Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Александр Ачкасов: Купить права в столице невозможно

Александр Ачкасов Союз автошкол Москвы
Председатель правления Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов

Минимальная стоимость обучения в автошколе должна равняться 46 тысячам рублей. С таким предложением выступила Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ). ФАС предложение не поддержал, сославшись на то, что автошколы – это конкурентная среда. Об этой инициативе, коррупции в автошколах и ГИБДД нам рассказал председатель правления Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов.

— Поддерживает ли Союз автошкол Москвы инициативу МААШ?

— Я не знаю ассоциацию, которую вы назвали. Вообще-то мне известны все союзы, которые связаны с автошколами. Эта ассоциация не причастна к обучению в автошколах. Скорее всего, речь идет о торговом доме, который продает товары для автошкол.

Сами автошколы — это живой организм: обучение, зарплата сотрудников, аренда классов, покупка автомобилей, инструктора. Поэтому в Краснодаре – одна цена аренды и зарплат, в Москве – другая, в Сибири – третья. Под одну гребенку всех не подравняешь. Как правило, в Москве обучение в автошколе обходится в 30-45 тысяч рублей.

Есть ли у МААШ классы, автошкола?! Сейчас появились ассоциации, которые вообще никакого отношения к автошколам не имеют. А громкие названия типа «всероссийская» или «межрегиональная» они просто так себе присвоили. Это так же как носить чужой мундир и медали. Это виртуальные ассоциации.

СПРАВКА

Союз автошкол Москвы насчитывает 14 школ, которые выпускают от 30 до 40% всех новоиспеченных водителей в городе.

— В Москве стоимость обучения в некоторых автошколах составляет 20 тысяч рублей. Таким образом, другие автошколы сталкиваются с демпингом?

— Если низкая цена за обучение маркетинговый ход автошколы, то это не демпинг.  Три-четыре года назад все кричали, что поднимется стоимость обучения в автошколах. Доллар вырос, нефть упала, жизнь изменилась, а стоимость обучения в автошколах — осталась той же.

«Раньше автошколы работали как адвокатское бюро: брали деньги и передавали их в ГИБДД, оставляя себе проценты. Сейчас такого нет».

— Коррупция при сдаче экзамена в ГИБДД: это актуальный вопрос?

— В Москве этого нет. С приходом генерала Виктора Коваленко в ГИБДД «купить» права в столице невозможно. Он навел порядок в Москве. Причем работать комфортно и автошколам, потому что мы думаем только об образовательном процессе и все. А ГИБДД занимается своими вопросами. Раньше автошколы работали как адвокатское бюро: брали деньги и передавали их в ГИБДД, оставляя себе проценты. Сейчас такого нет.

Сейчас у легальных школ — пустые классы. Причина – демографическая яма, в которую попала Россия в 90-е годы. Именно по этой причине автошколы страдают от нехватки курсантов. Под эту сурдинку бумажные ассоциации, типа МААШ, хотят пропиариться, — кричат, что закрываются школы.

Еще пару лет назад в Москве было 450 школ, теперь – 200. Ушли «серые» школы. На наш взгляд, в Москве должно быть порядка 30 школ. Этого вполне достаточно.

— А какова ситуация с коррупцией при сдаче на права в регионах?

— Возможно, такая проблема есть. Сейчас к нам в Союз поступают сигналы, что в Москву «заезжают» автошколы из других регионов с целью «отбирать у нас хлеб». А проще говоря – они занимаются торговлей правами. Мы будем проводить собственное расследование и выявлять такие автошколы.

— Уже несколько лет в России проходит процедура лицензирования автошкол. Автошколам предъявили новые требования, в частности, проработку учебных программ, наличие современной техники в учебных классах, на автодромах. Помогла ли мера избавиться от псевдошкол по вождению?

— Это здорово, потому что раньше мы работали без регламента. Даже ужесточающие требования пошли на благо образовательного процесса. Всего за три года работы регламента аварийность на дорогах уменьшилась.

Два года назад в России было 13 тысяч автошкол, сейчас – около семи тысяч. С рынка ушли автошколы, которые просто торговали правами, «серые» автошколы. У некоторых даже классов для обучения не было.

— А как обстоят дела с квалификацией инструкторов, обучающих вождению. Есть ли нормы? И должен ли регулироваться этот вопрос?

— Это наша болезненная тема. Если раньше инструкторов  готовили специальные школы, то сейчас можно стать инструктором через год после получения прав. Это, конечно, неправильно. Этим летом в Норвегии на CIECA мы будем прорабатывать эту тематику, коллеги из-за рубежа будут делиться своим опытом. Я думаю, что мы приедем с новыми идеями как решить эту проблему.

СПРАВКА

CIECA – международная ассоциация, объединяющая организации в сфере экзаменационной деятельности (проведение экзаменов, оформление и выдача документов, проведение научных и методических разработок допуска водителей). CIECA также участвует в разработке инструментов безопасности дорожного движения, унификации требований к водителям и методикам их подготовки.

— И в Москве много неквалифицированных инструкторов?

— Совершенно верно. Хватает.

— Права ведь все равно в России без взятки не получишь?

— Мы совместно с ГИБДД отслеживаем ситуацию по взяткам при сдаче на права и боремся с такими проявлениями. Если мы узнаем о взятках в регионе, отправляем письмо в ГИБДД России, — реакция поступает моментально.

«Основные причины аварийности в России – это неумение держать дистанцию, игнорирование знака «уступи дорогу» и превышение скоростного режима»

— С какими инициативами выступает Союз автошкол Москвы? Что требуется сегодня на дорогах столицы и в целом в России?

— У коллег из Беларуси давно действует мера для молодых водителей по ограничению скорости до 70 км в час в течение двух первых лет. Мы предлагаем ввести этот механизм в России.

Сейчас у нас также есть большое предложение — ввести текст на умение читать дорогу. Механизм таков — программа моделирует непредвиденные ситуации на дороге, а человек их решает. Одному надо будет посмотреть сто таких роликов, другому – триста. Но когда будущий водитель встретит подобную ситуацию на дороге, он будет знать, как из нее выйти. Испания ввела у себя текст на умение читать дорогу, и за два года аварийность на дорогах сократилась на 53%. Сегодня они ставят себе планку достичь безаварийной езды на дорогах.

Основные причины аварийности в России – это неумение держать дистанцию, игнорирование знака «уступи дорогу» и превышение скоростного режима. В своих предложениях мы делаем упор на решение этих проблем.

Также в Беларуси давно действуют световозвращатели как мера безопасности на дорогах. Это отлично работает. Все школьники должны иметь при себе такие элементы на одежде или рюкзаках (в виде браслетов, брелоков, фликеров). В России все эти новшества, к сожалению, внедряются со скрипом.

Также мы приедем с пакетом инициатив после очередной конференции CIECA, которая пройдет этим летом в Норвегии. Сейчас мы прорабатываем вопрос о внедрении так называемого «Идиотен теста» (это позорный тест для немецких водителей) за превышение скоростного режима. Эта процедура и стоит дорого (в Германии около 4 тысяч евро), и пока человек не сдаст этот тест, права водителю, нарушившему скоростной режим, не возвращают.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале