В отпуск с двумя зарплатами: как депутаты Ненецкого автономного округа, Красноярска и Государственной думы умеют ценить свой труд
Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин подписал поправки в закон, увеличив себе отпускные до двух зарплат, депутаты в Красноярске тоже рискнули поднять выплаты самим себе, а парламентарии из Госдумы требовали провести ремонт здания на Охотном ряду, потому что там течет крыша и мешает им работать. Три примера тяжелой жизни народных избранников в современной России.
Мнение первого замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Алексея Александрова о приоритете работы депутатов перед врачами и учителями, с восторгом разделили и даже углубили депутаты Ненецкого автономного округа и их губернатор Игорь Кошин.
22 июня 2017 депутаты окружного Заксобрания решили внести изменения в закон «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа». В частности, в статью об единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Вице-спикер местного парламента и сопредседатель местного же Народного фронта Татьяна Бадьян предложила назначить губернатору и его заместителям двухмесячное денежное содержание в качестве отпускных.
Депутаты озаботились и повышением собственных пенсионных выплат, а также увеличением пенсий ближайших соратников по власти. В случае, если слуга народа замещал государственную должность в течение одного срока полномочий, отчисления должны составить 30% его ежемесячного денежного содержания. Если чиновник праведно служил народу в течение двух и более сроков полномочий, то 45% ежемесячного содержания.
Согласно предложенным изменениям в законе Кошин и его заместители получат, а некоторые уже получили от 200 до 400 тысяч рублей как минимум. При этом средняя зарплата в округе в июне 2017 года — 33 тысячи 774 рубля. Губернатор решил поправить свое финансовое положение на фоне всеобщего сокращения денежного содержания чиновников, в общей массе выплаты рядовым чиновникам были урезаны до 0,1% от предыдущего размера.
Основанием для премирования руководства Ненецкого автономного округа стало повышение рейтинга НАО в федеральном рейтинге до 29,8 баллов. На один пункт. То есть, регион поднялся с 74 места, аж на 73-е (из 85 регионов). ПАСМИ уже писало, как с помощью подобных рейтингов региональные лидеры пытаются улучшить свой имидж в глазах Кремля.
Профессор кафедры государствоведения Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Светлана Бошно также сочла бюрократический восторг губернатора Кошина преувеличенным.
— Ненецкий автономный округ находится во втором эшелоне рейтинга, место довольно низкое, я считаю, что основания для таких решений нет. Кроме того, подобное поощрение, на фоне всеобщего снижения заработной платы, повышает привлекательность самого института власти, что делает занятых в нем людей еще более беспринципными. Они используют любые средства, чтобы в нем удержаться. Существует закон о статусе, основание для этой синекуры, поэтому сейчас во многих регионах скрытно повышаются зарплаты высокопоставленных чиновников.
Светлана Бошно считает утверждение местных депутатов о том, что якобы увеличение содержания чиновников не вызовет дополнительных расходов для бюджета, является, мягко говоря, лукавством.
— Чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то ненужное. Расходы неминуемо увеличатся за счет перераспределения средств, ресурсы-то ограничены. Насколько мне известно, руководство регионов часто идет на хитрость, они делают вид, что повышают среднюю зарплату территории.
Поправка о выплатах вносится якобы за достижения последнего года, но получать-то ее будут и потом! Логично было бы оговорить, что подобные выплаты будут делаться при условии повышения рейтинга, например, на три пункта
Эксперт уверена, что такая схема может стать скрытым оружием против неугодных работников, и она используется довольно успешно. По ее мнению, под броским названием «оценка эффективности» скрывается возможность за одни и те же обязанности платить разным людям и 20 тысяч, и миллион рублей. Кроме того, сейчас принимается положение об эффективном контракте, его смысл в том же.
— Некоторые вещи нельзя прописывать в законе. Он является юридической конструкцией, а совесть — этической. Поправка о выплатах вносится якобы за достижения последнего года, но получать-то ее будут и потом! Логично было бы оговорить, что подобные выплаты будут делаться при условии повышения рейтинга, например, на три пункта. Такая поддержка стала бы стимулирующей. Кроме того, у закона должны быть обоснования, социальные источники права в социальном смысле. В пояснительной записке к этой инициативе они не оговариваются, только экономические.
У этого проекта нет социального объяснения для решения какой социально-значимой и необходимой задачи он принимается. Просто по просьбе депутатов губернатору повышают оплату труда, а сам губернатор спокойно и благостно подписывает поправки в закон.
Эксперт ПАСМИ также сообщила, что когда принимался закон о статусе, никто не предполагал, что им кто-то воспользуется в прямом смысле, то есть, будет писать заявления и требовать денег. Однако расчет на совестливость депутатов не оправдался.
— Мне бы очень хотелось посмотреть, как ненецкий губернатор публично получит «заработанные» деньги на глазах пенсионеров, которые перебиваются на пенсию размером в 10 тысяч рублей, — резюмировала Светлана Бошно.
Происки врагов в Красноярске
Аналогичный случай произошел недавно в Красноярском крае. 19 июля стало известно, что депутаты Заксобрания проголосовали за повышение собственной зарплаты в два раза, со 100 до 200 тысяч рублей.
Документ получил огласку, и ошарашенные весьма недоброжелательным, если не сказать, хищным вниманием общественности, красноярские депутаты начали сбивчиво оправдываться, на ходу придумывая самые удивительные версии случившегося.
Например, Александр Глисков обвинил неназванную группу депутатов в попытке провернуть «спецоперацию». По его словам, они подменили закон о расчете стажа государственной службы на текст законопроекта о двукратном повышении содержания. И именно поэтому его введенные в заблуждение коллеги проголосовали за удвоение собственного жалования.
Инициировала голосования депутат от фракции «Единая Россия» Людмила Магомедова. Она утверждает, что последние 11 лет жалование депутатов не повышалось. Об этом же сначала сообщил губернатор Красноярского края, Виктор Толоконский. Он заявил, что таких зарплат, как у местных депутатов, уже давно нигде нет. Средний уровень по Сибири составляет 120 тысяч.
Разумеется, это весьма низкая оплата труда, тем более, на фоне средней по Красноярскому краю зарплаты, размером в 35 493 рубля. Данные опубликованы Росстатом.
По другим оценкам она еще скромнее — в июле 2017 года она составляла 24 917 рублей.
Как бы там ни было, в дело вмешался прокурор Красноярского края Михаил Савчин. Он опротестовал принятый закон, обосновав свое действие «грубейшими нарушениями процедуры принятия».
Депутаты вышли из отпусков и единогласно, в двух чтениях, отменили этот закон.
Депутаты Госдумы испугались текущей крыши
Если вспомнить высказывание уже процитированного нами первого замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Алексея Александрова об архиважности работы депутатов, то необходимо подчеркнуть, что работать им приходится просто в нечеловеческих условиях.
Достаточно вспомнить оживленную дискуссию, развернутую народными избранниками, на последнем заседании нижней палаты парламента. Во время выступления вице-спикера Яровой, депутаты обнаружили, что крыша Госдумы злостно протекает и заливает водой их бархатные кресла. Яровой так и не дали закончить доклад, и взбудораженные законодатели потянулись к выходу. Однако лидер ЛДПР Владимир Жириновский не дал коллегам спасовать перед бедой и заявил: «Я здесь, я вернулся, я с вами. Предлагаю работать до рассмотрения полной повестки дня!».
Спикер Госудумы Вячеслав Володин предложил сократить заседание, продлив его в следующий раз. С ним согласился депутат от КПРФ Олег Смолин. Однако другой депутат Василий Власов поддержал лидера ЛДПР и заявил о необходимости реновации здания, причем срочной. Он также высказал надежду на то, что инцидент ускорит переезд Госдумы в новое здание.
Володин в ответ сурово напомнил ему о реальности, в которой «наши избиратели живут в ветхом жилье». Он стоически заявил, что переедет в новое здание не раньше, чем «последние наши избиратели переедут в новую квартиру».
В ходе напряженных прений победило мнение депутата от «Справедливой России» Олега Нилова. Он подчеркнул, что недурно было бы закруглиться пораньше, так как из-за непогоды транспортная обстановка сложная, везде пробки. В итоге изнуренные непосильным бременем принятого решения депутаты закончили пленарное заседание на 20 минут раньше положенного времени.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале