Коррупционеры наживаются на поставках в тюрьмы и детские сады
Вчера стало известно, что бывший глава Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер утверждал документы о закупках продовольствия для колоний по завышенным ценам. Кроме того, по данным газеты, за такими закупками стоит и заместитель директора ФСИН Николай Криволапов. По информации источников, именно подписи Реймера и Криволапова утверждают цены на продукты, на 20–40% превышающие среднерыночные.
На закупках некачественных или просроченных продуктов из бюджета «растворяется» до 6 млрд рублей в год. В тот же день ФСИН выступило с опровержением, назвав указанную сумму вымыслом.
«С похожими проблемами сталкиваются не только исправительные учреждения, но также школы, детские сады и воинские части», — рассказал «Первому антикоррупционному СМИ» председатель Общественного наблюдательного совета при УФСИН Московской области Эдуард Рудык. «Надо сказать, что за последние 6-7 лет ситуация с питанием заключенных существенно улучшилась, — продолжает эксперт, — прежде всего, за счет увеличения числа и размера передач. Самые большие проблемы с магазинами, где цены, действительно, существенно завышены. В частности, сигареты стоят в полтора раза дороже, чем «на воле». Начальники тюрем и колоний если и участвуют в коррупционных схемах, то незначительно. Основной источник коррупции — компании-поставщики, которые часто навязывают свои услуги тем или иным учреждениям».
Речь идет о диктате поставщика-монополиста, который использует свои связи в государственных органах для получения сверхприбылей. Похожие проблемы породили катастрофическую ситуацию с питанием детей в детских садах. В результате, родители детей, пострадавших от введения нового меню, поднялись на протест и даже создали организацию «Родительский контроль».
«После введения нового меню у многих детей начались проблемы со здоровьем — аллергии, отравления, расстройства пищеварения. Поставщики экономили буквально на всем. К сожалению, после года борьбы ситуация не сильно изменилась. Известен случай, когда из-за питания, которое выдавали в детском саду, у четырехлетнего ребенка развился одновременно гастрит, дерматоз и аллергия. Одна из причин — то что поставщики заменяют продукты более дешевыми: охлажденное мясо — замороженным, а растительное масло — соевым», — рассказала «Первому антикоррупционному СМИ» президент общественной организации «Родительский контроль» Наталья Румянцева.
Ситуация складывается плачевная, но контрольные органы не спешат разбираться с некачественным и дорогим питанием в школах, детских садах и тюрьмах. В частности, по словам Натальи Румянцевой, Прокуратура города Москвы уже в течение долгого времени не отвечает на запросы со стороны ее организации. «ФСИН представляет собой, в отличие от Минсельхоза и даже Минобороны, крайне закрытую систему. Это позволяет легко скрывать истинные масштабы коррупции и существенно осложняется участие гражданского общества в борьбе с ней. Учитывая то, что бюджет ФСИН на 2012 год составил 212 млрд рублей, речь идет об огромных суммах хищений. В пересчете на одного заключенного выходит около 820 рублей в месяц. Реально же на месячное содержание заключенного расходуется в районе ста рублей, то есть около 13% от указанной суммы. Неизбежно возникает вопрос: куда деваются оставшиеся 87%», — рассказал «Первому антикоррупционному СМИ» исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Раппа. Ситуация усугубляется тем, что сами госучреждения лишились возможности решать вопросы питания самостоятельно. В частности, по словам Эдуарда Рудыка, при Реймере в тюрьмах и колониях запретили держать подсобные хозяйства, с помощью которых заключенные могли хоть как-то разнообразить свой рацион. Ирония судьбы заключается в том, что ФГУПы, обслуживающие ФСИН, создавались именно для того, чтобы распределять продукцию этих подсобных хозяйств.
На сегодняшний момент эти ФГУПы, по словам Дмитрия Раппа, представляют собой основное звено коррупционной схемы вокруг поставок питания в системе ФСИН. Эксперт также считает, что их деятельность в ведомстве контролирует не сам директор, а его заместитель. «В этой связи большим успехом можно будет считать «посадку» заместителя главы ФСИН. Самого директора вряд ли будут сажать, слишком уж много он знает. Впрочем, если посадят зама и нескольких его подчиненных, это может нанести удар по отлаженной коррупционной схеме», — сказал Дмитрий Раппа.
Иван Щеголев
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале