На контроль или под ноготь?
Факт того, что муниципальные госслужащие теперь будут отчитываться о доходах главе региона, как требует новый закон, разделил экспертов и общественников на два лагеря.
Напомним, новый документ, в частности, обязывает «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации» вести проверку достоверности и полноту сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лиц, замещающих муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы.
Ранее проверку сведений проводила служба самого муниципалитета.
Муниципалитеты выпали фактически из антикоррупционного законодательства, рассказал ПАСМИ председатель общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» Виктор Костромин. Сложилась ситуация, когда подчиненный главы муниципального образования проверял декларацию своего руководителя. «Кроме того, в сельских поселениях порой даже квалификации работника недостаточно для проверки подобных документов. А сейчас с новым законом выстроилась полная вертикаль», — заключил эксперт.
«Сейчас создан четкий механизм, — подчеркнул редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы» Александр Коробкин. – Иначе кто пойдет в муниципальном образовании против главы – да никто? В случае выявления неверных сведений в декларации главы кто раньше мог выйти с инициативой о его отстранении? Теперь это может сделать глава региона». На вопрос: не станет ли новый закон методом давления на неугодных региональной власти муниципальных служащих и депутатов, — эксперт пояснил, что такая возможность существует.
С одной стороны президентский закон назрел и в нем есть здравые для антикоррупционной работы зерна, подчеркнули и в центральном аппарате партии «Яблоко». Например, запрет на иностранные счета для муниципальных чиновников и раскрытие доходов должностными лицами контрольно-счётных органов.
С другой стороны, продолжается скрытое давление на муниципальные органы, убежден заместитель руководителя Центра антикоррупционной политики «Яблока», юрист Алексей Карнаухов. «Местные вопросы и так решаются централизовано, а о самоуправлении речь можно вести только в кавычках. Теперь у глав регионов появятся дополнительные контрольные функции, которые идут вразрез со статьёй 12 Конституции РФ, по которой местное самоуправление самостоятельно. На мой взгляд, должен быть отдельный федеральный орган, по аналогии с антикоррупционной прокуратурой, который бы занимался подобными вопросами», — заключил яблочник. При этом увеличение штата и расходов не нужно, достаточно оценить эффективность и переформатировать те структуры, которые уже действуют.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале