Самарское ГИБДД: взятки на дорогах, воровство на работе и кумовство на службе
В начале января корреспонденту «Первого антикоррупционного СМИ» неизвестный гражданин принес пакет, в котором лежал жетон сотрудника ДПС, карточка на оружие и аттестат об окончании училища. Принесший этот пакет мужчина ничего не попросил взамен и предложил самому поискать хозяина вещей. Он лишь сказал, что нашел документы в Водинском массиве под забором одной из дач. Корреспондент «Первого антикоррупционного СМИ» установил владельца документов. Им оказался сотрудник батальона Александр Бондаренко. В ходе разговора с хозяином выяснились не только обстоятельства, при которых документы были утрачены. Параллельно всплыла весьма некрасивая история с кражами, коррупционными проявлениями и укрывательством, которые имеют место в отдельно взятом подразделении ГИБДД.
Летом 2012 года в Управление собственной безопасности (УСБ) ГУ МВД по Самарской области пришли две анонимки. В них говорилось о том, что сотрудников батальона ГИБДД на ул. Алма-атинская, 72А заставляют за свой счет выполнять шиномонтаж, оклейку и техосмотр автомобилей. Отметим, что речь идет о служебных автомобилях, на технические нужды которых ГУ МВД выделяет соответствующие средства. Куда деваются эти деньги, отдельный вопрос. В письмах указывалось, что сотрудники батальона вынуждены делать это по распоряжению некоего Абдуллина. Позже выяснилось, что Юрий Абдуллин является капитаном полиции, помощником командира батальона по технической части. Непосредственным командиром батальона является подполковник Андрей Бердников.
Как известно, все анонимки, поступающие в полицию, визируются и по ним проводятся соответствующие проверки. Письма, о которых идет речь, судя по штампу, были запущены в производство 24 июля 2012 года и отписаны для дальнейшего разбирательства в Контрольно-профилактический отдел (КПО) ГИБДД.
Как рассказал корреспонденту «Первого антикоррупционного СМИ» Александр Бондаренко, летом в батальон пришел инспектор КПО Денис Шерешов, отдал бумаги и велел собирать по ним материал. То есть задача была изначально не в изобличении кого-то определенного, а в сборе бумаг и товарно-кассовых чеков, подтверждающих те или иные траты на служебный транспорт. Заниматься всем этим руководство поручило Бондаренко.
По словам сотрудник батальона, заминка возникла лишь с Абдуллиным, от которого тоже необходимо было получить соответствующие бумаги. Однако помощник командира, как выяснилось, был в отпуске. Правда, нельзя исключать и того, что Абдуллин просто бегал за инспектором КПО, пытаясь как-то урегулировать этот вопрос. После того, как Бондаренко передал все бумаги, сбор которых ему был поручен, атмосфера в батальоне странным образом поменялась. Руководство стало проявлять к подчиненному повышенное внимание. А выразилось это, по словам Бондаренко, в непонятных придирках: не так стоишь, не так сидишь, не по уставу отвечаешь… Потом и вовсе сам Юрий Абдуллин откровенно заявил подчиненному – ты меня сдал.
О бумагах, оказавшихся в руках сотрудника КПО, больше никто не вспоминал. Однако сам Шерешов, несмотря на то, что все собранные документы у него были на руках, стал довольно часто появляться в подразделении. Правда, вопросов он больше никому не задавал. А в батальоне тем временем как раз начиналось самое интересное. Через некоторое время в подразделении странным образом исчезли 16 абсолютно новых аккумуляторов. Ключи от склада, на котором они хранились, в тот день были у Юрия Абдуллина и техника по ремонту Сергея Долгих.
Учитывая предыдущую разборку с Абдуллиным Бондаренко не удивился, когда услышал от него: «Может это ты украл?». Естественно, что сотрудник подразделения, услышав это обвинение в свой адрес, тут же заявил о необходимости вызывать сотрудников полиции, в компетенцию которых входит возбуждать уголовные дела по кражам и расследовать их. Однако сообщать об этом куда бы то ни было категорически запретил Бердников, предложив для начала поговорить с людьми и попытаться разобраться своими силами.
Как выяснилось, сторожа подразделения видели, как Сергей Долгих перетаскивал в руках непонятные коробки, а попутно носил и аккумуляторы. Причем, по признанию сторожей, техник ходил довольно долго, что не удивительно, учитывая количество пропавших аккумуляторов.
Данная информация была донесена до командира подразделения. А на следующий день пришел Абдуллин, который сразу же заявил: никакой милиции, скидываемся деньгами, чтобы закрыть пропажу.
Довольно странно, что при таких обстоятельствах, когда указали на конкретного человека и предложили вызвать полицию, Абдуллин решил скрыть факт кражи. Сам подозреваемый в лице Сергея Долгих, правда, все отрицал — не брал, и всё тут. Даже не принимал в расчет тот факт, что его видели за сомнительными переходами с коробками и аккумуляторами несколько человек. Долгих начал что-то говорить о том, что переносил казенное имущество «по рабочей необходимости». Правда, куда потом делись аккумуляторы, так и осталось невыясненным.
Несмотря на это несколько человек из числа сотрудников подразделения все же решили скинуться деньгами, чтобы закрыть пропажу. Александр Бондаренко, естественно, платить отказался. Но это ничуть не удивляет, с учетом того, что его самого пытались подозревать в краже. «Я им сразу сказал, что ничего платить не буду. Есть подозреваемый, вот с ним и надо разбираться», — заявил Бондаренко корреспонденту «Первого антикоррупционного СМИ.
Через какое-то время произошла еще одна кража. Неизвестно куда исчезли путевки за весь месяц. Путевки, это документ, в котором отображается не только маршрут служебного транспорта, но и расходы на бензин. Вполне возможно, что причина исчезновения путевок как раз и была в том, что данные по расходам топлива были искажены. И снова в этой краже пытались обвинить Бондаренко, что уже наводило на мысли о каком-то заговоре, что, впрочем, вскоре и подтвердилось.
«2 октября я пришел на работу и меня к себе вызывал Абдуллин. Он с порога заявил — нам с тобой придется расстаться, потому что мы не срабатываемся. Я потребовал у него объяснений, а Абдуллин мне прямым текстом говорит, что мое место уже присмотрели для племянника командира. После этого, естественно, последовал скандал и Абдуллин сказал: если ты с утра не занимаешься вопросом своего увольнения, то в обед мы тебе вешаем один выговор, потом еще и еще до тех пор, пока не уволим», — рассказывает Александр Бондаренко.
Сотрудник ДПС решил заняться поиском нового места работы. Тем более, что он уяснил во всем происходящем одну истину: Абдуллин вместе с Бердниковым все равно что-то придумают, чтобы от него избавиться.
Как рассказывает сам Бондаренко, осенью 2012 года он ездил по делам и внезапно почувствовал себя плохо. По пути заехал в больницу и врач сообщил, что необходима госпитализация. Видимо, на здоровье старшего сержанта сказались едва ли не ежедневные конфликты с руководством. Врач сообщил, что госпитализирует Бондаренко на следующий день и полицейский решил заехать на работу, чтобы сообщить об этом.
На работе его ждал «сюрприз» — выговор и замечание. Основанием послужил тот факт, что незадолго до этого командир подразделения подполковник Андрей Бердников потребовал от Бондаренко пересказать его должностные обязанности. И не просто пересказать, а наизусть и с самого начала. Вызубрить 4 листа формата А4 мелким текстом задача малореальная даже для заранее подготовленного человека.
«Меня не волнует. Рассказывай», — заявил Бердников. После того, как Бондаренко сообщил, что пересказать наизусть всё это не сможет, на него и было наложено взыскание.
Днем позвонил Абдуллин поинтересоваться, работает ли Бондаренко или уже перевелся на новое место работы. Услышав, что сотрудник ДПС пока еще числится в штате, Абдуллин поспешил его успокоить в том плане, что всё будет нормально и ему спокойно дадут перевестись в другое подразделение. А вечером вынесли две бумаги с выговором и замечанием…
На следующий день Бондаренко лег в больницу, а выписавшись 11 октября направился на работу. В кабинет зашел командир, поздоровался, скрупулезно проверил больничный и внезапно спросил: «Почему без знака?» Бондаренко ответил, что только что заступил на работу и всё находится в сейфе. Но, как выяснилось, сейф он открыть не мог. В его отсутствие сейф вскрыли и поменяли замок. Ключи от сейфа были у Долгих и у Абдуллина. Долгих почему-то сейф открывать отказался, ссылаясь на Абдуллина. Последний и вовсе уходил от разговора, роняя какие-то невнятные реплики. Командир заявил, что сейчас же позвонит Абдулину и прикажет ему открыть сейф и вернуть все документы. Когда приехал Абдулин Бондаренко попросил его открыть сейф, так как ему нужно заступить на работу и взять жетон из сейфа. Помощник командира начал как-то странно юлить, заявляя, что у него нет с собой ключа. А потом и вовсе уехал. Бондаренко ничего не оставалось делать, как написать 2 рапорта. В одном из них он указал, что у него в сейфе лежат деньги, документы, аттестат и нагрудный знак, служебная книжка, 2 служебные тетради, ксерокопия паспорта и кобура.
Сейф был открыт позже, но вещей Бондаренко, равно как и 20 тыс. рублей там не оказалось.
Здесь у Александра Бондаренко лопнуло терпение, и он написал заявление о краже документов и денег из его сейфа на имя начальника СУ СКР по Самарской области Виталия Горсткина. Позже на заявление полицейского пришел ответ, но почему-то не от следственных органов, а от начальника ГИБДД Игоря Антонова.
Вот что пишет сам Антонов (орфография сохранена):
«Сведения о нахождении, принадлежащих Вам личных денег в сумме 20 000 рублей, а также диплома об окончании учебного заведения, в сейфе расположенном в кабинете технической части СБ ДПС ГИБДД ОР ГУ МВД России по Самарской области (далее СБ ДПС) достоверно не установлены». Непонятно, из чего начальник ГИБДД сделал такой вывод, если он сам не присутствовал при вскрытии сейфа. Кстати, когда вскрывали сейф Бондаренко, никакой описи находившихся в нем вещей составлено не было. По крайней мере, самому старшему сержанту такую бумагу с подписями ответственных лиц никто не давал даже для ознакомления.
Антонов также сообщал о том, что «в действиях неустановленного лица, которое завладело личным имуществом, могут содержаться признаки состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ (тайное хищение), материалы служебной проверки направлены в СО по Кировскому району г. Самары СУ СК РФ по Самарской области для рассмотрения по подследственности и принятия решения в порядке ст. ст. 144, 145 УК РФ».
Интересна логика начальника ГИБДД: установлено у кого были ключи и кто именно вскрывал сейф, однако лицо, укравшее деньги и вещи не установлено. Как водится, тут же нашли и «крайних», о чем свидетельствует дальнейшая фраза Антонова:
«Вместе с тем, заместителями командира СБ ДПС ГИБДД ОР ГУ МВД России по Самарской области Волчковым А.Л. и Кулешовым Ю.Е. допущены нарушения ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников ОВД. Копия заключения служебной проверки направлена командиру СБ ДПС Бердникову А.Н. для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц Госавтоинспекции к дисциплинарной ответственности».
По данному поводу затруднительно что либо сказать. Сейф, судя по всему, вскрывали Долгих или Абдуллин , а к ответственности привлечены совершенно другие люди. Наверное, в ГИБДД это обычная практика.
Чем закончилось расследование уголовного дела по факту кражи из сейфа, в данный момент неизвестно. Так же, как неизвестно, каким именно образом жетон и документы Александра Бондаренко оказались в Водинском массиве.
Самого старшего сержанта и сейчас продолжают преследовать неприятности. Он вынужден был поменять место работы, но до его начальника дошли слухи об истории на предыдущем месте работы. Несмотря на хорошее отношение руководителя к самому Бондаренко, начальник все же предложил ему снова перевестись куда-нибудь. Хотя, мотивация в данном случае не совсем ясна. Фактически человека, что называется, подставили по всем пунктам и он же вроде как виновен во всем происшедшем…
P.S.
Корреспондент «Первого антикоррупционного СМИ» направил соответствующие запросы на имя начальника ГУ МВД по Самарской области Юрия Стерликова с просьбой прояснить ситуацию по данному поводу. Также было бы интересно узнать, насколько часты кражи средь белого дня в подразделениях ГИБДД. В ближайшее время комментарий по уголовному делу о краже личных вещей из сейфа обещал дать и начальник СУ СКР по Самарской области Виталий Горсткин.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале