Леонид Маркелов: «В Марий Эл развивается предпринимательство, сокращаются административные барьеры»
На вопросы редакции ПАСМИ Леонид Игоревич отвечал избирательно. Например, глава проигнорировал вопрос о незаконном уголовном преследовании предпринимателей. Но при этом рассказал про льготы для бизнесменов и среднюю зарплату выше 24 тысяч рублей.
ПАСМИ: В регион приходят зарубежные или отечественные инвесторы? Что делается в регионе для инвестиционной привлекательности? Какова динамика привлечения инвесторов в соответствии с республиканской целевой программой «Развитие инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл в 2010 — 2020 годах»?
Леонид Маркелов: В последние годы в республике реализуется ряд новых инвестиционных проектов, в том числе с участием зарубежных партнеров и инвесторов.
Например, в 2016 году компанией «Knauf» принято решение о реализации на территории республики инвестиционного проекта по строительству завода гипсовых вяжущих и сухих строительных смесей на основе гипса. Объем капитальных вложений в проект — 375 млн рублей. Имеется и ряд других примеров успешной реализации на территории республики инвестиционных проектов с иностранным участием.
Все это является результатом планомерной и целенаправленной работы, проводимой Правительством Республики Марий Эл по формированию положительного инвестиционного имиджа республики и созданию комфортных условий для начала и ведения бизнеса в регионе.
Сегодня Правительством Республики Марий Эл предпринимаются значительные усилия для привлечения инвестиций, создания условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства и развития инфраструктуры: внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, предусматривающий создание на региональном уровне ключевых инструментов и механизмов содействия в развитии инвестиционной и предпринимательской деятельности, реализуется «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата на основе лучших практик, выявленных по итогам ежегодного проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, отражающего оценку восприятия предпринимательским сообществом тех усилий, которые предпринимаются органами власти всех уровней по улучшению состояния инвестиционного и предпринимательского климата в регионе.
Также ключевыми задачами проводимой работы являются выявление и внедрение лучших управленческих практик привлечения инвестиций в регионы, мотивация региональных органов власти и органов местного самоуправления к повышению качества деловой среды и оценка условий ведения бизнеса в регионе.
На уровне муниципальных образований в республике осуществляется внедрение успешных практик, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и сокращение административных барьеров. К данному процессу подключились все муниципальные образования в республике.
Продолжается совершенствование нормативной правой базы Республики Марий Эл в сфере защиты прав и поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, которым предоставляются налоговые льготы, субсидии и преференции, оказывается (наряду с финансовой) также организационная, методологическая и имущественная поддержка в процессе осуществления предпринимательской деятельности на территории республики.
Республиканское законодательство в соответствии с предложениями от бизнес-сообщества и общественных организаций республики адаптивно изменяется и совершенствуется. Проводится оценка регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов республики в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности, защиты прав и интересов инвесторов.
Активно развивается инфраструктура поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности.
В 2015-2016 годах в республике был построен еще один бизнес-инкубатор в поселке Медведево, площадью порядка 1 100 кв. м., в котором планируется создание до 70 новых рабочих мест.
Принято решение о создании Южного промышленного района г. Йошкар-Олы площадью 150 га и индустриально-технологического парка «Южный». Уже сегодня мы можем предоставить для потенциальных инвесторов на территории Южного промышленного района более 30 инвестиционных площадок.
Создана эффективная площадка для коммуникации органов исполнительной власти и бизнес-сообщества республики с целью решения возникающих вопросов, а также создана эффективная система каналов «прямой» связи руководства и представителей бизнес-сообщества республики, предоставляющая возможность оперативного реагирования по возникающим в процессе осуществления предпринимательской деятельности вопросам.
В рамках государственных целевых программ Республики Марий Эл также реализуется и ряд других направлений и мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности республики и привлечению инвестиций в экономику региона.
В рамках Петербургского экономического форума 17 июня 2016 г. представлены итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации текущего года. Республика Марий Эл среди субъектов Российской Федерации в интегральном рейтинге 2016 года занимает 31-е место. Достаточно высокий рейтинг республики характеризует эффективность принятых и принимаемых на региональном уровне мер по активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности.
В процессе усиления конкуренции между регионами за инвестиции и ограниченности бюджетных расходов необходимо сформировать и реализовать именно значимый и эффективный для бизнеса пакет мер, способных существенным образом влиять на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
Для решения указанных задач, повышения уровня и качества принятия управленческих решений в республике внедряется система проектного управления, а также планируется реализация целевых моделей регулирования и правоприменения.
Другим направлением работы Правительства Республики Марий Эл является совершенствование контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне, которое является логическим продолжением и дополнением реализации федеральных инициатив в данной сфере.
Достижение положительной динамики в приросте инвестиций, формировании положительного инвестиционного имиджа региона, развитии малого и среднего предпринимательства возможно только совместными усилиями органов исполнительной власти всех уровней при установлении открытого диалога бизнеса и власти и создании максимально комфортных условий для начала и ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Марий Эл.
Деятельность Правительства Республики Марий Эл в данном направлении будет продолжена и в дальнейшем.
ПАСМИ: Малый и средний бизнес развиваются? Как Вами организована работа по снижению административного давления и уменьшению фактов незаконного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей? Есть ли проблемы во взаимодействии с правоохранителями при решении этих задач?
Леонид Маркелов: Малый и средний бизнес выступают важной частью функционирования и социально-экономического развития территории любого региона России. Они создают рабочие места, разрабатывают и внедряют новые технологии, максимально учитывают местные условия, «проникают» в невыгодные для крупных предприятий сферы, формируют значительную часть регионального валового продукта.
Малое предпринимательство Республики Марий Эл характеризуется следующими показателями.
По состоянию на 1 января 2016 г. в Республике Марий Эл зарегистрировано 10,4 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса и 13,4 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Оборот малых и средних предприятий по итогам 2015 года составил 149,1 млрд. рублей с ростом к уровню 2014 года на 11%.
Среднесписочная численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса за 2015 год составила 55,1 тыс. человек. С учетом индивидуальных предпринимателей общая численность занятых в малом и среднем бизнесе составила 68,5 тыс. человек.
За 2015 год среднемесячная заработная плата на малых предприятиях составила 16 525 рублей, что на 6,5% выше уровня 2014 года, на средних — 21 418 рублей, с ростом к уровню 2014 года на 7,6%.
За истекший год предприятиями малого и среднего бизнеса вложено инвестиций в основной капитал на сумму 11,2 млрд рублей (темп роста к уровню 2014 года — 115,5 %).
Налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от субъектов малого и среднего бизнеса, уплачивающих налоги со специальными налоговыми режимами, составили 1,3 млрд. рублей, что выше уровня 2014 года на 15%.
Достижению указанных результатов послужила, в том числе, государственная поддержка, оказываемая в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Марий Эл «Экономическое развитие
и инвестиционная деятельность (2013 — 2020 годы)» (далее — подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2012 г. № 326. Объем финансирования подпрограммы из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2016 году составил 5,3 млн. рублей. С учетом средств федерального бюджета, привлеченных в республику на условиях софинансирования, на реализацию подпрограммы будет направлено 60,9 млн. рублей.
Планируется, что по итогам реализации в 2016 году мероприятий подпрограммы, направленных на содействие развитию кредитно-финансовых и инвестиционных механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований в республике, будут достигнуты следующие результаты:
-оказана государственная поддержка в реализации 123 проектов субъектов малого и среднего бизнеса;
-создано 126 новых рабочих мест;
-объем инвестиций, вложенных исполнителями мероприятий подпрограммы, составит около 150 млн. рублей;
-отчисления во все уровни бюджета и внебюджетные фонды составят более 200 млн. рублей.
В 2017 году в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства будет продолжена работа по реализации Подпрограммы, объем финансирования которой за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составит 5,5 млн. рублей.
К наиболее значимым направлениям государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемым в рамках подпрограммы, относятся мероприятия, направленные на поддержку организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При реализации мероприятий в 2017 году прогнозируется достижение следующих показателей:
-увеличение оборота малых и средних предприятий до 153 млрд рублей;
-увеличение среднесписочной численности работающих у субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) (без внешних совместителей) до 78,3 тыс. человек;
-увеличение среднемесячной заработной платы работающих на малых предприятиях (без внешних совместителей) до 18 740 рублей, средних предприятий — до 24 270 рублей.
17 июня 2015 года в Республике Марий Эл принят Закон Республики Марий Эл № 23-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл», предусматривающий установление «налоговых каникул» для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной и научной сферах (на основе упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения).
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено предоставление права органам государственной власти субъектов Российской Федерации снижать
с 6% до 1% налоговую ставку при применении упрощенной системы налогообложения для предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, а также право на расширение видов деятельности при применении патентной системы налогообложения
и установление «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг.
В этой связи Государственным Собранием Республики Марий Эл принят ряд изменений в Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл». Указанным законом с 1 января 2016 года установлен ряд преференций для отдельных категорий предпринимателей:
— для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания ряда бытовых услуг населению, установлены двухлетние «налоговые каникулы»;
— расширены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Также определены размеры потенциально возможного годового дохода по данным видам деятельности.
Указанные налоговые льготы будут способствовать вовлечению в экономику физических лиц, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников.
В целях обеспечения доступности получения государственных и муниципальных услуг по месту пребывания граждан и юридических лиц в Республике Марий Эл в 2015 году завершены работы по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных
и муниципальных услуг (далее — МФЦ), работающих под единым брендом «Мои документы».
Организация предоставления в Республике Марий Эл государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» осуществляется на базе автономного учреждения Республики Марий Эл «Дирекция многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Марий Эл», являющегося Уполномоченным МФЦ в Республике Марий Эл.
В рамках Соглашения о взаимодействии, заключенного между АО «Корпорация МСП» и АУ Республики Марий Эл «Дирекция МФЦ», от 14 марта 2016 г. № С-66 с 1 декабря 2016 г. через МФЦ начато предоставление следующих услуг АО «Корпорация МСП»:
— услуга по подбору по заданным параметрам информации о недвижимом имуществе, включенном в перечни государственного и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и свободном от прав третьих лиц;
— услуга по предоставлению по заданным параметрам информации
об организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, в том числе инновационной продукции, конкретных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
— услуга по предоставлению информации о формах и условиях финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по заданным параметрам.
В настоящее время в республике функционируют 16 крупных многооконных МФЦ с количеством окон от 3 до 46 (два из них находятся в г. Йошкар-Оле — на 46 и 6 окон обслуживания,
остальные 14 — в муниципальных образованиях республики) и 72 территориально обособленных структурных подразделения МФЦ (далее — ТОСП). Общее количество окон по работе с населением в республике составляет 182 окна, благодаря чему 93,03% жителей республики обеспечены доступом к получению услуг по месту пребывания.
Из числа услуг, предоставляемых для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, можно отметить такие услуги, как государственная регистрация юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП); государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление (продление срока действия) лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению и переоформлению документа, подтверждающего наличие лицензии (его дубликата), прием отчетов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, предоставление региональной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В связи с внедрением в Республике Марий Эл системы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг заявители освобождаются
от обязанности предоставлять документы и информацию, которая находится в распоряжении органов власти (информацию о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, сведений из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.).
ПАСМИ: В республике с 2011 по 2015 год действовала «Комплексная программа мероприятий по созданию новых рабочих мест», каковы итоги действия этой программы? Удалось ли повысить долю рабочих мест, занятых в производстве, по отношению к непроизводственному сектору? Какие новые направления экономики региона удалось развить?
Леонид Маркелов: С целью формирования квалифицированного рынка труда, обеспечения экономики трудовыми ресурсами, повышения занятости населения в Республике Марий Эл действует государственная программа Республики Марий Эл «Содействие занятости населения на 2013 — 2020 годы» (далее — Государственная программа), в рамках которой реализуются основные мероприятия: содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики и содействие повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан.
Для обеспечения предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты, органами службы занятости населения сформирован банк квалифицированных рабочих и специалистов, проводятся ярмарки вакансий, в том числе межрегиональные, а также организовано привлечение квалифицированных работников из числа соотечественников, желающих переселиться на территорию Республики Марий Эл.
Так, при содействии органов службы занятости населения ежегодно более 1000 работодателей находят себе необходимых специалистов, в том числе благодаря переобучению безработных граждан.
С целью повышения кадрового потенциала организаций, обеспечения квалифицированными специалистами создаваемых и модернизируемых рабочих мест Департаментом труда и занятости населения Республики Марий Эл было организовано опережающее профессиональное обучение работников.
В рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл, в период с 2009 года по 2013 год прошли обучение 2 390 работников. На эти цели было направлено 21,1 млн. рублей из федерального и республиканского бюджетов.
Такие предприятия, как АО «Марийский машиностроительный завод», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ЗАО «Марийский завод силикатного кирпича», ООО «Марикоммунэнерго», ООО «Марийский нефтеперегонный завод», реализующие инвестиционные проекты, обеспечили собственную потребность в трудовых ресурсах за счет переобучения и обучения собственных работников, не только в Республике Марий Эл, но и в других регионах, что позволило получить новые знания и навыки для повышения эффективности работы организаций.
С целью развития малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл в рамках Государственной программы органами службы занятости населения оказываются государственные услуги по организации самозанятости безработных граждан. Так, за период с
2009 года по 2015 год органами службы занятости населения Республики Марий Эл на самозанятость направлено 3397 безработных граждан с оказанием финансовой помощи на развитие предпринимательской деятельности.
Кроме того, в рамках программы «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Республики Марий Эл» предусматривалось оказание финансовой помощи на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан индивидуальными предпринимателями, организовавшими собственное дело при содействии органов службы занятости населения. В рамках данной программы с 2010 года по 2013 год 580 индивидуальными предпринимателями из числа безработных граждан организовано 1170 дополнительных рабочих мест, на которые были трудоустроены безработные граждане.
В целом ситуацию на рынке труда Республики Марий Эл можно охарактеризовать как стабильную. Хотя показатели, характеризующие безработицу в Республике Марий Эл, и выросли по сравнению с 2014 годом (самым успешным годом в сфере занятости населения республики за 20 лет), они остаются в 1,5 — 2 раза ниже показателей 2009 — 2010 годов. С 2010 года:
-уровень занятости вырос с 61,3 % до 64,5 %;
-уровень общей безработицы снизился с 10,5 % до 6,4 %;
-уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 1,61 % до
1,0 %.
Ситуация с занятостью находится под контролем и показатели, характеризующие безработицу, не превысили ожидаемых оценок, а задача обеспечения реализуемых инвестиционных проектов трудовыми ресурсами является приоритетной для органов службы занятости населения Республики Марий Эл.
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале