Рынок проигран не по качеству, а из-за условий поставок
Если вы производите станки – вы владеете миром, если нет – вы технически отсталая страна и мир владеет вами. Тему станкостроения как фондообразующей отрасли обсудили на открытии 18-ой выставки «Металлообработка» в Москве.
По словам министра промышленности России Дениса Мантурова, в стране складывается неплохая картина в станкостроении. «На протяжении последних трех лет мы видим существенные изменения в отрасли, рост, появляются новые предприятия, снижается импортная зависимость, на рынок выходят новые образцы, увеличивается спрос на продукцию отечественного производства», — подчеркнул Мантуров. Он отметил лидеров рынка отрасли, а именно, Москву, Башкортостан, Рязанскую и Ульяновскую области, принимающие самое активное участие в формировании станкостроительных кластеров.
Выставка «Металлообработка»
Выставка «Металлообработка» в 18 раз прошла в Москве. В ней приняли участие 1030 компаний из 30 стран мира, 500 из них – российские. В этом году павильоны заняли 39,5 тысяч квадратных метров. Организаторы — «Экспоцентр» и Российская ассоциация «Станкоинструмент».
Не такую лучезарную картину видят производители станков. По их оценкам, отрасли не хватает финансовых средств со стороны государства, хотя бы в виде дешевых кредитов. Пока отрасль выплывает за счет гособоронзаказа. Но и тут есть подводные камни, когда предприятия ОПК, получив государственные деньги и заказав станки, не выплачивают аванс производственникам. В результате, станкостроительные заводы, чтобы произвести необходимую продукцию, берут кредиты под огромные проценты — в итоге это отражается на стоимости оборудования. Эта проблема не решается годами.
Экс-министр станкостроения недоволен развитием отрасли
Оптимистичное мнение чиновников не разделил и Николай Паничев, экс-министр станкоинструментальной промышленности. В комментарии ПАСМИ он рассказал, — Россия только начинает выходить на передовые рубежи. «Пятикоординатные станки в 90-е годы выпускали по 24 тысячи штук, а сейчас Россия только начинает выпускать единицы», — уточнил он. И добавил, что в советское время в стране было 24 совместных предприятия и 74 генеральных соглашения о кооперированном производстве с иностранными компаниями. И железный занавес не был помехой. Оказывается, импортозамещением можно заниматься не на словах, а на деле. По мнению Паничева, в России будет движение в развитии станкостроения, если правительство прислушается к профессионалам, а не к эффективным менеджерам. Отметим, что Николай Паничев прошел путь от токаря до министра, причем возглавлял отрасль на пике ее развития.
Рынок станкостроения перекраивать не будут
Нынешний министр промышленности РФ, хоть и смотрит на отрасль с оптимизмом, но не строит амбициозных планов. В своем выступлении он подчеркнул, — у нас нет задачи переделить весь рынок, напротив, надо создать условия для конкуренции всех производителей независимо от страны происхождения. Чиновник привел два примера успешного сотрудничества за последние годы. Речь идет о международной кооперации с немецко-японским концерном DMG Mori (2015 год), а также о соглашении между «Ковровским механическим заводом» (КМЭЗ) и компанией «Takisawa Machine Tool» (2013 год).
Напомним, что только в Москве после 1990 года были закрыты 42 ведущих предприятия станкостроения. Завод «Калибр», «Завод имени Серго Орджоникидзе» и ряд других предприятий. Наверное, именно поэтому ветераны отрасли не могут смириться с современной отсталостью России в станкостроении и засильем иностранных станкостроительных компаний на российском рынке. Николай Паничев рассказал, как работали с западными компаниями в былые годы. «Иностранным компаниям был открыт путь на рынок советского союза только через совместное или кооперированное производство. Только совместная работа давала гарантию продавать станки», — такова была политика государства и лично министра станкостроения. Если кто-то позволял себе положить «в карман», он немедленно убирался с позором, подчеркнул Паничев.
По его оценке, Россия не может встать на устойчивые рельсы в станкостроении по причине отсутствия общей технологической политики в стране. Сегодня такой политики нет. Даже закон о техническом регулировании «обкромсали», уточняет Паничев. Поэтому на законодательном плане нужны изменения, резюмировал он.
Законы для промышленности без законников президента не принимаются
Почему же законодатели бездействуют? Неужели не понимают, насколько важно станкостроение для развития всей промышленности, в том числе и нефтянки. Понимают, но сделать ничего не могут.
«В России главным законодателем является Государственное правовое управление президента. Есть, конечно, восемь субъектов законодательной инициативы, но если вы закон в ГПУ президента не согласовали, то вы его никогда не примите. Второй приоритет имеет правительство, а потом уже все остальные. Поэтому депутаты предлагают законопроекты, но без согласования законы не принимают», — сообщил ПАСМИ Николай Коломейцев, депутат Госдумы от КПРФ. И подчеркнул, — проблема в том, что в России говорят 15 лет о модернизации, а в правительстве главного инженера нет. Нужны опытные кадры, считает Коломейцев.
Дорогие кредиты – главный тормоз
По мнению Георгия Самодурова, президента Российской ассоциации «Станкоинструмент», соорганизатора выставки, у России есть шанс на реабилитацию станкостроительной отрасли. Главное — не упустить время и не растерять ценных на вес золота специалистов. Он уточнил, что Россия проигрывает внутренний рынок не по техническим характеристикам и не по качеству продукции, а по условиям поставки. Так иностранный производитель под контракт на поставку оборудования обращается в местный банк, который выдает ему кредит на неимоверно выгодных условиях. Например, в Европе под 1−2% годовых, в Японии — под 0,01%. Когда станок изготовлен, иностранный производитель дает рассрочку российскому покупателю на три-пять лет.
Конечно, это очень выгодно для потребителя: оплатить 20% от суммы станка, а остальное выплатить в течение пяти лет под крошечные проценты. В России кардинально иная ситуация.
Минпромторг обновит стратегию для станкостроителей
Впрочем, Минпромторг наряду с действующей программой развития станкостроения планирует запуск новой программы, которая будет способствовать созданию комплектующих в интересах отрасли.
Восстановление конструкторских школ, развитие научно-технологической инфраструктуры, создание опытных производств, переход на принцип цифрового машиностроения – все это также в планах у Минпромторга, которые озвучил Мантуров.
«Сейчас ведем работу над стратегией развития станкоинструментальной промышленности в ее новом облике. В ближайшее время представим ее на общественное обсуждение», — отчитался перед станкостроителями министр промышленности РФ.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале