не залеживалась, ее ежедневно приходилось возить из Москвы транзитом через Новосибирск. Перевозчики себе в убыток нанимали автотранспорт от Новосибирска до Кемерово. И так почти по всем проблемным направлениям, в основном это сибирские города.

Затраты агента авиаперевозки при транзитном маршруте

Более того, каждый такой транзитный маршрут в оперативном порядке согласовывался с ГЦМПП, в том числе по электронной почте. И примеры таких согласований у нас есть.

К нам действительно приходили сотрудники полиции с доследственной проверкой, — сообщил «Первому антикоррупционному СМИ» генеральный директор ООО «Фирма ПСВ-Аэро» Сергей Ощепков. — Мы объяснили, что все изменения графика и способа доставки почты были согласованы с сотрудниками ГЦМПП. Причем по многим направлениям нам приходилось нести свои дополнительные расходы на более дорогой автотранспорт из-за отсутствия регулярных прямых авиарейсов. Делалось это себе в убыток, чтобы только доставить почту с минимальными нарушениями контрольных сроков.

Как сообщил «Первому антикоррупционному СМИ» следователь Московского межрегионального следственного управления на транспорте Иван Рудаков, до настоящего времени никакого уголовного дела не возбуждено (большее без запросов через пресс-службу говорить, как и положено, не стал). И не оказались ли обвинения ГЦМПП в адрес бывших агентов-авиаперевозчиков фантомом до сих пор не ясно.

Схема наглядно показывает, сколько разных видов транспорта приходится использовать при доставке почты в сибирские и дальневосточные регионы. С каждым участником перевозки агент заключает договоры. Авиакомпании сами не будут договариваться с субподрядчиками, для этого и нужен агент авиаперевозок.

Ценовой удар

Тем временем скандалы продолжились. Чем обернулся «прямой договор» с «Аэрофлтом» мы уже знаем – пятикратным сокращением объемов почты. Та же история вышла с авиакомпанией Utair. Руководство ГЦМПП полагало, что за указанный авиакомпанией тариф она будет подвозить и обрабатывать почту (подробности) Но у Utair есть генеральный агент «Внуково-Карго», которому в итоге свалилась вся почта и который просто отказался ее бесплатно для ГЦМПП обрабатывать, довозить и грузить. В общем, ситуация откатилась к середине девяностых, словно никаких выстроенных пионерами рынка договорных и логистических связей не существовало. В итоге пока только «Аэрофлот» и несколько мелких авиакомпаний работают с ГЦМПП напрямую. С другими если и есть договоры, то они предусматривают все-таки участие агентов и субагентов. Авиакомпания «Полярные авиалинии» недавно вовсе расторгла договор с ГЦМПП, теперь для работы с ней срочно ищут агента. По этим причинам ГЦМПП в конце прошлого года спешно заключало договоры со многими агентами и субагентами авиакомпаний, чтобы только срочно закрыть многочисленные дыры по авианаправлениям.

передел рынка авиаперевозок

Но сначала о том, что официально думает по этому поводу пресс-служба «Почты России»:

Переход на прямые договора с авиакомпаниями или их непосредственными представителями в большей степени позволяет обеспечивать соблюдение сроков доставки авиационной почты. При этом ряд авиакомпаний, в основном это касается небольших краевых авиакомпаний, выстраивают договорные отношения на условиях предоплаты. Это позволяет избежать роста авиатарифов из-за роста цен на авиатопливо, которое в региональных аэропортах завозится ежемесячно небольшими количествами.

В настоящее время заключено 34 договора на перевозку почты авиационным транспортом с авиакомпаниями или их уполномоченными агентами. Услуги по наземному обслуживанию почты оплачиваются авиакомпаниями, непосредственно осуществляющими перевозку почты, и доставляющими почту в аэропорт, с которыми ФГУП «Почта России» имеет договорные отношения.
Условия, на которых заключались договора с конкретными авиакомпаниями, являются коммерческой тайной.

Вот теперь как раз и приоткроем эту «коммерческую тайну».

В итоге мы получаем крушение второго целевого показателя ГЦМПП – резкое увеличение затрат на авиаперевозку.

В нашем распоряжении есть акты приемки-сдачи оказанных услуг прежних перевозчиков и нынешних, а так же договоры, по приложениям к которым легко можно сравнить тарифы «до» и «после» (Договор 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; Договор1-ПСВ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; Тарифы Аэродар ПСВ сравнение 1, 2). Вот ряд примеров:

2

Примечание: по некоторым из более ста направлений у новых фаворитов ГЦМПП есть тарифы и ниже, чем у прежних. Но по большинству рейсов, согласно сверкам за июнь, сентябрь, ноябрь, тарифы того же «Аэродара» были уже в среднем на 2 рубля выше. По словам участников рынка, с тех пор произошло еще большее повышение – на 30-60 процентов в среднем. И это будет легко проверить при сверке актов приемки работ прежних и нынешних агентов-авиаперевозчиков.

Раз – и в дамки

Теперь самое главное – кому все это выгодно? Зачем нужен был руководству ГЦМПП этот планово-организованный бардак? Для чего надо было создавать самим себе столько проблем и потом героически их преодолевать?

Сейчас впору вспомнить г-на Крупнова, которому приписывают организацию ценового сговора во время конкурса.

Вскоре после конкурса г-н Крупнов, оказывается, долго искал подходы к Владимиру Киму и видимо спустя почти год их нашел, — говорит представитель ООО «Дельта-Карго» Сергей Цуканов. – В мае прошлого года его взяли на работу в ГЦМПП. Тогда и начались проблемы у победителей конкурса. Он и придумал, и убедил Кима и других заключать договоры напрямую с проигравшими конкурс и другими компаниями.

Вот так – раз – и в дамки.

Напомним, что Сергей Крупнов является действующим участником рынка авиаперевозок, он учредитель и гендиректор компании «Национальный экспресс», занимал руководящую должность в «Почтовых авиалиниях». При этом, как следует из письма бывшего сотрудника ГЦМПП на имя замгендиректора «Почты России» Дениса Чуйко, работая ранее от лица этих компаний с ГЦМПП, Крупнов задолжал порядка 58 млн рублей. Несмотря на наличие такого долга, несмотря на отсутствие высшего образования, его берут начальником отдела авиаперевозок ГЦМПП. И ему предоставляют возможность решать, с кем и на каких условиях заключать договоры без конкурса. Вот он видимо и начал восстанавливать утраченную после конкурса «справедливость»: заключать договоры с нужными ему компаниями, как в итоге оказалось – по повышенным тарифам.

Злые языки говорят, что речь идет о внушительных откатах – единственное логичное с точки зрения российского бизнеса объяснение нелогичных действий руководства госпредприятия или чиновников. Мы этого утверждать не можем, но есть небольшая зацепка. В нашем распоряжении имеется вписка из ЕГРЮЛ на ООО «Почтовые авиалинии» (Документ 1, Документ 2) , из которой видна прямая аффиллированность г-на Крупнова с «Аэродаром».

Вот еще одна цитата из письма на имя Чуйко:

11.07.2012… проведена оплата за перевозку почты по направлению Красноярск-Норильск по тарифу 95 рублей неизвестной фирме «Флайт-Сервис» в отсутствие договора, данный счет согласовывался в профильных департаментах ГЦМПП. При том, что действующий тариф на данном участке 72 рубля, полученный в результате конкурса от победителя «Дельта-Карго.

К слову, фирму «Флайт-Сервис» участники рынка тоже приписывают Крупнову, но это мы уже проверять не стали. А с «Дельта-Карго» Сергей Крупнов обошелся жестче всех: если другим «победителям» худо-бедно ГЦМПП выплачивает за летние перевозки, то «Дельта-Карго» не получила ни рубля и сейчас пытается отсудить через арбитраж свои 68 млн рублей.

Кстати, автор письма просил г-на Чуйко «отстранить текущих менеджеров Кима В.О и Крупнова С.С», но судя по всему, остался не услышан. Во всяком случае письма агентов авиаперевозчиков на имя Дениса Чуйко бесследно терялись.

Звездный час любимой дочки

Вот что мы имеем в ходе расследования: передел рынка агентов авиаперевозок обернулся для «Почты России» замедлением прохождения почты при увеличении затрат на ее доставку. При этом возникают подозрения в коррумпированности руководства ГЦМПП.

«Мы проверяли «Почту России» в 2011 году, и тогда подобных нарушений не было выявлено, — сообщил «Первому антикоррупционному СМИ» аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмельницын. – Если для авиаперевозок заключались крупные сделки общим объемом в миллиарды рублей в год, то они должны были согласовываться с Россвязью. В любом случае, при ближайшем контрольном мероприятии мы обратим внимание на эту ситуацию», — заверил Михаил Иванович, попросив переслать ему копии подтверждающих документов.
Когда нарушения всплывут наружу, это может здорово спутать карты и гендиректору «Почты России» Александру Киселеву, и министру связи и массовой коммуникации РФ Николаю Никифорову. Дело в том, что с приходом в Минкомсвязи самого молодого министра (назначен в 2012 году в возрасте 30 лет) над «Почтой России» замаячила счастливая звезда. Как говорят сами почтовики, если раньше Почта была в роли забытой падчерицы, то у Никифорова она стала любимой дочкой. Сейчас принимаются поправки к закону о почтовой связи, которые позволят приступить к реформированию Почты через ее акционирование.

Важность политического момента вокруг почты подтвердилась в ходе прошедших на прошлой неделе в Совете федерации парламентских слушаниях «О состояниях и перспективах развития почтовой связи в Российской Федерации».

Здесь много говорили о том, что сроки доставки и качество услуг – одни из главных проблем «Почты России» и они же — главные целевые ориентиры в рамках предстоящей реформы.

Светлана Орлова. Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Роскомнадзор проверял за четвертый квартал 2012 года – во многих отделениях почты патовая ситуация. И не в Сибири и Дальнем Востоке, как мы привыкли, а в самой Москве. Согласно данным Роскомндазора, в контрольный срок приходит только 30 процентов писем. В области Московской – вообще 15%. Между регионами только половина почты доставляется в контрольные сроки.

Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ:
Есть у всех ощущение от критического состояния предприятия. Снижение качества обслуживания, иногда до 20% отправлений не доходят до адресата. От 10 до 5 дней остаются сроки доставки, что не позволяет гарантированно рассчитывать на этого доставщика. Увеличивается интернет-торговля, поэтому и возникают регулярно проблемы с доставкой.

Олег Духовницкий, руководитель Федерального агентства связи (Россвязь»):
Нам, безусловно, надо развивать конкуренцию на рынке почтовой связи. Мы полагаем, нужна новая концепция развития. При этом ключевыми индикаторами должны стать ускорение доставки, снижение тарифов и издержек. Вместе с развитием правил игры надо принять нормативные акты, правила доставки писем… Сейчас сильно страдает качество доставки, международные отправления вызывают много вопросов.

Александр Киселев, генеральный директор ФГУП «Почта России»:
Да, проблемы с доставкой есть. Основные проблемы – в направлениях Якутии, Сахалина, Магаданской области и других северных регионов, Хабаровского края. Проблема в том, что при нагрузке в 500-700 тонн, перевозчик выделяет только 50-100. Так например почту в Якутию снимали с рейсов в прошлом году до 900 раз. Нарушение сроков доставки по магистральным маршрутам происходит так же из-за лимитов перевозчиков. 35000 случаев отцепов вагонов. Общий простой 5 тысяч суток и более. Средняя скорость движения грузопоездов составила 9 км в час.

Полагаем, что в части авиаперевозок нам в ходе расследования стала ясна основная причина проблем, о которых сказали выше спикеры. Руководству ведомств осталось взять под свой контроль наведение порядка с авиаперевозками. Тем более, что «Почта России» — прямая сфера политических интересов премьер-министра Дмитрия Медведева.

В декабре прошлого года на совещании о развитии почтовой связи в РФ премьер-министр заявил, что отрасль надо срочно реформировать и модернизировать.

После того как закон «О почтовой связи России» будет принят, необходимо заняться реформированием «Почты», — отметил Дмитрий Медведев. — Надо расширять спектр услуг, опираясь на современную законодательную базу, использовать Интернет и развивать курьерскую доставку.

По его словам, к гражданской критике в адрес работы ФГУП «Почта России» стоит прислушаться.

Жалоб и нареканий на деятельность «Почты» поступает очень много. Предприятие часто критикуют — иногда не вполне заслуженно, но в значительной мере за качество предоставляемых услуг, — пояснил Дмитрий Медведев.

Ранее, в июне, Минкомсвязи подготовило и согласовало с Минфином и Минэкономразвития доклад на имя президента РФ Владимира Путина о целесообразности акционирования «Почты России» (ограничение на акционирование и должны снять оправки к закону о почтовой связи).

Владимир Путин поручил Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минфину и Минздравсоцразвития до 1 октября 2012 года подготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО) акционирования ФГУП, включающее «подробный анализ социально-экономических последствий приватизации». Перед Дмитрием Медведевым поставлена крайне амбициозная задача по реформированию «Почты России», с чем никто ранее справиться и не пытался.

В итоге в середине февраля этого года в аппарат Правительства РФ поступил проект доклада Минкомсвязи о финансово-экономической модели стратегического развития ФГУП «Почта России» на ближайшие 11 лет. Этот документ поручил подготовить премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам заседания по развитию почтовой связи 14 декабря 2012 года. (Подробнее). Проект предполагает систему мер и общую сумму господдержки на 500 млрд рублей.

Схема реформирования Почты России до 2023 года

Общий фон ситуации характеризует и совершенно явное исчезновение политического тандема и возникновение очевидного противодействия его бывших участников. За этим особенно внимательно следит и зарубежная пресса, и российская.

В центре внимания – объекты, реализуемые государством в рамках второй волны приватизации объемом более 3 трлн рублей. Реализует программу команда Дмитрия Медведева, что не дает покоя многим из «клана Путина», с чем связывают некоторые отставки с постов крупных госпредприятий.

Вдобавок ко всему перед Дмитрием Медведевым поставлена крайне амбициозная задача по реформированию «Почты России», что так же предполагает ее частичную приватизацию. Это сравнимо разве что с реформированием РАО «ЕЭС», остатки которой кстати, как считают политологи, и делят «кланы».

В принципе клановая борьба — двигатель антикоррупционного процесса и, поэтому любые системные нарушения послужат мотивом для изобличений, — пояснил «Первому антикоррупционному СМИ» политолог Павел Святенков. — Предметом борьбы является не политическое сохранение лидеров, а отдельные решения, принимаемые в ходе приватизации. Поскольку именно этот процесс создает коррупционные риски. В такой приоритетной теме как реформирование Почты окружению Медведева вряд ли захочется подставляться из-за какой-то возни на местах.

Телеграммы о просрочке

телеграмма о просрочке 1 телеграмма о просрочке 2телеграмма о просрочке 3телеграмма о просрочке 4телеграмма о просрочке 5телеграмма о просрочке 6

 Письмо о согласовании

Тимофеев письмо о согласовании

ЕГРЮЛ Крупнов

ЕГРЮЛ Крупнов 2 ЕГРЮЛ Крупнов1

Договора

договор 1 договор 2 Договор 3 договор 4 Договор 5 тарифы договор 6 тарифы договор 7 подпись Договор ПСВ 1 Договор ПСВ 2 Договор ПСВ 3 Договор ПСВ тарифы 4 Договор ПСВ тарифы 5 Тарифы Аэродар и ПСВ сравнение Тарифы Аэродар ПСВ сравнение2

Александр Лабыкин

Данное расследование было опубликовано нашими коллегами из Омска — Региональным информационным агентством «Омск-Информ». После публикации этот материал прокомментировал омский филиал ФГУП «Почта России». В своём комментарии представители почты опровергают факт существенного замедления и удорожания доставки почты в сибирские города. Между тем, наши коллеги не готовы согласиться с материалами «Почты России» и приводят свои аргументы. Так, в материале говорится, что 13 февраля сотрудник редакции РИА «Омск-Информ» заказал через интернет-магазин в Германии сотовый телефон. Уже 15 февраля телефон вылетел самолётом в Россию, а вот из аэропорта Внуково посылка вышла только 10 марта, но до получателя до сих пор так и не добралась. Между тем, авторы статьи замечают, что контрольные сроки доставки из Москвы в Омск составляют 2-3 дня.

См. также:
Цены на авиаперевозки почты в Иркутской области существенно возросли
Омские коллеги подключились к расследованию ПАСМИ «Авиапочта замедленного действия»

Сообщить о коррупции — мы опубликуем ваши материалы

  • info@yandex.ru

    Заказуха чистейшей воды от Первого Коррумпированного СМС… Вы сами то хоть внимательно читали то что написали???

    • Ivan

      А откуда у Вас такие данные, что это «заказуха» (выше выражение!). Где конкретно неправда, клевета?

  • Полярные Авиалинии

    Цитата: «Авиакомпания «Полярные авиалинии» недавно вовсе расторгла договор с ГЦМПП, теперь для работы с ней срочно ищут агента.» — информация не соответствует действительности. Договор с ГЦМПП продолжает действовать, и мы не намеревались его расторгать.

    • Добрый день! Пришлите нам, пожалуйста, документы на почту info@pasmi.ru и мы, непременно, внесём правки в материал. Заранее спасибо за помощь в расследовании!

  • Ivan

    Оказывается, что руководству ГЦМПП (безопасность) полгода как было известно, что Крупнов является через другую компанию учредителем «Аэродара»!

    • Тайный агент ЦРУ

      А еще Крупнов через кипрский офшор является совладельцем DHL. Каков негодяй!!!!

      • Ivan

        Не исключено!!! Ещё ему «негласно» приписывают и «прачечную» «Флайт-Сервис»!

        • Королева Британского двора

          Каков мерзавец!! и МММ — наверное тоже он 🙂 Кто он, этот загадочный Крупнов?

  • Александр Лабыкин

    Да что вы шум то такой подняли. Ну отработал я свою десятку. Заплатили — Написал. ничего более….

  • Valkuver

    Приведенные Вами тарифы для сравнения «до» и «после» — слабоваты. В Иркутске данная картина выглядит грандиознее! Превышение тарифа в два — три раза!

  • Авиакомпания «Ангара»

    Авиакомпания «Ангара» официально опровергает информацию о повышении тарифов.
    Тарифы на авиаперевозки почты из Иркутска, всегда были более 2% от цены билета экономического класса. Это связано с тем, что в салон самолета ан-24/26 (на которых мы выполняем внутрикраевые авиарейсы), на кресла, вместо 2 пассажиров можно загрузить максимум 100 кг почты.
    Для сравнения, во время работы с ООО «Дельта-Карго» объемы перевозок почты, в месяц, не превышали 5 тонн. Сейчас, напрямую работая с ГЦМПП – Филиал ФГУП «Почта России», мы перевозим более 30 тонн.

    Следовательно, задайтесь вопросом, если тариф был 55 и обратно 28, а у нас тариф был от 200 рублей, и возили мы не больше тонны в месяц, чем и как могла почта доставляться по таким тарифам почта «ООО Дельта-Карго»?