Зачем антикоррупционеру 10 автомобилей?
Депутат Госдумы Антон Беляков – оппозиционер с многолетним стажем. Он говорит, что провел акций протеста больше, чем все «болотные» оппозиционеры вместе взятые (не считая Удальцова). Беляков возглавляет Общественный антикоррупционный комитет, но в скорую победу над коррупцией не верит, потому что «она всех устраивает».
Накануне лишения Геннадия Гудкова депутатского мандата корреспондент pasmi.ru побеседовал с эсером Антоном Беляковым о перспективах российского протеста, выяснил, за что он не любит Алексея Навального и зачем ему 10 автомобилей, один из которых — джип самого Бориса Березовского!
О принципах, привычках и любимых часах антикоррупционера в материале pasmi.ru. Приятного чтения.
ГУДКОВА ВЫГНАЛИ, КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
Pasmi.ru: Сегодня Госдума лишила мандата вашего коллегу Геннадия Гудкова. Насколько это тревожный сигнал для законодательной власти?
Антон Беляков: Меня беспокоит в этом вопросе несколько аспектов. Начнем с юридического. Движимые понятно какими мотивами представители властной пирамиды в очередной раз демонстрируют пренебрежение нормами закона. На мой взгляд, это наиболее существенная проблема: мы привыкли, что суд в России нескорый и несправедливый, исполнительная власть может принимать любые решения и при этом совершать колебания от «за» до «против».
Сейчас мы станем свидетелями, как можно манкировать нормами Конституции. Парламентаризм — это международное правовое понятие. Любой депутат избирается на выборах, есть срок его полномочий. Депутата Госдумы избрали 120 тысяч избирателей. Поэтому ни два депутата, ни даже 450 депутатов, ни президент не могут взять и лишить законодателя его мандата, это неконституционно. Такой нормы нет не потому, что ее забыли прописать, а потому что, что ее не может быть в принципе.
Возьмем Европарламент. Там есть люди нерукопожатные, с ними никто не здоровается, не сидит рядом. Их все ненавидят. Но при этом они — парламентарии и имеют право на свою точку зрения, которая, повторюсь, вполне возможно, всем неприятна.
В деле Гудкова помимо юридического есть еще и политический аспект. Надо понимать, что Геннадий Гудков был выбран не случайно. Безусловно, у Кремля есть желание повлиять на ряд оппозиционеров. В парламенте их у нас не так много, и я на себе давление ощущал, и Илья Пономарев ощущает…
Pasmi.ru: Да, ходят разговоры, что Пономарев может стать следующим законодателем, которого лишат мандата.
Антон Беляков: Послушайте, это решения очень высокого уровня. Они долго готовятся, по ним работают аналитики в весьма конфиденциальной обстановке. Можно сколько угодно говорить, что кто-то станет следующим, но это балабольство. До тех пор, пока что-то не произойдет, до момента, пока не появится информповод — обращение Генпрокуратуры, СК, каких-то документов — никто ничего не просчитает. Все остальное — досужие разговоры.
ЧТО ОБЩЕГО У ГРАДСКОГО С НАВАЛЬНЫМ?
Pasmi.ru: 15 сентября пойдете на марш?
Антон Беляков: Что это за акция?
Pasmi.ru: Очередной марш миллионов…
Антон Беляков: Вот не сочтите это за максимализм, это очень выверенное ответственное заявление, — за период с 2001 года по настоящее время я провел столько акций, сколько не провели все оппозиционеры вместе взятые. Нас разгонял дубинками ОМОН, нас возили в автозаках… никакие жени чириковы и леши навальные не испытали этого в таких количествах. Только Сергей Удальцов сопоставим с нами. Он тоже митинговал, не прекращая.
Pasmi.ru: То есть вы устали и поэтому 15 сентября никуда не пойдете?
Антон Беляков: Я не устал, я — прагматик и считаю, что есть результаты, достижению которых должны быть подчинены любые действия. Вот я вижу конкретную коррупционную ситуацию, я понимаю, что для того, чтобы ее разрешить и добиться привлечения к ответственности, нужна юридическая составляющая, системный механизм. Я был на Болотной площади… но нужно понимать, для чего ты куда-то пошел. Чтобы просто прийти покричать? Я как-то переболел этим. У меня в день уходит много времени на то, чтобы поставить подпись под конкретными запросами в официальные органы. У меня в месяц более 3 тысяч писем, 150 депутатских запросов в день! Просто, чтобы пробежать глазами, подправить, поставить подпись, уходит 2 часа, мне некогда митинговать.
Общественный антикоррупционный комитет, который я возглавляю, очень часто проводит акции, но не для того, чтобы привлечь внимание к комитету. Это помощь конкретным обиженным людям. Мы обращаемся в суды, подогреваем информационно, устраиваем публичные акции, чтобы получить результат по конкретным делам.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос о том, пойду ли я на марш миллионов, скажу: надо понимать с кем и для чего выходить.
Pasmi.ru: Ну, например, с Навальным.
Антон Беляков: Эээээ (продолжительная пауза). Знаете, мне очень нравятся песни Градского, но говорят, что сам Градский, как человек, так себе. Есть конкретные дела, в которых я мог бы подключиться и помочь. Я знаком с Алексеем, но я никогда не пойму… В общем, я практически ответил на ваш вопрос.
Pasmi.ru: Не дожимать?
Антон Беляков: А зачем?
Pasmi.ru: Я часто хожу на интервью и заметила, что примерно на восьмой минуте или, максимум, на двадцатой, речь заходит о Навальном, и люди заводятся, некоторые начинаются ругаться. Это знаковый вопрос в своем роде.
Антон Беляков: У каждого человека есть свои плюсы. Мне нравятся песни раннего Макаревича, но это совершенно не значит, что я его фанат, хотя у нас хорошие отношения с Андреем Вадимовичем. Мне нравятся многие вещи у Ван Гога, но не все. У Навального есть конкретные акции, за которые я бы пожал ему руку, а есть вещи, в которых я бы не стал принимать участие.
Pasmi.ru: Что смущает?
Антон Беляков: Ну давайте, например, возьмем Сергея Удальцова. Первое, что приходит в голову, — мы с ним очень часто пересекались на протестных акциях. Несколько ночей я провел в Южном Тушино, сооружал баррикады, когда захваченный обманутыми дольщиками дом должны были штурмовать омоновцы. Я провел несколько холодных зимних дней в «Речнике», где сносили самострои. Я был последним человеком, который вышел из дома, когда уже хозяйка сказала: «Плевать!». До этого мы стояли с Серегой Удальцовым на втором этаже и говорили: ну давайте, сносите. И вот за такие вещи я Удальцова уважаю, он до конца стоит за правое дело. Но какого ляда он полез вместе с Навальным в фонтан на Пушкинской площади после митинга? Я не понимаю.
Pasmi.ru: А что такого?
Антон Беляков: Это желание привлечь внимание к себе? Ну, зачем?
Pasmi.ru: Ну не сказать, чтобы он покрыл себя позором, потому что посидел в фонтане.
Антон Беляков: Послушайте, зачем совершать бессмысленные поступки?
Pasmi.ru: Я тоже хочу понять, вот все вспоминают этот фонтан, а что такого вопиющего произошло? Ну не мочился ни Удальцов, ни Навальный в этот фонтан, ничего беспрецедентно омерзительного не было…
Антон Беляков: Не было омерзительного. Это личное дело каждого, но есть конкретная работа по достижению запланированного результата. А есть увлечение самим процессом. Эти ребята уже забывают, куда они идут, есть желание спровоцировать, возникает конфликтность какая-то. А должна быть прагматика. Я, может, вам крамолу скажу, но некоторое время назад все хулили Нургалиева, прямо готовы были рвать.
Pasmi.ru: Он завалил реформу полиции.
Антон Беляков: Он завалил, да. Но я вам скажу, что есть десятки и даже сотни конкретных ситуаций, в которых, если бы я не обращался к Рашиду Гумаровичу, жулики бы не сидели в тюрьме, а честные люди не думали бы, что справедливость есть. Я не хочу оценивать позитивно результаты реформы, да, она неудачная. Но даже, когда его уже все клевали, я готов был пожать Нургалиеву руку и не считал зазорным к нему обращаться. У меня также рабочие отношения с генеральным прокурором, и я знаю, что Юрий Яковлевич Чайка со мной всегда встретится, и по многим вопросам мы найдем понимание.
Я общаюсь с Бастрыкиным, несмотря на то, что его ведомство устроило скандал с Гудковым. Общаюсь потому, что он реально помог, когда ковровского мальчика до смерти забили в полицейском участке. Я написал об этом в своем блоге, и Бастрыкин через 2 часа возбудил уголовное дело. К слову, бабушка погибшего месяц не могла этого сделать, все писали отписки.
Скажу совсем крамолу, я — оппозиционер до мозга костей, я провел столько протестных акций, но если завтра по какому-то вопросу я буду вынужден обратиться к Владимиру Путину, — я сделаю это без проблем. Или, если Владимир Путин скажет: «Ребята, вы вот тут с коррупцией боретесь, давайте, я готов помогать!», — я, не задумываясь, воспользуюсь его помощью. У меня есть ощущение, что у Навального и Удальцова в этом случае будет другой ответ. Для меня достижение конкретного результата – коррупционер оказался за решеткой, рейдерский захват развален, — важнее, чем принципы оппозиционности.
Pasmi.ru: Навальный бы вам сказал на это, что именно Чайка и Путин крышуют систему, где действуют рейдеры и процветает коррупция.
Антон Беляков: Это ошибка и преувеличение. Мы все авторы этой системы, она создавалась долгие годы. Можем ли мы обвинить Нургалиева в том, что он довел МВД до такого состояния? Нет. Общество сегодня заслужило ту систему, которая есть. У меня огромное количество претензий к обществу. Я очень люблю россиян в широком смысле, но есть вещи, которые я простить не готов.
Pasmi.ru: Это ментальные какие-то особенности?
Антон Беляков: Да, это ментальные вещи. Это всепрощение, мы готовы все проглотить, мы 300 лет терпели монголо-татарское иго, потерпим 12 лет и этого парня, никаких проблем! Никто не готов заглянуть в свой карман, все смотрят в чужой.
Что, для кого-то секрет, что ВСЕ сделки с недвижимостью, которые совершаются в России, происходят по одной схеме: вот такая цифра на бумажке, а вот мешок с деньгами в ячейке. Для кого это секрет? Для нотариуса, который эту сделку регистрирует и при нем мешок с деньгами передается? Для продавца? Для налоговой? Для полиции? Вся страна знает, что мы уходим от налогов, мы ВСЕ участвуем в коррупционной сделке, пострадавшей стороной которой является государство. Но себе мы можем это простить, а вот злые чиновники – они плохие, они коррупционеры.
Опять же для кого секрет, что все автомобили на вторичном рынке продаются по справке-счету, в котором написана сумма до 800 рублей (сделка в этом случае не обкладывается налогом), а реально BMW стоит 30 тысяч долларов. Но мы не хотим платить налоги. Это они жулики и воруют, а мы не воруем, мы просто не хотим делиться. Общество в целом больно, не только чиновники.
КОРРУПЦИЯ НУЖНА ВСЕМ
Pasmi.ru: Ваши коллеги по Госдуме готовят законопроекты о запрете на активы за рубежом. Это серьёзная борьба с коррупцией началась или снова очередная «кампания»?
Антон Беляков: Я, как и все здравомыслящие люди, не верю в реальность ни одного из этих законопроектов. Это чистый популизм, как все законы, которые были приняты в последние 10 лет для борьбы с коррупцией. Нет ни одного, который бы дал хоть какой-то практический результат. Я прекрасно понимаю, что для реализации каких-то серьезных антикоррупционных мер нет ни общественного запроса, это очень важно, я не оговорился, ни политической воли.
Pasmi.ru: Но соцопросы показывают обеспокоенность уровнем коррупции.
Антон Беляков: Чушь, ни одного такого соцопроса не существует. Борьба с коррупцией в умах сограждан стоит на тридцать каком-то месте после ЖКХ, пенсий, зарплат и борьбы с алкоголизмом. Я вам больше скажу: общество устраивает коррупция, более того, общество хочет коррупцию. Когда мы проводили исследования и фокус-группы в среде бизнеса, мы увидели, что предпринимателей все устраивает: у нас до последнего момента было почти 5.5 тысяч требований пожнадзора, после реформаторских новаций стало 2700 или 3000. Но даже их невозможно выполнить. Есть простое правило — 100 долларов пожарному инспектору. И бизнес это устраивает.
Что, для налоговиков секрет, что каждый квартал выстраивается очередь с переписыванием номерков и продажей права просто пройти и сдать отчетность? Для кого это секрет? Сами граждане говорят, что ненавидят чиновников, но при этом 70% респондентов хотят, чтобы их ребенок устроился на госслужбу, как это было бы здорово.
Pasmi.ru: Зачем вы занимаетесь антикоррупционной деятельностью, если не видите никаких перспектив?
Антон Беляков: Я вижу свет в конце тоннеля, но не связываю его с какой-то инициативой власти. Я не верю в рабочие группы и советы при президенте, премьер-министре. Я верю в неизбежные глобальные политические изменения, которые произойдут в нашей стране и комплексно решат все вопросы. Это социал-демократические изменения, это общемировой тренд.
Невозможно в стране, где нет ни одного примера эффективной деятельности государства, говорить об антикоррупционной политике. Что у нас хорошо? Образование развалено, здравоохранение уничтожено, правоохранительные органы неэффективны, суды продажны. Обороноспобность? Мы не обороноспособны уже давно. Сельское хозяйство? ВТО прикончит и его.
Pasmi.ru: В чем же вы видите позитив?
Антон Беляков: Есть социал-демократическая модель, которая доказала свою эффективность. Какая страна всегда была оплотом капитализма? США! Барак Обама победил именно с социал-демократическими обещаниями. Сегодня это идеология мировой правящей элиты. Какая национальная идея должна быть в стране? Простая: комфортная жизнь для каждого маленького человека.
Pasmi.ru: Никогда этого в РФ не будет. У нас и простой человек считает, что интересы государства важнее его интересов.
Антон Беляков: Послушайте, во всем мире есть сотовая связь, она распространяется потому, что доказала свою эффективность, идеи социал-демократии…
Pasmi.ru: В Египте тоже есть сотовая связь, только там победили исламисты.
Антон Беляков: Они не победили, это эволюционные изменения, кто-то где-то совершает шаг назад. Я повторяю: государство в том случае начнет пользоваться уважением граждан, когда начнет работать в их интересах, будет существовать для них. Любая другая ситуация не устраивает граждан, и они хотят ее изменить. Государство может сопротивляться, обманывать, устраивать репрессии, это может продолжаться какое-то время, но не бесконечно.
Pasmi.ru: Будет революция?
Антон Беляков: В ходе революции одни сбрасывают других, и выясняется, что новые не лучше старых. Что, Борис Ефимович Немцов, когда был вице-премьером и курировал нефтегазовый комплекс, боролся с коррупцией? Я что-то такого не помню. Наоборот, приезжали его нижегородские приятели, занимали ключевые посты, кое-кто летал на газпромовском Иле на 300 мест семьей из 5 человек в Америку отдыхать.
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ЭСЕРОВ
Pasmi.ru: У меня последний вопрос. Появилась информация, что у «Справедливой России» серьезные финансовые проблемы, партии пришлось в 2 раза урезать центральный аппарат. А тут еще проблемы из-за Гудкова. Прокомментируйте это, пожалуйста.
Антон Беляков: Я не готов комментировать, ничего не знаю про финансовые потоки в «Справедливой России», про финансирование аппарата. Если его сократили, как вы говорите, в 2 раза, то вполне возможно, что сделать это надо было гораздо раньше. Там были лишние люди. Я сам с этим сталкивался. Начинается избирательная кампания, у тебя вроде все ставки закрыты, но есть такой парень креативный, хороший, деловой, жаль потерять, и ты его берешь и придумываешь под него функционал. У меня было впечатление несколько лет назад, что когда формировался аппарат «СР», некоторые действительно были приглашены не потому, что под них были задачи, а потому, что это преданные, опытные люди, которые прошли вместе с партией тяжелые времена. То есть пусть человек будет, а там придумаем, чем ему заняться.
С хозяйственной точки зрения это может быть и неправильный принцип. Поэтому, если было принято решение о сокращении аппарата, то я вполне готов его поддержать.
Что касается финансирования партии, я не вполне понимаю, как все устроено в центральном аппарате. Но партия – это не центральный аппарат, партия – это регионы. Это конкретный Иван Петрович Сидорко из деревни Большие Метелки.
Я сам руководитель регионального, владимирского отделения партии, у нас нет федерального финансирования. Справляемся сами. У меня 1200 участков, моя задача не приглашать политтехнологов из Читы на роскошном микроавтобусе вести кампанию, а чтобы в каждой деревне конкретная Мария Ефимовна Петрушкина агитировала за «СР». У меня нет ни копейки центральных денег, ни одного рубля, и когда мне говорят про политический и финансовый кризис в «СР», я улыбаюсь.
Pasmi.ru: То есть во Владимире все хорошо?
Антон Беляков: Почему только во Владимире? Я знаю, что у Олега Михеева в Волгограде, у Валеры Гартунга, у Сани Четверякова все хорошо. Я знаю хренову тучу регионов, где все ок. Партия – это регионы, также как и Россия – это не Москва.
БЛИЦ (КАК ЖИВУТ АНТИКОРРУПЦИОНЕРЫ)
Pasmi.ru: Каким парком автомобилей вы владеете?
Антон Беляков: У меня впечатляющий парк автомобилей. 10 штук честно оформлены на меня, я их из выборов в выборы показываю в своей декларации. Сам я езжу на джипе Nissan, у меня есть 4 «Газели» — это мои передвижные общественные приемные. У меня есть горбатый «Запорожец», который я очень люблю, и мне доставляет удовольствие парковаться на нем возле Думы среди представительских авто. Такой веселый красный жучок.
Есть «Чайка» 73 года выпуска, не в идеальном состоянии, я ее перебираю постоянно. У меня есть Jeep Wrangler, ему 20 лет. Если скажу, за какие деньги купил, вам будет стыдно: он дешевле «Запорожца». У джипа интересная история, его купил Борис Березовский для своей дочери Лизы, с которой мы вместе учились в Медицинском институте. Потом на нем ездил один очень известный режиссер, и спустя много лет, через десятые руки, он попал ко мне. В следующем году в свою декларацию я впишу еще один автомобиль — ГАЗ-21, сейчас мы эту «Волгу» активно шкурим, подбираем железяки подходящие. В общем, старые советские автомобили – мое увлечение.
Pasmi.ru: Где отдыхаете?
Антон Беляков: Лежать на пляже скучно, я через 2 дня без работы лезу на стенку. У меня много международных поездок — я член парламентской ассамблеи Совета Европы. Примерно раз в месяц получается поехать за границу. Недавно вернулся из Парижа. Был на Олимпиаде в Лондоне. Ездил туда за свой счет, спел гимн с нашими девчонками-синхронистками. Это моя третья Олимпиада, и меня всегда пробивает сентиментальность, могу слезу пустить.
Pasmi.ru: В каких ресторанах Москвы бываете?
Антон Беляков: Крайне редко бываю в общепите. Сегодня, например, еще не завтракал (на часах 19:15 – прим. pasmi.ru). Ем мало, спускаюсь вниз в буфет и стараюсь быстро порубать что-то. Но, если я куда-то пойду, то это будет мясная кухня, какой-нибудь стейк-хаус. В модных ресторанах, вроде Марио, не был ни разу.
Pasmi.ru: Любимые напитки?
Антон Беляков: Минеральная вода без газа, соки свежевыжатые, сейчас мама привезет страшное количество яблочного сока, который я буду всю зиму пить. Я не пью алкоголь, потому что всегда за рулем. Ну, в крайнем случае, могу выпить немного белого вина, крепкие напитки вообще не употребляю.
Pasmi.ru: Какие марки в одежде предпочитаете? Что за костюмчик на вас?
Антон Беляков: Ну это совсем секрет. У меня в Коврове на фабрике шьют суперкостюмы, без шуток, по хорошим лекалам и приемлемой цене – 6-7 тысяч рублей за костюм. Вот этот сейчас на мне не очень хороший, а есть просто суперкостюмы, прямо по меркам. И сразу видно – индивидуальный пошив.
Pasmi.ru: Не бросается в глаза коллегам, что не Brioni?
Антон Беляков: Да это лучше. В областных центрах можно найти вещи очень высокого качества и очень недорого. Но что-то, конечно, покупаю за рубежом. Вот недавно в Милане в аутлете набрал рубашек по 15 евро. Тут шел по Петровке, увидел точно такие же в витрине по 9000 рублей. Ну это же ненормально.
Pasmi.ru: Ну вроде все…
Антон Беляков: А про часы не будете что ли спрашивать?
Pasmi.ru: Часы у вас какие?
Антон Беляков: У меня много часов марки SWATCH, разного цвета, надеваю в зависимости от цвета рубашки (сегодня у Антона Белякова синие – прим. pasmi.ru). Они стоят 3,5 тысячи, очень хорошие, долго служат, я доволен.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале