Виктор Озеров: Гособоронзаказ защищен от коррупционных посягательств
Динамика выполнения государственного оборонного заказа в России в последние несколько лет улучшалась. В прошлом году был достигнут уровень в 98,8%, сказал президент Владимир Путин на заседании военно-промышленной комиссии в четверг. «По итогам прошлого года показатель выполнения гособоронзаказа был улучшен… в 2013 году это было 93% выполнения, в 2014 году — 96,7%, в 2015 году — уже 97,6%, а вот в 2016 году — 98,8%», — сказал глава государства. Насколько сегодня выстроена система контроля распределения средств на гособоронзаказ, а также в чем заключается системный подход в борьбе с коррупцией в стране, рассказал ПАСМИ председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель координационного совета негосударственной сферы безопасности (НСБ) России Виктор Озеров.
ПАСМИ: В послании Федеральному Собранию президент говорил о необходимости профессионального подхода к борьбе с коррупцией. Что именно, на ваш взгляд, вкладывается в понятие «профессиональный подход»?
— Вы правы, в послании Федеральному Собранию президент особо отметил необходимость профессионального подхода к борьбе с коррупцией. Что такое профессиональный подход? Я считаю, что борьба с коррупцией должна носить комплексный, плановый и превентивный характер. Нужна такая система мер, которая устранит саму возможность коррупционных проявлений. Нужны единые стандарты борьбы с коррупцией, в том числе не взирая на лица.
Нужны широкое взаимодействие государства и институтов гражданского общества и широкая огласка. Нужен постоянный мониторинг действующего законодательства в данной части и оперативное реагирование на возникновение неблагоприятных тенденций.
И, пожалуй, одно из важнейших условий – соответствующим образом изменить содержание системы воспитания в цепочке семья, школа, общество, государство! Это, на мой взгляд, основа профессионального подхода к борьбе с коррупцией.
ПАСМИ: Как вы считаете, полномочия по борьбе с коррупцией будут переданы из МВД в ФСБ или иное ведомство?
— Полномочия по противодействию коррупции имеются в каждом органе государственной власти.
Вопрос о передаче полномочий по борьбе с коррупцией из МВД в ФСБ в настоящий момент не стоит.
ПАСМИ: Слухи о реформировании ФСБ и создании министерства безопасности, на ваш взгляд, имеют под собой почву?
— Решение о реформировании федеральных органов исполнительной власти, в том числе о реформировании ФСБ и создании министерства безопасности, находится в исключительном ведении главы государства – президента России Владимира Владимировича Путина. В случае принятия подобного решения комитет Совета Федерации по обороне и безопасности подключится к его выполнению в соответствии с вопросами своего ведения.
ПАСМИ: Упразднение ФСКН, ФМС, создание Нацгвардии, серьезные кадровые перестановки в ФСБ – у этих явлений есть общая причина?
— Указом президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба. Также указом президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Тексты указов отвечают на ваш вопрос – реорганизация осуществлена в целях совершенствования государственного управления и обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
ПАСМИ: Гособоронзаказ – важнейшая тема, постоянно поднимаемая руководством страны. Как вы считаете, секретность распределения средств на гособоронзаказ не является дополнительным коррупциогенным фактором? Ведь ни общественный контроль, ни СМИ не могут получить доступ к официальной информации об объеме распределяемых средств, нет публичного отчета о тратах этих средств. Какие надзорные органы сейчас имеют доступ к контролю за распределением средств в сфере гособоронзаказа?
— Указом президента Российской Федерации сведения, раскрывающие показатели государственного оборонного заказа отнесены к государственной тайне. За их разглашение предусмотрено уголовное наказание. И это не наше «изобретение», это – мировая практика.
Гособоронзаказ, как ни какая другая сфера производственной деятельности, защищена от коррупционных посягательств.
Это обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, отбор предприятий для выполнения ГОЗа осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Особенностью является проведение закрытых конкурсов, сведения о которых не размещаются в сети Интернет.
Процедура заключения договоров с единственными поставщиками также исключает завышение цены продукции, поставляемой в рамках ГОЗА и другие коррупционные составляющие.
Во-вторых, поправками в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе», внесенными в июне 2015 года предусмотрено:
а) создание межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа. Ее основными участниками являются Минобороны, Федеральная антимонопольная служба, Росфинмониторинг и Банк России. А с января 2017 года действие поправок распространяется и на другие ведомства, выступающие в качестве государственного заказчика в рамках ГОЗа при принятии правительством Российской Федерации соответствующего решения на основании обращения указанных государственных заказчиков (МВД, МЧС, ФСБ и др.).
В рамках указанной системы определены уполномоченные банки и предусмотрено открытие отдельных банковских счетов, используемых головными исполнителями и исполнителями. Все денежные потоки по ГОЗУ, образно выражаясь, «подсвечены» и могут быть использованы только для выполнения заданий по ГОЗу;
б) создание единой информационной системы, содержащей сведения о расчетах по государственному оборонному заказу.
При этом предусмотрено, что доступ к информации осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
в) установление административной ответственности за действия или бездействие, ведущие к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта. Помимо перечисленного, надзор за законностью и эффективностью расходования средств в сфере гособоронзаказа традиционно осуществляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.
Ее основными участниками являются Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Центральный банк Российской Федерации.
Эта система сформирована на основе баз данных, содержащих информацию о выполнении государственного оборонного заказа, головном исполнителе поставок продукции по государственному заказу, исполнителях, участвующих в поставках, контрактах и другая информация.
В рамках указанной системы созданы уполномоченные банки и открыты отдельные банковские счета, используемых головным исполнителем и исполнителем, что позволяет осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Также предусмотрены дополнительные меры на предотвращение необоснованного повышения цен в сфере государственного оборонного заказа.
В частности, устанавливаются запреты на действия (бездействия) головного исполнителя и исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению продукции, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта. Регламентируются функции и полномочия ФАС России, определяется порядок проведения проверок.
Эти меры направлены на обеспечение защиты интересов государственного заказчика государственного оборонного заказа, головного исполнителя и исполнителя, а также публичных интересов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
ПАСМИ: Редакция ПАСМИ провела расследование и узнала, что предприятие, исправно выполняющее гособоронзаказ для Нацгвардии, Минобороны, ФСБ РФ и других ведомств, сейчас оказалось под мощным административным прессом. Куда могут обратиться пострадавшие предприниматели в случае излишнего интереса со стороны контрольно-надзорных органов?
— Вопрос слишком общий. Нет конкретики. Так, по вопросам нарушения законодательства необходимо обращаться в органы прокуратуры; при решении хозяйственных споров – в арбитражный суд; при нарушении конкурентных правил – в Федеральную антимонопольную службу и так далее – по предметам ведения конкретного органа власти.
ПАСМИ: НСБ России обладает мощным потенциалом. По какой причине Совет безопасности РФ не причисляет его к тем силам, посредством которых обеспечивается общественная безопасность?
— В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ лО безопасности» Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Решение о «причислении», как вы выражаетесь, НСБ к силам обеспечения общественной безопасности вне компетенции Совета безопасности Российской Федерации. Полагаю, что негосударственная сфера безопасности, как в целом, так и в части конкретных ее составляющих, выполняет важную государственную и общественную функцию по обеспечению безопасности в различных областях. Однако, говорить об НСБ как о «силах» обеспечения безопасности, на мой взгляд, преждевременно. Считаю, что встраивание структур НСБ в общую систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации неизбежно произойдет в ходе становления эффективных отношений в треугольнике «государство – общество – частный бизнес».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале