Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Земля и воля  

 

Когда на кону миллиарды, для обвинения во взяточничестве взятка не нужна. Мертвые пайщики и дагестанские кланы, бумажные овцы и уголовники, ставшие уважаемыми инвесторами, – на Ставрополье об этом знали, но молчали. Правоохранители уничтожают разоблачителя, вынесшего сор из избы.

Инвестиции на миллиарды и колхоз

%d0%b0%d0%b4%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%bd%d1%8b%d0%b8%cc%86-%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d0%bd2Левокумка стоит в окрестностях золотоордынского города Маджар, развалины которого растащили на стройматериалы первопоселенцы ещё в 19 веке. Древние курганы – единственная здесь нераспаханная земля. А она в прямом смысле слова золотая. Урожаи пшеницы  – 40 центнеров с гектара, в два раза выше, чем по России. Зерна много, а переработки нет. И вот, на экономическом форуме в Сочи в 2012 году Дмитрию Медведеву презентовали макет завода по глубокой переработке пшеницы. Рядом стояли такие серьезные люди как Вагит Алекперов. Одним словом, политическая элита не возражала против идеи «Первой ставропольской агропромышленной корпорации» заняться нужным для страны делом.

В 2012 году губернатор Ставрополья и «Ставропольская АПК» на международном форуме «Инвестиции в человека» заключили соглашение о сотрудничестве. А затем в Буденновске состоялось торжественная церемония закладки завода.

По словам исполнительного директора корпорации Юрия Тищенко«была достигнута договоренность, что край дает 3 миллиарда рублей на инфраструктуру и иную поддержку проекта». Летом 2014 года инвесторы, так и не начав строительство в Буденновске, взяли в аренду еще 120 га земли, которые в Левокумском районе обрабатывает ЗАО «Октябрьский».

Вскоре к новому главе района Николаю Напханюку прибывает Юрий Тищенко с требованием выдать разрешение на строительство. По словам Напханюка, проекта не было, и он позвонил в краевой минстрой, где ему сказали: «Вы не имеете права выдавать без основного проекта».

Более того, недалеко от участка находится заброшенный скотомогильник, в зоне которого вести работы нельзя. А рядом – нефтепровод. То есть, выдав разрешение без проекта, да еще в охранной зоне скотомогильника и нефтепровода, Николай Напханюк оказался бы на крючке, и на него в любой момент можно было бы завести дело.

Получив отказ, Юрий Тищенко приезжает в правление «Октябрьского». Оказалось, грунтовая дорога к его участку его не устраивает. А хочет он проезда через поля, засеянные пшеницей. Евгений Напханюк, сын главы и председатель «Октябрьского», как и любой крестьянин, ему в этом отказал.

Однако Тищенко обращается к бухгалтеру предприятия с просьбой выставить счет на возмещение ущерба от потери совхозом части земли, с тем, чтобы возместив убытки, получить от «Октябрьского» право на проезд на свой участок. Получив счет, Тищенко советуется с московскими учредителями. А затем обращается в ФСБ, откуда его отправляют в Нефтекумский межрайонный отдел Следственного комитета РФ.

Правоохранители связали два факта – отказ выдать разрешение, которого Николай Напханюк не имел права выдавать. И счет на убытки, который Тищенко сам запросил у Напханюка-младшего, превратившийся по версии следствия в документально оформленное «вымогательство взятки». В итоге – громкое дело о коррупции.

Подозреваемые

Николай Напханюк
Николай Напханюк

Николай Васильевич Напханюк прошел путь от зоотехника до председателя ЗАО «Октябрьский». В 2014 году стал руководителем района. Колхозники выбрали его сына Евгения, работавшего в совхозе с детства, новым председателем. Предприятие – единственное на востоке края – сохранило молочное животноводство. Регулярно выплачивает дивиденды полутора тысячам пайщиков и обеспечивает всю «социалку» Левокумского, от парка и детских садов до стадиона. Теперь все это под угрозой. Почему? Да потому что сельхозпроизводитель не может выжить без кредитов. Платить нужно за все. Деньги берутся у банков осенью, а осенью следующего года отдаются. Никто не даст кредиты предприятию, чей руководитель под арестом. Теоретически, уже через пару месяцев работа колхоза была бы парализована, а землю скупили бы заинтересованные лица. Похожим образом исчез с лица земли не один колхоз. Так кому же и зачем понадобилось посадить Напханюка?

Кирсан Илюмжинов и отпетые мошенники

При личной встрече Тищенко долго и убедительно рассказывает, каким нужным станет его завод стоимостью 10 миллиардов рублей и какой злодей Напханюк. По словам директора «Ставропольской АПК», он грозил ему: «Ты вот сейчас мне заплатишь, а потом будешь каждый месяц мне платить. А это ты видел?!» И Юрий Иванович складывает кукиш, которым тычет в небо.

И вот тут начинаешь испытывать легкое недоверие. Все разговоры Тищенко с Напханюками были записаны. И нигде в этих записях нет ни малейшего указания на вымогательство.

За спиной Тищенко – фотография Путина с миловидной женщиной. «Кто это», —  спрашиваю Юрия. «Это Нина Николаевна, инициатор проекта». — «А какой бизнес?» — «Самый разный…»

Имя этой женщины всплывает уже во второй раз. По словам Напханюка, она была в Левокумском в 2014 году в окружении отставных фсбшников и заявила ему: «Не переживай, Николай Васильевич, у меня первый зам Бастрыкина — лучший друг, все здесь будет строиться».

Не переживай, Николай Васильевич, у меня первый зам Бастрыкина — лучший друг, все здесь будет строиться

Пока, как видим, ничего не строится, а Напханюк под следствием. Итак, кто же загадочная Нина Николаевна?

Нина Милюкова
Нина Милюкова

Еще в середине восьмидесятых Нина Николаевна Милюкова получила 13 лет общего режима за махинации с квартирами в Москве. В 2005 стала фигурантом двух уголовных дел, связанных со строительством. Одно касалось хищения квартир при строительстве жилья в столице, второе — неоплаты услуг турецкой фирмы «Огул Иншаат» на сумму более миллиона долларов.

К слову, управляющий, Юрий Тищенко тоже был фигурантом расследования. В 2007 году против него возбудили дело о мошенничестве, связанном с банкротством одного из сельхозпредприятий края.

Как Милюкова и Тищенко превратилась в серьезных инвесторов, проектом которых заинтересовался Медведев и чью идею поддержал прошлый губернатор края Валерий Зеренков?

Дело в покойном муже Нины Николаевны реставраторе Викторе Белоусове. Его структуры активно участвовали в реставрации таких объектов как московский Кремль, МГУ, Центробанк. У Белоусова было и еще одно направление — сувенирное. Он обеспечивал сувенирами FIDE, шахматную организацию, во главе которой стоял президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Именно к нему и обратились за помощью, когда предприятие столкнулось с финансовыми сложностями. После реструктуризации появилось две фирмы: ООО «ЭХПО Вель» и «Группа Вель», в которых Илюмжинову принадлежало по 18%.

В учредителях «Ставропольской АПК», кроме Тищенко, значится и фирма «МКТ-26». Само МКТ выступает учредителем «Ассоциации Инвестиционно-промышленный концерн «Вель», фирмы, учрежденной совместно с «ЭХПО группа Вель», связанной с Илюмжиновым.

Именно Кирсан Николаевич и обеспечивал проведение переговоров «Ставропольской АПК» и бывшего губернатора края Валерия Зеренкова. Однако дело не заладилось. Что за черная кошка пробежала между Илюмжиновым и Милюковой, мы не знаем. Но факт остается фактом. Из состава учредителей Кирсан Николаевич вышел. Тищенко заявляет, что «государство в лице региональных властей окажет все меры поддержки». А вот глава краевого Минсельхоза Владимир Ситников на вопрос о том, какую же поддержку он оказывает корпорации, ответил: «Я работаю министром год, за это время мы с руководством компании не общались. Я не вижу реализации этого инвестиционного проекта».

Выходит, с потерей интереса со стороны Илюмжинова «Ставропольская АПК» осталась без связей в высоких кабинетах.

Однако, участок в 120 га в Левокумском у «Ставропольской АПК» уже есть. Это серьезный актив, под который можно искать деньги. Но как объяснить потенциальным инвесторам, почему за два года на участке так и не начались работы? И тут возникает дело Напханюков. А в газете «Коммерсант» — интервью Тищенко о том, что срок запуска завода переносится на 2018 год «из-за долгого получения разрешения на строительство».

То есть, вот он, Напханюк, виновник всех бед. Хотел ли Тищенко возбуждением этого дела создать публичное прикрытие своих неудач в поиске инвестора или действовал в интересах лиц, желающих банкротства «Октябрьского», чтобы получить не сотни, а уже тысячи гектаров земли?

Следствие вели

Евгений Напханюк
Евгений Напханюк

Краеугольный камень обвинения – сын Николая Напханюка Евгений, руководитель сельхозпредприятия «Октябрьский». По версии следствия, он вымогал с Тищенко деньги за право проезда на его участок.

В постановлении о возбуждении дела указано: участок Тищенко «окружен земельными участками, принадлежащими ЗАО «Октябрьский». То есть, Тищенко якобы не мог попасть к себе на участок без разрешения Евгения Напханюка. Достаточно взглянуть на карту и увидеть — участок окружен посевами с трех сторон и проезд есть. По словам Евгения Напханюка, «никто никогда не мешал проезду с южной стороны, там может проехать любой желающий». Но доблестные правоохранители либо не разбираются в топографии, либо не удосужились выехать на место и проверить информацию.

Итак, мы сделали то, чего не сделали  следователи, спросили у Тищенко, можно ли проехать к участку. По его словам, можно, но очень уж неудобно. Мы проехали по маршруту и засекли время: на машине ехать полторы минуты.

Тищенко хотел обеспечить себе проезд на участок через землю «Октябрьского». Это действительно короткий путь — тридцать секунд пешком.

Однако поле к тому моменту уже засеяно, и руководитель «Октябрьского» отказывает директору «Ставропольской АПК».

«Я ему говорю, не устраивает твоя дорога, через мою рожь летай на вертолете», — рассказывает Евгений Напханюк.

В ходе переговоров с Евгением Напханюком Тищенко сам попросил выставить счет на убытки, компенсировав которые, он получил бы право на проезд к участку через поле.

Юрий Тищенко
Юрий Тищенко

Следователи так торопились возбудить дело на Напханюков, что сделали это с грубыми нарушениями. 23 августа 2016 года краевой суд отменяет постановление о возбуждении уголовного дела.  Прокуратура края хотела обжаловать решение суда. 19 сентября суд ей в этом отказал. 20 сентября Тищенко вновь обращается с заявлением.  Уникальная вещь — Следственный комитет возбудил дело уже на следующий день, 21 августа. Каким образом следователям удалось за сутки собрать доказательства вины, непонятно. По словам адвоката Татьяны Бизяевой, «все следственные действия, проведенные в рамках предыдущего дела, сами по себе незаконны, и это признано судом».

В постановлении о возбуждении указано, что Напханюку старшему принадлежит 67% акций «Октябрьского». Ну почему следователи не уточнили, что они уже давно не в его управлении и дивидендов он не получает?

Заявитель Юрий Тищенко записывал все разговоры с Напханюком. Вопрос следователям: а вы их читали? Там есть хоть слово про вымогательство? Сам Тищенко цинично относится к таким вещам. По его мнению, «на сегодняшний день, при наличии желания и воли пишется еще одно заявление и возбуждается уголовное дело».

Почему следствие не дало осуществиться взятке? Не потому ли, что если бы Тищенко перечислил деньги на счет «Октябрьского», нужно было бы заключить договор. А затем путь денег легко отслеживался, и дела бы не было.

Почему дело Напханюков появилось в 2015 году? Ответ прост. ЗАО «Октябрьский», как и все сельхозпредприятия арендует землю у пайщиков. И в 2015 подошел срок перезаключения договоров аренды.  Если вывести из игры Напханюков под любым предлогом,  в этом случае 20 000 га земли уйдут в другие руки.

Мертвые души, бургундское вино и «дагестанская мафия»

Стоило Напханюку возглавить район, как он увидел необыкновенный парадокс. Баранины Левокумье производит столько же, сколько и в советское время. А вот поголовье овец в два раза больше. Причина — животноводы получали от государства субсидии, по 60 рублей на овцу. Вот и росло «бумажное» стадо, за которое получали реальные деньги. Схема была обнародована, в результате возникло 48 уголовных дел против недобросовестных сельхозпроизводителей по всему краю. 48 поводов отомстить. Еще одна конфликтная ситуация у главы района сложилась в соседнем с Левокумкой Бургун-Маджаре.

В 19 веке, после колонизации края, бывших земель Османской империи, среди новых русских помещиков возникла мода на виноделие. По легенде, вино, сделанное в окрестностях Маджара было подано императору Александру I, который не отличил его от бургундского. С тех пор и появилось название Бургун-Маджар. Нынче виноградники затоплены или вырублены. Пшеница выгоднее. Колхоз обанкрочен, в селе дикая безработица, официально обрабатывается лишь треть земли.

Обрабатывает ее ООО «Долина», контролируемая выходцами из Дагестана — братьями Омаровыми. В свое время они получили эту землю достаточно интересным способом. Колхозники оформили доверенность на право распоряжаться землей Шапи Омарову.

Желание отдать землю они почему то оформили в республике Дагестан в городе Избербаше. И, судя по всему, желание было столь сильным, что пайщики восстали из мертвых. 50 доверенностей были выписаны покойниками.

Сегодня никто точно не может сказать, что и кому принадлежит в Бургун-Маджаре. По словам атамана Евгения Кацубина, «как минимум 820 гектаров земли вообще никак не оформлено».

Став в 2013 главой района, Николай Напханюк пытался навести порядок с землей, оставшейся от соседнего обанкроченного колхоза. Совместно с казачьими обществами создали предприятие «Казачий восток Левокумья». О цели создания нам рассказал атаман Евгений Кацубин: «В районе много неучтенной и невостребованной земли. Земельный кодекс  дает нам право изыскивать земли для предприятия и получать их без аукционов».

Первый звоночек о том, что Напханюк нажил себе врагов, прозвенел в июне 2014 года. Неизвестные в пяти местах подожгли поля «Октябрьского»,  выгорело 90 гектаров пшеницы. Уголовное дело возбудили лишь две недели спустя. Однако правоохранители искали не столько поджигателей, сколько компромат на Напханюка.

В том же году заместитель начальника краевого УЭБиПК Владимир Кияшкин отправляет своих сотрудников на подворовой обход Левокумского. Оперативники интересовались деятельностью Напханюка. Никакого криминала тогда не нашли. Кроме давней истории. Один из левокумцев лет пять назад покончил жизнь самоубийством. А за несколько лет до этого поступка – подрался с Николаем Васильевичем. Теперь МВД собирает доказательства против Напханюка о… доведении до самоубийства. Одним словом, негусто. И тут на сцене появляется «Ставропольская АПК». В этом свете история со «взяткой» начинает напоминать тщательно спланированную спецоперацию.

Владимир Ситников, министр сельского хозяйства Ставропольского края
Владимир Ситников, министр сельского хозяйства Ставропольского края

Когда среди пайщиков, а их полторы тысячи, после ареста Напханюков началась паника, люди стремились избавиться от паев, которые с удовольствием стали скупать братья Омаровы. «Октябрьский» от такого «переформатирования» спас министр сельского хозяйства края Владимир Ситников. Он лично общался с пайщиками, выступая в роли психотерапевта. В итоге, люди поверили его доводам о том, что надо держаться вместе.

«Я не могу сказать, насколько мне удалось погасить те или иные процессы, но то, что это является сдерживающим фактором, однозначно да», — рассказывает Владимир Ситников,«Я давно знаю и Николая Васильевича и Евгения, это люди, которые болеют за свое дело. Позиция министерства однозначна, никто это хозяйство никому не отдаст».

Николай Напханюк, несмотря на арест по первому делу и подписку о невыезде по второму, остается главой района. Губернатор края Владимиров не снимает его с должности, поскольку сам давал поручение Напханюку навести порядок с земельными отношениями в районе. Правоохранители, возбуждая уголовные дела по заявлениям лиц с сомнительным прошлым, фактически способствуют рейдерскому захвату последнего крупного сельхозпроизводителя Левокумья и выводу земель из теневого оборота. Мы продолжим разбираться в этой неоднозначной истории. Ведь от исхода дела зависит не только судьба Напханюков, но и будущее крупнейшего района Ставрополья.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале