Редкоземельные изотопы для НАТО и казахский академик Жарменов
Александр Собянин, руководитель службы стратегического российской Ассоциации приграничного сотрудничества (АПС)
Известный российский эксперт, востоковед, автор сотен публикаций, участвовал в подготовке десятков открытых и закрытых аналитических докладов, среди которых ««Группы влияния» во властно-политической системе Республики Казахстан», «100 дней Государственной Думы РФ. Специфика лоббистских групп и механизм влияния в Государственной Думе IV созыва» и др. АПС принимала участие в работе по подготовке «Плана мер по развитию приграничного сотрудничества», утвержденного решением Правительства РФ №907-р от 03.07.2003 года.
Евразийская экономическая интеграция в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза (ТС, ЕЭП и ЕАС) перешла в середине 2012 года из области планов и намерений в область реализации правительствами России, Казахстана и Белоруссии. Если с Белоруссией у нас уже есть не просто союз, но общее государство — Союзное Государство России и Белоруссии, то евразийская интеграция началась по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который заявил о такой цели еще в 1993 году. Экономика Казахстана, как и экономика России, носит характер сырьевой державы, на мировой рынок экспортируются нефть, уран, различное минеральное сырье. Снятие таможенных барьеров и создание общего пространства для бизнеса напрямую ставит перед бизнес-сообществом двух стран задачу знакомства друг с другом. Для задачи интеграции экономики, в том числе в горнорудной отрасли.
Евразийская интеграция в рамках Таможенного союза – это реальность
Титан, ванадий, магний, вольфрам, тантал, цирконий — чего только важного для мировой экономики не добывает Казахстан. По добыче урана — сырья для атомных бомб и электростанций — Казахстан уже несколько лет занимает первое место, опережая те же Австралию, Канаду и ЮАР. Страна входит в число важнейших по производству цветных и редких металлов стран, наряду с Россией, Китаем, Австралией, Канадой и ЮАР. Добыча столь нужных металлов — это высокие технологии в горнорудной и горнометаллургической отраслях. И в числе сопутствующей добыче этих металлов продукции в Казахстане добывают редкие земли и редкоземельные металлы (РЗ и РЗМ): рений, осмий, иридий, церий, индий, таллий, германий, галлий, селен, теллур, висмут, бериллий и многие другие. Из определения «редкие» понятно, что эти металлы встречаются на Земле очень редко, и большинство из них добывается в крохотных пропорциях при добыче других металлов и руд. И еще «редкий» означает часто — исключительный, важнейший, уникальный, что определяется свойствами РЗ и РЗМ. Часто эта уникальность определяет качество производимого современного оружия, и именно поэтому главный мировой производитель РЗ и РЗМ Китай вывел отрасль из сферы публичного бизнеса и полностью подчинил ее развитие Центральному военному совету ЦК КПК.
Понятно, что за столь лакомый кусок шла борьба. Крупнейшая горнорудная компания Казахстана АО «Казахмыс» проиграла в 2001 году академику Жарменову борьбу за право работать с РЗ и РЗМ на конкурентных условиях, государство сохранило монополию НЦ КПМС. В 2002 году пошли первые публикации в центральной российской и казахской прессе о контрабандной торговле редкоземельными изотопами казахского происхождения. ФСБ России арестовала партии изотопа осмия-187 в Москве 6 грамм и Новосибирске 20 грамм (20 грамм — это достаточно крупная партия. — Прим.ред.). По сообщениям прессы, незаконным осмием торговали казахстанские чеченцы. Включение ФСБ было связано с тем, что нерадиоактивный осмий мог быть использован как катализатор химических реакций по выделению изотопов плутония и урана, которые применяются при производстве ядерного оружия.
Абдурасул Жарменов, в 2006-2007 гг. вице-президент Национальной академии наук Республики Казахстан, в химико-металлургической отрасли — большой авторитет: 5 монографий, более 350 научных публикаций, более 80 изобретений, целый ряд уникальных патентов по сплавам металлов. И, что неслучайно при его деловой хватке, уже два десятка лет, с 1993 года руководитель Республиканского госпредприятия «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан Министерства индустрии и новых технологий» (НЦ КПМС МиНТ РК, выросший на базе ПО «Джезказганцветмет» Минсредмаша СССР).
Как положено казахскому агашке («агашка» — влиятельный уважаемый богатый казах. — Прим.ред.), помимо власти и влияния, академик Жарменов очень богатый человек. Академик запатентовал целый ряд сплавов, которые использует алюминиевая и другая цветная металлургия многих стран, по запатентованной им технологии производства ферросиликоалюминия работает два завода по производству ферросплавов, покупатели — «Русал» и мировые алюминиевые компании. Сам ученый металлург частным бизнесом почти не занимается, хотя входит в составы советов директоров многих АО. Зато его родственники работают на предприятиях НЦ КПМС РК, и вместе с некоторыми из подчиненных продают продукцию НЦ КПМС РК по всему миру. Особенности редкоземельной продукции позволяют делать деньги буквально из воздуха — через продажу за малые деньги контролируемым или зависимым ТОО, Ltd. и АО, которые уже за большие деньги продают рений, осмий и другие РЗМ на мировом рынке.
Помимо деловой хватки «себе и родным в карман» (официальные доходы НЦ КПМС мизерные), академика Абдурасула Жарменова отличает и банальное мошенничество — он регулярно берет крупные суммы в долг и затем годами не возвращает, а если и возвращает, то только малыми частями и исключительно после судебного принуждения. Так, банку АО «Казкоммерцбанк» академик задолжал $3,5 млн, около $800 тыс. предпринимателю Канату Тулеметову, $350 тыс. ТОО «Аквалюкс», подобные суммы другим заимодавцам. Все кинутые доверчивые заимодавцы обращаются в суд, но от судов и прокуратуры академику удавалось отбиваться годами — волокита стала любимым методом Абдурасула Жарменова и его искусного юриста Алмата Темирбекова.
Однако ситуация стала меняться в конце 2012 года. В ноябре в Казахстане было объявлено о новой государственной политике по подготовке управленческих кадров, были прописаны нормы Кодекса чести и антикоррупционного поведения государственных служащих. В декабре председатель Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (Финпол РК) Рашид Тусупбеков взял дело А.А.Жарменова под свой контроль, о чем сообщил на своем личном блоге на портале «Электронного правительства РК». Уже 8 декабря открывается уголовное дело по факту мошенничества (ст.177, ч. 3 п. «Б» УК РК — «в особо крупных размерах»).
Дальше, как говорится, больше. 18 января 2013 года влиятельная газета «Central Asia Monitor» размещает статью «Редкоземельные отношения Жарменова. Есть ли связь между МИНТ, контрабандным осмием и мошенническими схемами?», и вопросы к А.А.Жарменову и НЦ КПМС по продаже РЗМ подхватывает пресса двух наших стран. 30 января президент Казахстана Нурсултан Назарбаев проводит специальное совещание с руководящим составом правоохранительных органов, целиком посвященное борьбе с коррупцией. На этом совещании генпрокурор Казахстана Асхат Даулбаев очень жестко высказался по уровню коррупции в самих силовых структурах. Неудивительно, что расследование мошенничества академика Абдурасула Жарменова пошло энергичнее.
Казахстанские силовики стали активнее бороться с коррупцией после совещания у Назарбаева
Редкие свойства РЗМ предопределяют столь же редких и часто более чем непубличных покупателей, поэтому ФСБ России и КНБ Казахстана не могли не обратить внимания на сообщения о предложениях партий ренийосмийсодержащих материалов в Германии и других странах Евросоюза. Там же указывались и адресаты, к кому покупатели могут обращаться — как раз из числа близких родственников и подчиненных гендиректора НЦ КПМС. «Академик-мошенник управляет стратегическим госпредприятием» — понимая, насколько это звучит жестко в ситуации активной борьбы с коррупцией, я созвонился с одним из продавцов осмия в Германии — Айгерим Аязбаевой (учредитель и руководитель транспортно-экспедиторских компаний ТОО «AltynkolEuroTrans» и TOO «El Logistics»). Отец Айгерим инженер Бахыт Аязбаев — много лет работал под руководством Абдурасула Жарменова в НЦ КПМС и владеет брокерскими и трейдерскими компаниями, торгующим на Казахстанской международной товарно-сырьевой универсальной бирже «Ел Казына». Айгерим Аязбаева рассказала по телефону, что все ренийосмийсодержащие партии в Германии имели всю необходимую документацию, ими торговали имеющие лицензию компании. Однако, добавила предприниматель, ее отец уже больше года не работает с Абдурасулом Жарменовым и в последний год, насколько она помнит, редкоземельными металлами и сплавами компании семьи Аязбаевых не торговали. Судя по всему, Аязбаевы не горят желанием быть крайними в многомиллионных аферах Жарменова.
История с плутоватым академиком выглядела бы банальной в нынешнее время, когда многие руководители живут по принципу «Чем руковожу, с того и окормляюсь», если бы не интересная схема защиты. Академик пытается перенаправить внимание казахской и российской прессы в связи с контрабандным осмием и рением со своей персоны на личность министра индустрии и новых технологий Казахстана Асета Исекешева. Это несколько парадоксально, но лишь на первый взгляд. Ведь своей непотопляемостью на посту главы стратегического госпредприятия Абдурасул Жарменов обязан совершенно другому тяжеловесу казахской политики — Владимиру Школьнику, ныне председателю правления АО «НАК «Казатомпром»». Бессменный соратник В.Школьника, первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау также не бережет своего шефа А.Исекешева. В своем в ответе на вопрос о совместимости пребывания А.А.Жарменова на посту стратегического предприятия в свете борьбы с коррупцией, он подтвердил открытие уголовного дела против А.А.Жарменова, но дальше выдал удивительное — «Министерство… сообщает, что Жарменов А.А. не является государственным служащим». Т.е. главе стратегического государственного предприятия в составе МИНТ РК позволено быть нечистоплотным мошенником? Ведь на самом деле ни В.Школьник, ни А.Исекешев не в курсе афер А.Жарменова. Владимир Школьник — живое олицетворение взаимопонимания Казахстана, России и США в такой стратегической отрасли как атомная, его зять Вадим Живов даже возглавлял российскую госмонополию АО «Атомредметзолото». Асет Исекешев — бывший помощник президента Нурсултана Назарбаева, благодаря своему уму и напористости сделал стремительную карьеру в госфондах и министерствах РК, президент Казахстана ценит А.Исекешева за прямоту и честность. Тут, по всей видимости, и таится «хитрость» академика Жарменова, пытающегося занавесить свои махинации именем министра Асета Исекешева.
«Продукция редкометальной и редкоземельной отрасли используется на производствах электронной, радиотехнической промышленности, приборостроения, полупроводниковых материалов, используемых в ядерной энергетике, космической, авиационной технике, современных средствах связи, лазерной технике, композиционных материалах, особых сортов сталей», — так в одном из своих интервью говорил Абдурасул Жарменов.
Академик был прав полностью, хотя и умалчивает о деловой активности родственников и подчиненных в Германии. Более того — это сложный рынок, РЗ и РЗМ имеют очень сложную природу определения цены, часто военные и национальные стратегические интересы определяют цену — на тот же осмий-187 цена колеблется от двух десятков долларов до десятков тысяч долларов за один грамм, в зависимости не только от качества редкоземельного изотопа, но и от того, какой покупатель и для чего его покупает. Высокая твёрдость и исключительная тугоплавкость осмия позволяет использовать его в качестве покрытия в узлах трения, как катализатор для синтеза многих веществ, в сплавах с иридием и рутением осмий используется в особоточной аппаратуре для космической и ракетной техники, во многих высокоточных приборах. Рений используется для изготовления покрытия в реактивных двигателях для современных истребителей. В общем, ракеты не долетят до цели без редкоземельных металлов, истребители не защитят небо, а бомбардировщики не смогут проутюжить врага. Финансовая и деловая нечистоплотность академика Абдурасула Жарменова касается лишь Финпола и Генпрокуратуры Казахстана, а также Агентства по делам госслужбы РК. А вот мутные схемы с продажами в странах НАТО казахских редкоземельных элементов, имеющих исключительное значение для производства современного оружия — касается России напрямую.
Продажа структурами казахстанского академика Жарменов редкоземельных металлов в странах НАТО угрожает безопасности России и ее евразийских союзников
Вышеупомянутый глава Финпола Казахстана Рашид Тусупбеков, в бытность свою министром юстиции Казахстана, писал в своей статье «Казахстан как фактор стабильности» в «Вестнике актуальных прогнозов» администрации президента России и правительства РФ о том, что евразийская интеграция в экономической сфере требует тесное сотрудничество наших стран по сближению законодательно- нормативных актов, гармонизацию национальных законодательств, сотрудничество министерств юстиции и других силовых и надзорных ведомств. Возможно, «чисто торговые» операции родственников, партнеров и сотрудников академика А.Жарменова с редкоземельными металлами и сплавами в Германии и других странах — как раз такой случай.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале