Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Артем Цирин: Информационные меры — базовые в противодействии коррупции

Артем Цирин
Артем Цирин, кандидат юридических наук

Повышение правовой грамотности в области противодействия коррупции среди муниципальных служащих – одна из важнейших задач, направленная на профилактику коррупционных правонарушений. С этой целью в Подмосковье прошла серия обучающих семинаров, организованных по инициативе Администрации Губернатора Московской области и Главного управления региональной безопасности Московской области. Об основных направлениях работы по усилению антикоррупционной деятельности по итогам обучения рассказал приглашенный лектор, исполняющий обязанности заведующего отделом методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения  при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Артем Цирин.

— Какие основные тенденции, на ваш взгляд, существуют сегодня в вопросе активизации работы по борьбе с коррупцией?

— Основные акценты государственной антикоррупционной политики на современном этапе определены Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Прежде всего, речь идет о совершенствовании правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Упор также делается на совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Особое внимание уделяется повышению эффективности мер по противодействию коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

Усиливается влияние нравственных и этических норм на соблюдение соответствующих принципов служебного поведения. Это, в частности, подтверждается инициативой Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О внесении изменений в Указ Президента № 885 «Об общих принципах служебного поведения государственных служащих». Если данные поправки Минтруда, подготовленные в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, будут приняты, то тех служащих, которые наделены организационно-распределительными полномочиями (категория руководителей), могут обязать осуществлять контроль за этическим поведением своих сотрудников во внеслужебное время, в том числе при общении в социальных сетях.

В заключении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на указанный проект Минтруда России было отмечено, что с целью ухода от формализма и перегибов на местах необходимо дополнительное научно-методическое обеспечение данного вопроса, включая подготовку соответствующих методических рекомендаций.

Кроме того, хочется отметить, что повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер тоже является одним из основных акцентов, которые расставлены в Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

— Назовите, пожалуйста, наиболее актуальные направления по совершенствованию работы по борьбе с коррупцией.

— Прежде всего, это совершенствование средств и технологий предупреждения коррупционных правонарушений, так называемая превенция коррупции, и обеспечение полноценного социального контроля со стороны государства и общества за поведением должностных лиц. На это, в частности, указывает и тематика международных научных конференций, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 гг. Так, 26-27 апреля 2017 года состоялось крупное ежегодное мероприятие — Евразийский антикоррупционный форум, предполагающий всестороннее обсуждение темы социального контроля.

Речь идет о социальном контроле в широком смысле этого слова – то есть не только о деятельности общественных структур, бизнес-сообщества, которая тоже очень важна, но и, например, о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Такие комиссии сейчас функционируют во всех федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Кроме того, очень важна деятельность по искоренению бытовой коррупции, которая затрагивает интересы всех граждан нашей страны. С этой целью УК РФ дополнен статьей 291.2 «Мелкое взяточничество», которая позволила, с одной стороны, акцентировать деятельность правоохранительных органов на данных деяниях, а с другой стороны, отграничить мелкое взяточничество от более серьезных проявлений коррупции.

— Какие задачи в первую очередь призван решить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»?

— В первую очередь, закон направлен на совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, включая ее распространение на лиц, замещающих муниципальные должности. При этом за несоблюдение антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей контракт с указанными лицами может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Кроме того, модернизации подвергся запрет заниматься предпринимательской деятельностью, который теперь распространен на случаи занятия такой деятельностью через доверенных лиц.

Согласно комментируемому закону сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами. Это способствует формированию режима открытости и прозрачности информации о публичных должностных лицах.

— Как вы видите дальнейшую работу по формированию законотворческой деятельности по вопросам борьбы с коррупцией в России?

— На мой взгляд, самое главное — это укрепление базового Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В настоящее время антикоррупционные нормы очень сильно разбросаны по всему нашему законодательному полю, что не способствует единообразию практики применения. Сейчас во всех субъектах Российской Федерации уже приняты свои законы, которые во многом дополняют федеральный уровень. Тем не менее, я вижу совершенствование данного нормативного блока в определенной систематизации, которая бы предотвратила дублирование одних и тех же норм на всех уровнях управления.

Необходимо совершенствовать законодательные основы применения такой меры, как увольнение за утрату доверия. В настоящее время наиболее эффективно эта мера действует в отношении государственных гражданских служащих, и это является основанием для того, чтобы человек, уволенный за утрату доверия, уже больше никогда не смог работать на госслужбе. При этом в перспективе данная мера также должна распространяться в равной степени на весь государственный сектор – на работников государственных компаний и корпораций, а также организаций¸ созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, предполагается создание реестра лиц, уволенных за утрату доверия, чтобы кадровые службы любой организации, любого органа могли обратиться к этому реестру и уточнить информацию о таких лицах.

— Насколько, на ваш взгляд, необходимо ужесточать кадровую работу в части противодействия коррупции? Чем могут помочь в этом вопросе подобные семинары?

— Я бы хотел выразить поддержку инициативе Администрации Губернатора Московской области и Главного управления региональной безопасности Московской области, потому что информационно-пропагандистские, просветительские меры, — это одно из базовых, основополагающих мероприятий в антикоррупционной сфере, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. От того, насколько грамотно мы подаем этот материал, формируем определенное отношение к данной проблематике, разъясняем гражданам их права, обязанности, ответственность, а также систему запретов, ограничений и обязанностей, установленных в этой сфере, в целом зависит эффективность реализации государственной антикоррупционной политики.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале